О выходе на зарубежный рынок, новом благотворительном сборе на 100 миллионов гривен и ежедневных вызовах. Интервью с соосновательницей компании Uklon Викторией Дубровской

Эксклюзивно для ELLE.UA

Каким должен быть сознательный бизнес во время полномасштабной войны? Как в сложных условиях не только удержать бизнес в Украине, но и расширить его за границу? Какова цель нового сбора от Uklon и почему дроны — то, на что следует делать важную ставку в деле приближения победы Украины? И, наконец, как изменились наши ценности и приоритеты почти за два года большой войны? Об этом и не только ELLE.UA говорит с соосновательницей украинского райдхейлинг-сервиса Uklon Викторией Дубровской.

Платье и жакет, Kachorovska; колье, Crivelli, кольцо PB Luce, серьги и кафа, Pasquale Bruni Luce (ITISI)

Если говорить об Uklon до 24 февраля 2022 года и сейчас, какие глобальные изменения произошли в компании и какие подходы к ведению бизнеса вам пришлось пересмотреть?

Для нас, как и для всех украинцев, война началась гораздо раньше — так, мы с 2014 года помогали волонтерам и волонтерским организациям, в частности, фонду «Повернись живим». Мы поддерживали и продолжаем поддерживать их операционную деятельность, потому что они действительно делают очень большую, системную работу.

Если же говорить о полномасштабной войне, то скоро будет два года с ее начала, но, честно говоря, мы до последнего не верили в то, что большая война вообще возможна, хотя понимали, что будет обострение на востоке. Мы работали в Мариуполе, и я помню, как еще до полномасштабного вторжения мы просили своих сотрудников покинуть город и переехать в более безопасное место. Но никто не мог представить, что враг окажется под Киевом. Для нас это было неожиданностью. Первая реакция, конечно, шок. Но у нас была главная задача: удержать бизнес, поддержать команду. Мы помогали людям выбираться с оккупированных и прифронтовых территорий, и потом, когда к нам начали обращаться уже друзья друзей, мы поняли, насколько велика проблема с логистикой. Поэтому мы все это время были в работе и, честно говоря, у нас не было времени паниковать.

Что касается перемен, которые случились... Наверное, это то, что мы стали еще более гибкими, смогли быстро отреагировать на изменения в глобальной среде и подстроиться под эти изменения.

Полномасштабная война повлияла абсолютно на все бизнесы, и ваш — не исключение. Помните наиболее критический момент, когда казалось, что вернуться в исходную позицию будет невозможно?

Наверное, такого момента не было. Больше пугала неопределенность, неизвестность. При этом это держало в тонусе. Мы делали то, что умеем делать лучше всего — работали в сфере логистики, помогали с эвакуацией, перевозкой волонтерской помощи и необходимого медицинским учреждениям. Помогали всем тем, кто в этом нуждался. Конечно, была задача удержать бизнес и команду, но какого-то определенного критического момента все же не было. Работа берегла нас от негативных мыслей, постоянного чтения телеграм-каналов и так далее. Ну и, честно говоря, мы верили тогда и продолжаем верить сейчас в то, что совсем скоро война закончится нашей победой — эта мысль дает силы не останавливаться.

Жакет, Leskizzo; блуза Kachorovska; кольцо, RF Jewels, кольцо и колье, Crivelli (ITISI)

В 2023 году Uklon начал работать также в Азербайджане и Узбекистане. Как это отразилось на бизнесе в целом?

Путь к этой экспансии был непростым. Еще до полномасштабной войны мы задумывались о выходе за пределы Украины, и, собственно говоря, в 2021 году у нас была тестовая экспансия — мы запустились в Молдове. Там все активно развивалось, но, к сожалению, после начала полномасштабной войны мы закрыли эту локацию из-за определенных ограничений, связанных с финансированием, а точнее — учитывая валютные ограничения, которые были введены в Украине. Поэтому возобновление экспансии было для нас очень важной задачей, и я рада, что в 2023 году нам удалось это сделать.

На самом деле, это очень интересный опыт. Он совершенно разный: в Азербайджане мы запустились в партнерстве с местным крупным холдингом: там нужно находить компромиссы и как-то существовать и развиваться вместе. Но это достаточно мощный партнер, поэтому есть свои плюсы и минусы. В Узбекистане мы полагаемся только на свои силы — здесь преимущество в том, что благодаря тому, что никакие решения не нужно ни с кем согласовывать, мы можем быть более гибкими и быстро реагировать на те или иные изменения.

Конечно, выход на новый рынок не может не повлиять на бизнес в целом, потому что мы встречаем новые вызовы, появляются новые задачи, с которыми нужно справляться. Это и локализация продукта, и совсем другие условия ведения бизнеса, и некоторые местные особенности, которых мы можем не знать, живя в Украине. Поэтому здесь очень важно сформировать именно локальную команду, и это был для нас еще один челлендж. Сейчас у нас есть команда, но мы продолжаем искать сильных экспертов.

Вообще, развитие и рост компании — это путь через постоянные изменения и преодоление вызовов. Собственно, сейчас мы именно на этом пути.

Насколько популярным стал Uklon за пределами Украины?

В Азербайджане мы конкурируем с двумя крупными игроками. В такой конкуренции мы получаем хороший опыт. Конечно, пока не могу похвастаться тем, что мы там стали лидером, потому что прошло достаточно мало времени, но сейчас мы на пути к этому. У нас есть определенные цели, которые мы ставили, и сейчас мы плюс-минус движемся в рамках этих поставленных целей. Я верю, что все впереди.

На какие страны вы планируете расширить свое влияние в новом году?

У нас давно существует лонглист и шортлист. Мы думаем, куда выходить, но это зависит еще и от стратегии — поскольку мы сейчас пошли в страны СНГ, то имеет смысл присутствовать в одном регионе. Мы долго для себя рассматривали Польшу, но, честно говоря, там очень большая конкуренция, поэтому отложили эту идею. Решать, куда пойдем дальше, будем в следующем году. Пока нам нужно заняться тем, что есть, и усилить команду в тех странах, где мы уже присутствуем. Но, скорее всего, мы будем выбирать страны из того же региона — соседствующие с Азербайджаном и Узбекистаном.

Брюки, жакет, рубашка, Kachorovska; серьги и кафы, Busatti (ITISI)

В этом году у вас также произошли большие изменения в руководстве компании.

Да, летом этого года все основатели решили выйти из операционной деятельности и сконцентрироваться на стратегических задачах, таких как благотворительные и волонтерские проекты. На смену пришла команда, в большей степени выросшая изнутри. CEO нашей компании стал Сергей — человек, который долгое время работал в Uklon. Он хорошо понимает процессы, понимает, куда двигается компания, как двигается, чем живет, знает это все изнутри, и сейчас у нас сформирована достаточно сильная управленческая команда. Менее чем за полгода она показала неплохой результат, и мы очень гордимся ею и верим, что все получится.

Когда я себя хвалю, это, наверное, выглядит странно, но я не могу не сказать о нашей корпоративной культуре. Люди, которые попадают к нам в компанию, отмечают, что у нас нет никаких проявлений дискриминации, у нас достаточно демократический стиль управления, и в такой среде люди очень хорошо генерируют идеи и воплощают их. У нас нет зарегулированности бюрократических процессов и т.п. Конечно, в такой большой компании нельзя обойтись без внутренних процессов, но все выглядит достаточно прозрачно и понятно для всей команды.

Уходящий год был чрезвычайно активным для вас и в плане запусков и расширения линейки услуг.

Да, кроме географической экспансии, мы также расширили нашу продуктовую линейку и, в частности, запустили класс авто «Инклюзивный». Огромное количество людей нуждалось в таком нововведении еще до начала полномасштабной войны, а сейчас эта проблема становится еще более острой. Поэтому мы совместно с партнерами закупили автомобили, оборудованные специальной рампой для того, чтобы туда было легко заезжать на колесных креслах, и сейчас они курсируют по Киеву и делают жизнь людей, ограниченных в передвижении, немного проще. К сожалению, этих машин еще не очень много, но мы сейчас активно занимаемся развитием именно этого направления. Также мы активно работаем над тем, чтобы запуститься во Львове — надеюсь, это произойдет совсем скоро.

Также мы переформатировали услугу Delivery — вывели ее в отдельный проект и назвали Uklon Delivery. Вы, вероятно, уже видели курьеров с брендированными сумками Uklon — сейчас мы тестируем эту услугу и планируем активно развивать это направление. Еще одно нововведение — класс авто под названием «Прайм», в котором будут ездить машины повышенного комфорта Lexus, а также будут предлагать небольшие «плюшки»: воду, конфеты и прочие дополнительные удовольствия для пассажиров.

Костюм с юбкой, Leskizzo; серьги, Busatti, кольца, RF Jewels (ITISI)

В тех странах, в которые вы зашли в этом году, эти нововведения пока не работают?

Пока там работает только райдхейлинг, все остальное будет добавляться постепенно. Ведь если говорить, например, о классе «Инклюзивный», то это скорее благотворительный проект. Мы инвестируем туда много средств ежемесячно, ведь верим, что это очень важно для создания действительно безбарьерной среды. К слову, мы являемся партнерами общественной организации «Безбар`єрність» и работаем под патронатом первой леди Елены Зеленской.

Ваша компания активно занимается волонтерской деятельностью — за 2023 год вы закрыли два сбора на 80 миллионов и в начале декабря начали новый масштабный сбор. Какова его цель?

До полномасштабного вторжения мы поддерживали только «Повернись живим» и еще несколько небольших волонтерских организаций. Затем мы начали сотрудничать также с Фондом Сергея Притулы. Вместе с тем мы не оставили помощь «Повернись живим», просто расширили покрытие, а также создали собственную организацию, чтобы через нее прозрачно вести благотворительную деятельность. Также мы начали запускать сборы и проекты совместно с другими фондами. Так, например, наш первый большой сбор на 30 миллионов под названием «Люті потішки» мы запускали вместе с фондом Dignitas, и закрыли его за два месяца. Потом мы запустили «Рій помсти», и тоже довольно быстро его закрыли — на полученные средства мы приобрели более 3000 FPV-дронов. Также мы собирали на обучение пилотов.

В начале декабря мы пошли в новый сбор совместно с Фондом Сергея Притулы и группой компаний !FEST. Мы достаточно символически назвали проект «Рій помсти 2.0» и верим, что закроем этот сбор так же успешно, как и предыдущие. Сейчас цель еще более амбициозная — мы собираем 100 миллионов гривен на 5000 FPV-дронов. Конечно, мы и сами участвуем — мы не только собираем донаты, но и сами донатим, и призываем другие бизнесы делать так же.

Почему именно дроны? Ну, во-первых, мы технологическая компания, и мы верим в то, что технологии очень важны и действительно помогают спасать жизнь наших бойцов. А во-вторых, дроны — это глаза наших бойцов, поэтому мы делаем фокус именно на них. Из-за нашей активной позиции и волонтерской помощи мы неоднократно подпадали под DDoS-атаки и черные пиар-кампании в медиа, но у россиян ничего не получилось и не получится, и мы будем и дальше продолжать делать все, чтобы приблизить победу.

Брюки, жакет, рубашка, Kachorovska

Каково это — быть владелицей бизнеса в условиях полномасштабной войны? Что помогает вам противостоять ежедневным вызовам?

В начале было очень сложно психологически, потому что я разрывалась между личным и бизнесом, и не понимала, куда направить больше внимания и концентрации, ведь помощь была нужна как в семье, так и на работе. Но я смогла найти баланс и справиться с этим. На самом деле я очень энергичный человек — я никогда не сижу на месте, мне нравится все время быть в движении, и здесь главное не выгореть самой. Но у меня есть собственные рецепты, как этого избежать. Так, когда тяжело на душе, я пытаюсь себя нагружать физически — это может быть что угодно: прогулка, пробежка, тренировка и т.д. Это помогает проветрить голову, и я потом возвращаюсь с новыми силами и эмоциями, совсем в другом состоянии и готова продолжать двигать этот мир вперед. Также мне дают силы мои дети. По мере взросления мы все меньше и меньше уделяем внимание простым вещам. Смотришь на детей — они умеют радоваться от всего сердца. Они никогда не будут делать то, что им не нравится. Они ничего не откладывают на потом и потому, если просто понаблюдать за детьми, то у них можно многому поучиться. Взрослые это все тоже умеют делать, просто они вращаются на совсем других орбитах и забыли о простых вещах, которые дарят радость.

Если же говорить о бизнесе, то это ежедневные вызовы: во-первых, удержать лидерские позиции в Украине, во-вторых, занять или приблизиться к лидерским позициям за рубежом. Это большая ответственность с одной стороны, но с другой — это непрерывное развитие, и это дает силы двигаться дальше, потому что мы ставим перед собой амбициозные цели. И здесь важно, чтобы государство тоже поддерживало бизнес и не мешало работать и воплощать в жизнь проекты.

Какие примеры и опыты вас вдохновляют и помогают становиться еще лучше?

Начнем с того, что мы подробно анализируем всех конкурентов не только в Украине, но и в мире — у нас очень сильная продуктовая команда, мы разбираем весь тот функционал, который уже существует, и, в случае необходимости, воплощаем это у себя. Также мы следим за появляющимися в мире технологиями и двигаемся в ногу со временем. И главное — мы реализуем то, что пользуется спросом, потому что на то, что, возможно, будет актуально где-то в США или странах Европы, не всегда не будет спрос у нас, и наоборот. Мы реализуем то, что диктует наш клиент.

Вернемся немного назад, к началу полномасштабного вторжения — именно тогда мы запустили класс «Эвакуация» и «Волонтер», потому что это было именно то, что требовалось нашим клиентам. И здесь следует отметить, что на классе «Эвакуация» компания вообще ничего не зарабатывала. То есть это была договоренность между водителем и пассажиром. Часто бывало так, что водители не хотели брать вообще никаких денег — они руководствовались другими мотивами, хотели помогать людям. А были и такие, которые зарабатывали большие деньги, и это тоже где-то было оправдано, поскольку водители рисковали своей жизнью, если ехали в горячую точку.

Какие личные изменения произошли с вами за эти два года?

Главное изменение — это понимание, что нельзя ничего откладывать на потом, потому что потом может не наступить. И, как следствие, я начала любить эту жизнь еще больше. Эти почти два года показали, что жизнь очень непредсказуема и никогда не знаешь, что может произойти завтра. Поэтому мои ценности или мои девизы звучат так:

  1. Жить по полной и помогать нуждающимся в помощи — я очень верю в правило бумеранга и то, что добро всегда возвращается;
  2. Как я уже говорила, радоваться простым вещам. Быть благодарным за все, что происходит, даже если кажется, что все очень плохо. Всегда есть выход, пока ты жив;
  3. Позитивно мыслить, ведь мысли материальны, ну и продолжать двигаться вперед, открывать для себя что-то новое, учиться новым вещам, искать новый круг общения, открывать для себя новые увлечения. Не сидеть на месте, мне это помогает.

Ну и конечно, самое важное — поддержка близких людей, потому что она создает именно ту благоприятную среду, в которой можно это все, что я перечислила, делать.

Брюки, жакет, рубашка и сапоги Kachorovska; кольцо, Crivelli, серьги, Busatti, кольцо, RF Jewels (ITISI)

Что еще в планах на следующий год?

Пока я не готова озвучить, что у нас будет именно в продуктовых линейках, но скажу по волонтерскому направлению — кроме дронов, мы также планируем инвестировать в программы реинтеграции военных. Все больше и больше людей возвращаются с фронта, и надо этих людей возвращать к нормальной жизни. Сейчас наши военные отдают все, чтобы мы могли спокойно спать ночью, поэтому нам нужно вернуть им этот долг, сделать все, чтобы они тоже имели спокойный сон по возвращении.

Что вы планируете сделать сразу после нашей победы (как бизнес и лично вы)?

Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы эту победу приблизить всеми способами, мыслимыми и немыслимыми. А что будет... Потом будем решать. На самом деле, мы достаточно гибкий бизнес, и я думаю, что это будет тот приятный момент, когда мы сможем поставить себе замечательные планы, заняться чем-то, связанным с развитием нашей страны. А лично я очень хочу собрать всех своих близких и родных людей, и вместе с ними уехать в отпуск, как в старые добрые времена. Сейчас все находятся кто где, поэтому мечтаю сделать именно это.

Фото — Дэн Бобров

Стиль Анастасия Ткаченко

HAIR & MAKEUP от сети салонов BACKSTAGE Beauty&Refresh


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы