Лена, в этом году ты празднуешь 15-летие своего бренда. С чего началась история Elena Burenina?
Это история длиною в жизнь, ведь шить я начала еще в шестилетнем возрасте и затем обучалась этой специальности на протяжении девяти лет. Больше всего я мечтала стать профессионалом: всегда испытывала неутолимую жажду к знаниям, в студенческое время вечно засиживалась в библиотеках до поздней ночи и параллельно рисовала скетчи 24/7. А вот к первой собственной коллекции меня подтолкнуло участие во Всеукраинском конкурсе молодых дизайнеров «Погляд у майбутнє». Тогда я одной из последних подала свои работы: помню, рисовала эскизы с температурой под сорок. И оказалось, не зря. Пройдя все этапы, моя коллекция победила в конкурсе, и я получила два Гран-при! Главой жюри была британка Элисон Мэлоуни, которая тогда заметила, насколько моя коллекция опережает время.
С Элисон вы и встретились в Лондоне спустя пару лет во время твоего обучения в Central Saint Martins.
Да, благодаря телепроекту PROfashion, созданному «Новым каналом» при поддержке журнала ELLE, я попала в Лондон. Победа в этом телепроекте подарила мне возможность обучаться в колледже Central Saint Martins. В Лондоне мне удалось с новой силой раскрыть свой потенциал. Меня разрывало от идей, я почти не спала и все время проводила за книгами и рисованием. Даже преподаватели отчасти были в шоке и придумали мне определение — overqualified. Конечно, на тот момент я имела за плечами огромный опыт, но ведь идеи тоже всегда рождались во мне. Просто в Лондоне я обрела нужную для себя среду. Там мои новизна и уникальность возвышались на пьедестал, в то время как в Украине пятнадцать лет назад мой концептуализм мало кому был понятен.
Вот эта «идейность», на твой взгляд, что-то сродни дару или все же навык, который можно в себе развить?
Это определенно свойство мозга, которое присуще людям в разной степени. Однако его, как и любую другую способность, нужно в себе развивать.
О чем бренд Elena Burenina был с самого начала?
Амбивалентность — то, что условной нитью проходит через коллекции на протяжении всех лет. Всегда существует некая двойственность, словно в мире две реальности. А еще Elena Burenina — о независимости и свободе.
Первые показы бренда были очень концептуальными, ты в буквальном смысле превращала подиум в арт-пространство. Однако сегодня вещи Elena Burenina в большинстве стали носибельными и понятными. В какой момент произошла эта трансформация?
Оба эти направления существуют во взаимосвязи. Творческий компонент помогает создавать что-то новое, а коммерческое направление адаптирует эту новизну под основные потребности клиента и в буквальном смысле поддерживает состояние дел с финансовой точки зрения. Я по натуре создатель, но всегда осознавала, что людям необходима одежда более утилитарная.
А что тобою движет в процессе работы над ней?
В коллекциях я всегда отражаю свое психоэмоциональное состояние или состояние среды, в которой нахожусь. Часто выступаю в роли ретранслятора, способного подсветить проблематику, ведь я глубоко чувствую людей и способна с помощью одежды влиять на их эмоциональный фон — здесь пригодились мои знания психотерапии. Я всегда за личный контакт с клиентом: я сверхчувствительна к людям, стараюсь узнать их, понять их сложность и глубину. В итоге, придя за условным пальто, наш клиент получает намного больше — он получает поддержку, обретает уверенность, и зачастую его жизнь меняется к лучшему.
Причем к лучшему меняется жизнь и женщин, и мужчин.
Да, я долгие годы создавала исключительно женские коллекции, но с мужчинами работала всегда. Я очень люблю мужчин, обожаю подчеркивать их маскулинность. Взаимодействую с ними главным образом в формате bespoke, однако уже несколько сезонов и в основных коллекциях бренда есть отдельная мужская линия. У нас роскошные пальто, бушлаты, кожаные куртки, дубленки.
Помимо сезонных коллекций и работы с клиентами Elena Burenina может похвастаться внушительным списком проектов, которые зачастую остаются за кадром. Расскажи о них.
Мы действительно много всего делаем помимо основного направления. Сотрудничаем с киноиндустрией (например, создавали костюмы для фильма «Ржевский против Наполеона») и, конечно же, с селебрити: это и разработка сценических образов, и индивидуальный пошив нарядов для выступлений, видеоклипов, светских выходов. Например, в течение пяти лет мы сотрудничали с Юлией Саниной и The Hardkiss. А недавно я взялась за дизайн униформы для экипажа авиакомпании Windrose.
Каким событием из жизни бренда ты особенно гордишься?
Переломным моментом в нашей жизни стало открытие бутика на Болсуновской. Мы шли к этому более десяти лет, продумывали каждую деталь — и в итоге наше пространство выглядит так, как я всегда мечтала. Появление бутика определенно повысило статус бренда.
А какие еще цели ты ставишь перед собой?
Однажды в самом начале пути мне задали такой же вопрос. Тогда я не знала, что ответить, и сразу выпалила, что хочу делать людей счастливыми. На первый взгляд, несколько банальная фраза, но ведь так оно и есть. Я действительно умею делать людей счастливее, ведь ко мне приходят не только за одеждой, а еще и за позитивной энергетикой. Мечтаю и дальше менять к лучшему жизни людей, а еще мечтаю вывести бренд Elena Burenina на международный уровень. Уверена, так и случится!