Как сделать национальные традиции модными, а бренд узнаваемым во всем мире, точно знают Наталья Каменская и Мария Гаврилюк, основательницы Gunia Project — украинского бренда по-настоящему исключительных вещей, которые создаются на ресурсе украинской и мировой культур. В своем дизайне Gunia интерпретирует эстетику разных эпох и занимается возрождением и развитием традиционных ремесел, а также интегрирует элементы народного наследия в современные функциональные объекты. Вещи производятся в мастерской бренда или артизанальных мануфактурах страны. «Нам всегда есть куда двигаться вперед, и мы постоянно совершенствуемся — это один из наших главных вызовов», — говорят основательницы Gunia Project.
Чтобы узнать больше о бизнесе в Украине, профессиональных вызовах, сопровождающих запуск бренда, керамическом производстве и о том, как, вдохновляясь прошлым, создавать будущее, читайте эксклюзивное интервью шеф-редактора сайта ELLE.UA Екатерины Поповой с основательницами бренда Натальей и Марией.
Статистика
Сколько коллекций с момента основания вы выпустили?
6 коллекций + 2 благотворительные коллаборации (Gunia x Lutiki, Gunia x Honey)
Сколько съемок за это время вы сделали?
Более 10
Какая ваша самая любимая вещь Gunia Project?
Всегда следующая
Сколько часов в среднем вы работаете каждый день?
Мария: 9-10
Наталья: У меня рабочий график ненормированный. Я не работаю в офисе с 10 до 19, поэтому у меня это может занимать и выходные дни, а может — несколько часов в неделю. Пока я отвечаю именно за art-direction, поэтому моя работа не подвязана под конкретные нормативы.
Сколько человек работает над брендом Gunia Project?
40 в команде + около 80 мастеров по Украине
Самая популярная вещь вашего бренда?
Свеча «Птичка»
О бизнесе
Легко ли запустить свой fashion-бизнес в Украине?
М.: Я думаю, что, как и любое дело, запустить бизнес легко. Здесь срабатывает авантюризм, и главное — решиться. А вот масштабирование, развитие, возможность не опускать руки и продолжать этим заниматься и добиваться успехов — вот это уже непросто. Однако мне кажется, что это не только о фэшн-брендах, но и о любом бизнесе в целом. Очень много украинских брендов добились невероятного успеха в мире, и частично это связано с доступностью социальных сетей. Поэтому сейчас основать свой бренд легче, чем это было 10 лет назад.
Н.: Здесь поддержу Машу — открыть бизнес можно, ведь тут главное — иметь желание и гореть идеей, ну и еще нужно иметь первоначальную сумму. А вот дальнейшая работа: продвижение проекта, его поддержка и развитие, команда — это уже сложнее.
Чем вы занимались до того, как запустили Gunia Project?
М.: Я работала в бренде KamenskaKononova — это было мое первое место работы, где мы и познакомились с Наташей. Я пришла туда в 18 лет на позицию ассистентки и несколько лет работала там, а также занималась дизайном. Потом на какой-то период я оставила бренд и начала работать арт-директором в украинском медиа Buro24/7. После работы там я вернулась в Lake Studio, который переименовали из Kamenska Kononova, уже на позицию арт-директора.
Н.: Я была соучредительницей бренда KamenskaKononova, потом сотрудничала с Lake Studio, то есть все это время я работала в фэшн-индустрии.
Если бы вы могли вернуться к началу карьеры, вы бы что-то изменили?
М.: Нет, я думаю, что я бы ничего не меняла. Я очень благодарна за тот опыт, который я получила за время работы, за тех людей, с которыми я познакомилась, поэтому очень ценю его и не думаю, что меняла бы что-то кардинально.
Н.: Мне кажется, что тот путь, который мы проходим, — это путь, который мы должны были пройти. Единственное, что бы я изменила, — это быть смелее в принятии решений. Возможно, я бы получила образование за границей, о котором я всегда мечтала и которое все время откладывала. А потом случился бизнес, и принимать такие решения стало еще труднее, ведь отсутствие несколько лет в бизнесе — это не вариант.
Какие профессиональные вызовы стоят перед вами сегодня, по вашему мнению?
М.: На мой взгляд, это работа во время войны и невероятной неопределенности. Это что-то, с чем в таких масштабах мы сталкиваемся впервые. Это непросто, потому что нужно перенастроить очень много процессов, но у нас очень большие надежды и мы абсолютно уверены в нашей победе, поэтому ни разу не задавали себе вопрос, стоит ли нам остановиться. Дополнительный вызов — рост компании и ее масштабирование. Сейчас мы много учимся, как классно и правильно развивать бренд и команду. Это очень увлекательно, но в то же время довольно непросто.
Н.: Мне кажется, что наш вызов — это постоянное развитие и движение вперед, развитие в Украине и за ее пределами. Всегда вызовом является развитие пиара и узнаваемости бренда, а также его качества, поэтому мы все время над этим работаем. Нам есть куда двигаться вперед, и мы постоянно совершенствуемся – это один из наших главных вызововв.
Расскажите о лучших, а также о самых сложных аспектах работы дизайнера.
М.: Лучшие аспекты работы: возможность экспериментировать и быть открытым к миру и новым технологиям, дизайнам. А еще поиск ресурсов, где ты можешь вдохновляться. Больше всего в работе я обожаю процесс рождения продукта — от идеи до реализации — и момент, когда видишь его вживую. Видишь людей, которые его создают. Берешь материалы, экспериментируешь с ними — это невероятно интересно. Очень повезло, что за этим можно наблюдать: как идея воплощается в физический объект. Самые сложные аспекты: то, что тебе нужно все время придумывать что-то новое и двигаться вперед. Опять же, нужно искать вдохновение даже в моменты кризиса и найти ресурс и вдохновение для себя.
Н.: Лучшее — это то, что дизайн — это призвание, то, что ты любишь, что тебя драйвит, вдохновляет, а потом ты можешь воплощать все идеи в жизнь и видеть результат. От идеи к мысли, от мысли к эскизу, к более устойчивой форме — это то, от чего я больше всего кайфую. Самое сложное, что это не только красивые и романтические истории, которые ты придумываешь и рисуешь, а затем из них рождаются объекты, которые сами себя продают, — это невозможно. Ты должен заниматься многими процессами, сопровождающими дизайн. Это большой кусок работы, который далеко не романтичен, но сложности тоже драйвят. Конечно, есть разные моменты при создании, ведь можно придумать какую-то прекрасную идею, а потом ты сталкиваешься со сложностями в производстве: возможности или невозможности запуска продукции, например. Что-то может не получаться, тогда нужно заменять материалы или вообще менять концепцию. Но этот процесс, как я уже говорила, все равно драйвит.
Какие три привычки помогают вам дольше оставаться в ресурсе? Расскажите о своем тайм-менеджменте.
М.: Первая — любовь к своему делу. Это не всегда легко, но дает ответ на вопрос «зачем ты это делаешь?», и от этого повышается ресурсность. Второе — люди, которыми ты себя окружаешь, а вместе с ними иногда и пинг-понг идеями. Когда у тебя их нет, это очень возвращает в ресурс. Вдохновляющее окружение — это очень важно. А третье — путешествия. Даже несмотря на то, что сейчас страна в состоянии войны, все равно, чтобы оставаться в ресурсе и вдохновляться, мне важно куда-то поехать. Что касается тайм-менеджмента, думаю, что это тоже очень дисциплинирует и держит в рамках ресурса, я стараюсь иметь достаточно четкий план задач на день. Конечно, он часто меняется, но, когда ты видишь, что именно тебе нужно решить, и структурируешь это, результат значительно лучше, чем когда все твои задачи в хаосе.
Н.: Первая привычка — я очень любознательная, люблю исследовать, интересоваться всем и расти. Во-вторых, я люблю вызовы, и мне кажется, что каждый новый этап развития бизнеса — это вызов, просыпается какой-то спортивный азарт. Третье — я понимаю, что люблю то, что я делаю, и, пока есть эта энергия, пока есть вера в то, что ты делаешь, оно тебя драйвит. Тайм-менеджмент: с этим мне тяжело, но мне очень повезло с партнершей — она суперорганизованна и структурна, поэтому есть на кого равняться и есть кто-то, кто может дать взбучку.
Вести свой бизнес — это довольно утомительно. Что позволяет вам избегать выгорания?
М.: Я думаю, что команда и любовь к своему делу. И вдобавок — это еще социальная миссия и удовольствие от того, что мы рассказываем об украинской культуре, показываем ее миру. Видим, как много брендов сейчас появляется и людей, которые подражают нашим идеям в хорошем смысле. Мы видим, насколько это важно для аудитории. И это придает силы — то ощущение, что ты двигаешься в правильном направлении.
Н.: Только то, что ты живешь своей идеей, вдохновляешься результатами и хочешь двигаться вперед. Это такой процесс, где ты сам должен все время себя подкармливать. Но это может происходить до тех пор, пока дело, которым ты занимаешься, действительно тебя вдохновляет. Это как идти по ступенькам: когда ты идешь и видишь результат за результатом, тогда ты хочешь подняться еще выше. Это помогает тебе не останавливаться, потому что ты всегда понимаешь, что есть еще много куда двигаться вперед.
О собственном бренде Gunia Project
Расскажите, как вы решили основать свой бренд? С какими трудностями вы сталкивались при создании?
М.: Если говорить о Gunia Project, то он начался с хобби, когда Наташа покинула позицию креативного директора в Lake Studio и решила с единомышленниками создать более содержательный проект. Она поехала по Украине в поисках мастеров и технологий. Сначала не предполагалось, что бренд будет об украинских мастерах. Однако так случилось, что их путешествие началось с Карпат, где они нашли гуню (шубу). После этого Наташа начала волонтерить в музее Гончара, и, собственно, это был такой микс увлечения Украиной, мастерами и технологиями. В какой-то момент мы встретились с Наташей у нашей знакомой, она начала мне рассказывать о своем увлечении, и мы решили сделать первую коллекцию шелковых платков. Наташа привела меня в архивы музея Гончара, и у меня было ощущение, которое очень сложно передать словами: когда ты знакомишься со всеми изделиями, которых раньше никогда не видел. С культурой, которую ты не знал. Сразу захотелось рассказать об этом и исследовать. Так постепенно мы начали делать маленькие дропы, и сначала это было больше хобби, а не бизнес. Когда в какой-то момент поняли, что Gunia Project начинает развиваться и занимать все больше нашего времени, то решили попробовать сделать из него бренд. Это был очень органичный рост, достаточно длительный, ведь у нас не было инвестиций и большой команды. Это была история самостоятельного погружения и постепенного роста.
Н.: Gunia Project — не первый мой проект, я начинала еще десять лет назад в бренде Kamenska Kononoka, а потом в Lake Studio — тогда, мне кажется, все было труднее, потому что вообще не было такой индустрии и понимания, что дизайн может быть бизнесом. Пожалуй, самые сложные процессы я прошла тогда. С Gunia Project все было уже иначе — у меня уже был за плечами опыт, я была знакома и работала вместе с Машей. Gunia Project мы уже начинали с наработанными контактами и пониманием процессов — они не были на уровне бизнеса, но они были на уровне понимания производства, работы фэшн-бизнеса в Украине, поэтому нам с Машей было легче. Однако все равно сейчас Gunia Project кардинально отличается от того, что было вначале, потому что Gunia Project можно назвать бизнес-проектом. Трудностей при создании было много — я не могу сказать, что их не было. Опять же, мы начинали Gunia Project с идеи, страсти и с желания рассказывать об украинской культуре, с желания работать с мастерами и технологиями. Сначала это была история не о бизнесе, а о любви, поэтому нам все было интересно, нас супердрайвило, а мы заряжали своей идеей всех вокруг.
Когда Gunia Project была просто увлечением и экспериментом, мы не смотрели в сторону крупного бизнеса, поэтому классно, что мы не боялись вызовов, ведь мы начали работать с керамикой, о которой вообще на производстве не имели понятия. Мы начали работать с техниками, о которых ничего не знали, и с мастерами — это все было новым, но благодаря страсти мы не боялись экспериментировать. Сейчас, зная все процессы (например, как сложно построить керамическое производство и с какими проблемами мы сталкиваемся сейчас: и с сырьем, и с материалами, и с оборудованием), можно было испугаться и ничего вообще не делать. Но в начале этого пути мы были в восторге и не понимали, куда мы двигаемся в процессах, поэтому нам было и труднее, и проще.
Какие цели и миссия бренда? А также в чем его уникальность?
М.: Мы видим миссию в том, чтобы быть брендом-амбассадором Украины в мире. Мы очень хотим знакомить людей по всему миру, и в том числе украинцев с нашей культурой. Ведь, к сожалению, так сложилось из-за нашей истории, что мы сами очень мало знаем об украинской культуре, а она невероятная и увлекательная. Поэтому мы видим свою миссию в том, чтобы популяризировать культуру и показывать, что она может быть модной и трендовой, что все эти техники можно использовать на современный лад.
Н.: Миссия бренда — это рассказ и ознакомление с украинской культурой людей в Украине всему миру. А еще показывать, насколько наша культура разнообразна и интересна, создавать новые вещи и смыслы, поэтому это симбиоз: мы вдохновляемся прошлым в настоящем, чтобы создавать будущее.
Что можно увидеть на мудборде коллекции Gunia Project?
М.: Там можно увидеть разные исторические находки: керамические изделия, фотографии полотенец, вышивок, технологии. Фотографии музеев, наши этнографические самостоятельные поиски, которые мы собирали, чтобы искать интересные дизайнерские решения.
Н.: Мудборды у нас всегда наполнены и насыщены. У нас нет какого-то конкретного источника вдохновения: это могут быть песни, книги, какой-то орнамент из рубашки, рисунок наивного мастера, икона, отдельные элементы обихода, и из этого всего создаются коллекции.
Где бы вы хотели продаваться?
М.: Мы ставим перед собой амбициозные цели, поэтому мы видим Gunia Project в лучших department stores и крупнейших онлайн-магазинах. Также в концептуальных магазинах и классных галереях. Видим себя в таких магазинах, как Dover Street Market, Liberty, Selfridges и многих других.
Что помогает вам прогнозировать успешность новой коллекции?
М.: Интуиция, я думаю. Мы стараемся делать изделия, от которых мы бы сами кайфовали и не могу сказать, что мы сильно ориентируемся на мировые тренды. Скорее, стараемся ориентироваться на собственное ощущение и желание.
Сколько времени у вас уходит на создание каждой коллекции — от замысла до ее воплощения?
М.: Трудно сказать, потому что у нас есть разные размеры коллекций: есть небольшие дропы, а также довольно большие коллекции, которые включают в себя несколько категорий. В среднем, около трех-четырех месяцев идет на процесс дизайна, продакшена, запуска кампейнов.
В чем состоит ваш подход к производству и дизайну?
М.: Он заключается в поиске классной иронии. Мы стараемся иронически подходить даже к каким-то серьезным вещам. Также это запрос к качеству: мы все время работаем над качеством и всегда его улучшаем. Видим, что можно сделать еще лучше. Все время ищем, где можно найти лучшие исторические моменты, технологии, дизайны, и нам интересно их воплотить в жизнь и о них дополнительно рассказать — либо то, что мы о них знали, либо то, что не знали и поэтому хотим эти изделия интерпретировать совсем по-другому.
Расскажите о работе бренда сегодня — как война повлияла на производство и команду?
М.: В нашем бренде есть три составляющие: офисная команда, продажи и производство. Наверное, производство пострадало больше всего, ведь у нас было очень много подрядчиков и мастеров по Украине, вынужденных уехать из Украины. Поставщики керамической массы, например, остановившие свое производство. Конечно, все логистические цепочки разорвались. Поэтому с началом полномасштабного вторжения наше производство претерпело существенные изменения, но, несмотря на это, мы работаем и стараемся все оптимизировать: ищем новых мастеров, продолжаем сотрудничать со старыми и, несмотря на все эти сложности, смогли расширить команду и усилить свои позиции за границей. Поэтому очень активно работаем над тем, чтобы ничто не останавливало нас в нашем развитии.
Как происходит процесс поиска новых тканей и материалов? С какими производителями вы работаете?
М.: Это постоянный поиск. В основном мы работаем со стоковыми тканями, какое-то их количество мы закупаем в Италии, какое-то в Украине. То же с материалами и фурнитурой. У нас есть подрядчики, с которыми мы работаем давно, есть те, которых мы все время добавляем. К сожалению, мы мало используем производимые в Украине материалы, но очень надеемся, что эта отрасль будет развиваться и мы сможем сотрудничать с украинскими производителями.
Расскажите об орнаментах на вашей посуде — где вы черпаете вдохновение, как находите уникальные орнаменты и как происходит процесс создания посуды?
М.: Вдохновение ищем всегда в разных местах: книги, интернет, работа с этнографом, которого мы сейчас приобщили к бренду, походы к музеям и поиск того, что заденет глаз и что будет интересно добавлять в дизайн. Мы много работаем и с другими категориями: с текстильными изделиями и вышитыми. То, что потом становится рисунком на керамике, в первую очередь может быть чем-либо. Какой у нас процесс: мы придумываем тему коллекции, а затем вместе с дизайнером ищем референсы, которые мы можем использовать. После того как дизайны прорисованы (бывает несколько итераций), мы создаем первые образцы на керамике и утверждаем их. Вносим туда правки, потому что бывает, что в живом изделии все выглядит иначе, чем на эскизе. Уже после утверждения мы приступаем к запуску продукции.
Н.: Это собирательные образы: могут быть элементы из картины, старинного ковра, сундуки из вышивки, рисунок из кафеля и тд. Все, что вдохновляет нас, мы перерабатываем и наносим на изделия.
Какие планы бренда на ближайший год? Можно ли вообще сейчас строить какие-нибудь планы?
М.: Думаю, что планы строить можно и нужно. Мы живем во времена неопределенности, но именно вера в будущее, в изменения и результаты, которых мы можем достичь, точно дают энергию и драйв, которые ты испытываешь, и таким образом находишь силы двигаться вперед. У нас большие планы: хотим активно развиваться на международном рынке и рассказывать о Gunia Project всему миру. За последний год мы существенно увеличили перечень стран, с которыми мы работаем, и видим перед собой еще большое количество стран. Также постоянно экспериментируем с новыми категориями и усиливаем их технологически. В планах на этот год — масштабироваться, а еще кроме новых коллекций у нас довольно серьезные социальные проекты, которые мы запускаем и в которые очень верим. Мы начали добавлять больше образовательных и социальных проектов, а в этом году хотим, чтобы их было больше, ведь каждый бизнес должен быть социально ответственным.
О моде
Какие 5 трендов сезона весна-лето — 2023 вы можете выделить?
М.: Честно скажу, я в последнее время не сильно слежу за модой и трендами. Мне кажется, что сейчас такое разнообразие изделий и такое количество брендов, что фактически можно выделять что угодно. Также я верю в уникальность каждого человека и его выбор.
Н.: Скажу от себя, что после работы в фэшн-индустрии и Lake Studio меня перестала вдохновлять вся эта история о трендах, мастхевах, сезонах, инвестициях в гардероб. Мне захотелось делать вещи со смыслами, не в тренде, не в сезоне. Когда вещь может быть с тобой 20 лет и ты захочешь ее передать дальше своим потомкам. Я действительно очень сильно отошла от вдохновения именно фэшн-индустрией: мы его ищем в украинской традиционной культуре, искусстве, людях, фольклоре, песнях — вот это наши тренды.
Главная покупка сезона (она же — выгодная инвестиция в гардероб).
М.: Не хочу говорить о конкретной вещи, ведь у каждого она должна быть индивидуальна. И для меня главное — не та, которую ты покупаешь на один сезон, а которую покупаешь надолго. Она будет особенной в твоем гардеробе и будет доставлять тебе удовольствие, а впоследствии ты будешь передавать ее следующим поколениям. Очень трудно определить такую универсальную вещь для всех. Я не верю в быстротечные тренды и думаю, что лучше инвестировать в какие-то вещи, которые являются базовыми для гардероба и интерьера на долгие годы. Думаю, что лучшая инвестиция — купить классную картину, которую ты повесишь дома. Если о гардеробе — возможно, классное винтажное украшение.
Н.: Мне трудно назвать именно какие-то вещи. Для меня это инвестиция в искусство: это могут быть антикварные картины и винтажные вещи, которые для меня имеют смыслы и которые я захочу передать в наследство своим детям. Что касается вещей, для меня часы — это тоже вещь, которую ты можешь носить всю жизнь, а потом передать дальше. Именно такие инвестиции для меня имеют смысл.
Какие трендовые цвета этого сезона вы можете назвать?
М.: Не могу сказать, я не выделяю для себя конкретные цвета, которыми больше вдохновляюсь из сезона в сезон.
Н.: Трудно сказать, потому что я не слежу за трендами. Что касается цветов, у меня всегда работает своя внутренняя интуиция. Например, со мной могут случиться такие истории, когда я вдруг хочу носить розовый или красный, хотя никогда не было страсти к таким цветам — и потом через сезон мы видим, как всех сходят с ума от этих цветов. Если говорить про сейчас — мне, опять же, хочется чего-то розового, поэтому посмотрим, что будет осенью.
Кем в индустрии моды вы вдохновляетесь и почему?
М.: Долго думала, кем вдохновляюсь, и у меня нет одного человека, которого я бы выбрала. В индустрии много талантливых людей: Phoebe Philo, Dries Van Noten, Jonathan Anderson. Очень много талантливых дизайнеров и фотографов, моделей, но у меня точно нет одного человека, являющегося для меня единственным авторитетом.
Н.: Меня вдохновляют люди-зачинатели, которые были трендсеттерами и криэйтерами своего времени. Если идти с самого начала, то это Кристиан Диор, это Баленсиага, потому что созданные ими формы были революционными для того времени. Это Ив Сен-Лоран, который предложил женщинам носить смокинг и сделал из этого тренд. Это Йоджи Ямамото, создавший абсолютно свой бренд с историей и смыслами. Это Рэй Кавакубо, Фиби Файло, Стелла Маккартни (мне очень нравится ее подход к sustainability). Это Анна Винтур, которая, наверное, всю свою жизнь занимает должность главного редактора американского журнала Vogue и двигает его вперед, — женщина-легенда, которая постоянно меняет фэшн-индустрию.
Есть ли женщины, которых вы мечтаете одевать?
М.: Точно есть очень большой список женщин, о которых мы мечтаем, чтобы они носили Gunia Project. Мы все же создаем не гардеробные коллекции, поэтому нам трудно сказать, что Gunia Project — это фэшн-бренд. Мы создаем отдельные вещи и очень хотим, чтобы они были на большом количестве классных женщин из сферы культуры, моды, фотографов, художников. Не только на женщинах, но и на мужчинах тоже. Меня вдохновляют Фиби Файло, Питер Ду, Джонатан Андерсон, Дрис ван Ноттен. Мечтаю, чтобы наши вещи стояли на их полках или были элементом их гардероба.
Н.: Трудно назвать конкретно кого-то, но я была бы суперсчастлива, если бы Анна Винтур выбрала что-нибудь из Gunia Project. Это не только о признании — для меня это была бы большая честь, это признание всех качеств, которые мы хотим заложить в Gunia Project.
Вообще хочу, чтобы Gunia Project выбирали люди, ценящие смыслы, культуру, искусство. Видящие в вещах не тренды и моду, а нечто большее. Хочется, чтобы вещи от нашего бренда оставались в гардеробах, на столах и в интерьерах надолго. Мы гордимся, что Елена Зеленская выбирает наши позиции — она нас очень вдохновляет. И поэтому мы каждый раз радуемся новому упоминанию об этом.
Официальное интернет-представительство Президента Украины