«Они понимали, что Иван Миколайчук — гений, поэтому боялись его». Интервью с Галиной Сулимой об украинском поэтическом кино

Эксклюзивно для ELLE

С 15 по 19 июня в Черновцах проходит кинофестиваль «Миколайчук OPEN», ставший первым подобным мероприятием в Украине с начала полномасштабной российской агрессии против нашей страны. Миколайчук жил и много снимал на Буковине. Музой кинофестиваля стала актриса Галина Сулима. Фильм Миколайчука «Такая теплая, такая поздняя осень», где он сыграл главную мужскую роль, а Галина — главную женскую, также вошел в программу кинофестиваля.

Эксклюзивно для ELLE актриса рассказала об украинских фильмах, таланте Ивана Миколайчука и особенностях современной киноиндустрии.

Как вы познакомились с Иваном Миколайчуком?

Я играла главную женскую роль в картине режиссера Михаила Пташука, и мне тогда было 15 лет. А Иван Васильевич Миколайчук был наиболее опытным актером среди всей команды. Тогда же он рассказал мне о сценарии, который написал с Иваном Драчом и Виталием Коротичем, — поделился, что хочет воплотить его в жизнь как режиссер, и предложил мне сыграть Орисю. Позже я поступила во ВГИК, и в институт пришло утверждение о моей будущей главной роли в фильме Ивана Миколайчука «Такая теплая, такая поздняя осень». Я тогда была в мастерской Сергея Бондарчука, и он не позволял студентам сниматься в кино: мол, если плохо сыграете, то можете так себя уничтожить. Но меня отпустил, потому что был уверен: Иван Миколайчук — гений.

Расскажите о съемках фильма «Такая теплая, такая поздняя осень».

В этой картине был фантастический актерский состав: Петр Михневич, Григорий Гладий, Наталья Сумская, Таисия Литвиненко, Федор Стригун и Лесь Сердюк. Мы все восхищались Иваном Миколайчуком. Но советское Госкино не соглашалось с нами: его руководство прислало на Киностудию Довженко 186 правок. Им не нравилось все: любовь к своей земле, то, что героиня приезжает из Канады, влюбляется и остается в Украине. Они пугались философии в фильме. Они понимали, что Иван — гений, и знали, какое влияние он имеет на зрителей, поэтому боялись его. Но Миколайчук всегда делал то, что хотел и чувствовал. Поэтому все его роли искренни и талантливы.

Какое впечатление Миколайчук произвел на вас как актер и режиссер? Как он работал на площадке с актерами?

Иван работал с актерами по-особенному. Да, мы читали сценарий, разговаривали, но репетиций он не проводил. Он сам был гениальным актером, поэтому будто влазил в нашу актерскую кожу и понимал очень хорошо, кто и что чувствует. Ему в фильме нужна была твоя личность, поэтому было очень много импровизации. Если ему что-то не нравилось, то он говорил: «Прошу прощения, солнышко, все очень хорошо, но нужно снять еще, это больше оператору нужно, чем мне, так что сыграй немного иначе». У него почти все играли хорошо с первого дубля.

Каким вам запомнился Иван Миколайчук?

Он дал мне тот смысл творческой жизни, который я исповедую. Во время съемок меня часто спрашивали: «Вы такая молодая женщина, зачем вам это? У него [Миколайчука] такая "бандеровская" репутация. Вам будет сложно после этой ленты найти работу в кино». Но мне не было страшно, я верила в свою судьбу и судьбу этого фильма. И впоследствии он получил много призов, но проката у него не было. Я знаю, что сейчас Госкино запускает повторный прокат «Украинского поэтического кино». Может, зрители увидят и картину «Такая теплая, такая поздняя осень» — Миколайчук об этом мечтал. После того как я снялась в этом фильме, он написал для меня несколько сценариев — например, я должна была играть Марусю Чурай, даже Лина Костенко согласилась. Но снимать Ивану Миколайчуку не разрешили.

Каким было украинское кино в 1980-х годах, которое впоследствии стало нашим классическим культурным достоянием, собранным под термином «Украинское поэтическое кино»?

Я снималась в фильмах всех режиссеров украинского кино: Леонида Осыки, Михаила Ильенко, Вадима Ильенко и Николая Мащенко. Это роли, записанные в книге жизни. Многие из этих фильмов были сняты против воли власти, но я горжусь тем, что киноленты получили признание и вошли историю не только украинского, но и европейского кино.

На чем сфокусирована ваша деятельность сейчас?

Я уже давно живу на 2 страны — Францию и Украину, также занимаю должность президента Alliance Française Odesa. В 2019 году я получила предложение от мэра Одессы Геннадия Труханова и директора департамента культуры и туризма Татьяны Марковой создать в Одессе кинокомиссию. Так Odesa Film Office стал хедлайнером кинокомиссий Украины. Мы реализуем разные проекты — в частности, франко-украинский фестиваль короткого метра «Мост».

Как и где вы встретили полномасштабное вторжение России в Украину? Что тогда переживали?

Я была в Париже — приехала туда в декабре, хотела увидеть семью и согласовать работу нашего кинофестиваля. У меня был обратный билет на 2 марта. Первое, о чем я подумала, — как хорошо, что моя мама не дожила до этого. Когда она была маленькой, то с родителями плыла на пароходе — догоняли пароход «Ленин», потому что опоздали на него. Тогда же на их глазах и попали бомбой в «Ленина». С тех пор мама боялась каждой грозы.

На что бы вы посоветовали обратить внимание молодому поколению актеров в будущей работе?

Советую ничего не бояться, идти вперед и создавать свое кино. А мы всегда поможем, подставим плечо и будем радоваться вашим успехам.

Что вы навсегда измените в своей жизни после войны?

Я сейчас не думаю о своей жизни. Я очень хочу, чтобы все ценности, которым преданны мы, украинцы, остались. И чтобы после нашей победы мы остались такими же сильными и мужественными, как сейчас. И чтобы нас ценили по всему миру, а остальное мы сделаем сами после победы.

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы