В конце ноября в украинских кинотеатрах премьерили «Голодные игры: Баллада о певчих птичках и змеях». Это приквел к знаменитой серии фильмов о Катнисс — девушке, ставшей символом революции в Панеме.
Сюжет «Баллады» разворачивается за 64 года до событий первого фильма о Голодных играх. Послевоенный Капитолий только возвращается к жизни, а Кориолан Сноу еще не руководит Панемом — и цветовая палитра приквела отличается от предыдущих четырех кинолент.
Дизайнер костюмов Триш Саммервилл в интервью для ELLE рассказывает, что хотела показать больше жизни в округах — в частности, моменты радости и ощущения одного сообщества перед началом тотального столичного контроля. Жители бедных районов не всегда были в грязной одежде — это дизайнер доказала на примере Люси Грей. Костюмы главной героини и ее группы имеют много цветов и вышивки.
Жители послевоенного Капитолия в фильме хранят однотонную палитру — без принтов или чего-то цветочного. По словам Триш, именно такой стиль очень подходил к локациям, на которых снимали приквел. Дизайнер показала, что жители столицы состоятельны, однако должны все контролировать.
Костюмы для фильма создавал большой департамент, в котором каждый человек имел отдельные обязанности. К команде также присоединился байер костюмов — украинец Костя Гончарук. Ранее он приобретал опыт в рекламе и музыкальных видео (среди его проектов — клип Эда Ширана, рекламы Tuborg и Wall Street Journal), а теперь — после приквела — переехал в Лос-Анджелес, где продолжает работать с костюмами для фильмов и сериалов.
Об особенностях работы в голливудском фильме, деталях одежды для актеров «Голодных игр» и своих новых проектах (среди них — для Apple TV и Marvel) Костя Гончарук рассказал ELLE.
О структуре департамента костюма и обязанностях байера
Департамент костюма на этом проекте был очень велик, на нем работало около ста человек. Во всех департаментах в кино каждый обычно отвечает за достаточно узкий список вещей — кроме глав департаментов и их ассистентов, которые были кураторами всего процесса. Кто-то только делает шопинг, кто-то одевает актеров массовых сцен, кто-то в трейлере готовит вещи для съемки, гладит, стирает их, если нужно, и следит, чтобы все было очень организовано и готово для актера. Другие только находятся на площадке и смотрят, чтобы костюмы выглядели хорошо в кадре. У нас был отдельный цех, который отвечал за устаревание вещей (их стирали в специальных химикатах, окрашивали или механическим способом разрушали ткань, чтобы вещи имели поношенный вид).
Система организации костюмов была важной из-за большого количества людей и объема работы. Кто-то покупал вещи, потом человек, проводивший примерку, должен был знать, для какого актера они предназначены, а после утверждения костюма другие работники отвечали за то, в какой день его нужно использовать. Поэтому все соблюдали правила, иначе на проекте был бы хаос.
Как байер я тесно сотрудничал с Триш. Она давала мне запрос, что именно ей необходимо собрать для каждого персонажа, а я делал преселекцию вещей. Затем дизайнер выбирала то, что ей понадобится на примерке.
О том, как попал в команду фильма
Съемки проходили на киностудии Бабельсберг вблизи Берлина. Основная команда приехала из Голливуда, а остальные работники были преимущественно немцами. Американцы позвали меня на интервью и сразу сообщили, что ищут человека, который сможет работать очень быстро — в таком же темпе, что и супервайзер и дизайнер костюмов. Девушку, которая была раньше на этом посту, уволили, поэтому мне на плечи свалилось дополнительное бремя, ведь нужно было доказать свой профессионализм.
После утверждения мне сказали выходить на работу на следующий день. Я тогда еще пришел домой и прежде всего начал пересматривать первую часть «Голодных игр», чтобы освежить ее в памяти и поймать атмосферу фильма. В первый рабочий день вся основная команда уехала в командировку на юг Германии, чтобы снять сцены в лесу. Мне же дали сценарий для вычитки, а потом начали заваливать кучей задач, отправляя имена героев и списки вещей, которые им нужно найти. Сначала было тяжело — казалось, что меня забросили в центр океана и не объяснили, куда плыть. К тому же в магазинах люди не сильно хотели или умели разговаривать на английском, и меня спасло то, что я владел базовым немецким. Несмотря на трудности, я делал все возможное — создавал презентации, присылал их Триш и пытался разговаривать со всеми в офисе, чтобы узнать, что и как работает.
О тонкостях создания костюмов для приквела
Большую часть креативной работы Триш совершила до начала съемок: создала эскизы костюмов главных актеров и мудборд с общим настроением людей из Капитолия и округов. Это было вдохновением для поиска вещей и тканей. Поскольку большинство вещей отшивалось, этому уделяли особое внимание — найти нужно было что-то притягивающее взгляд. Мы месяцы потратили на поиск ткани для костюмов доктора Волумнии Холл и Тигрис Сноу. Их образы особенно передавали характер героинь. Для достижения такого результата мы связывались с текстильными фабриками Италии и Великобритании.
Тогда я находился в столице Германии недавно. Вдохновленный образами героев фильма, в свои выходные я заходил в разные маленькие лавочки и запоминал, что в будущем мне может понадобиться. Это помогло найти такие сокровища, которые люди, давно живущие в Берлине и занимающие должность байера, не нашли бы. У меня еще не было рабочего шаблона, ведь со временем работники ходят в одни и те же места, где больше вероятность найти нужные вещи. Это было очень интересное творческое рабочее путешествие в моей жизни.
Также я пытался вовлечь в процесс украинских дизайнеров. Например, в одном из образов доктора Холл в перчатках бренда to be accessories. Мы купили у них десятки пар, я заказывал избранные дизайнером опции, а их уже передавали автобусом, чтобы через день они были в Берлине.
Униформы студентов академии придумали в красном, чтобы выделиться на фоне серого и грубого Капитолия. Они должны были ассоциироваться с кровью, циркулирующей в стенах академии.
Для костюмов доктора Холл дизайнер вдохновлялась образами Вонки и Франкенштейна. Что-то у нее было от обоих. Особо обратили внимание на образ доктора в красных латексных перчатках, в которых она зашивала ранение Сноу. Это наводило на мысль, что на ее руках кровь.
Тигрис в фильме была представительницей обедневшей семьи. Однако она сама шила костюмы, поэтому каждый ее образ должен был передавать креатив и старания героини, несмотря на все переживания, выглядеть хорошо и нести гордо свое имя. Розовый шелковый костюм, в котором Тигрис вместе со Сноу приехала в академию, был с разрисованными в более темный цвет швами, чтобы сама вещь имела немного выцветший вид и вызывала ощущение уже старой ткани. Для меня костюмы Тигрис — это самое большое вдохновение и гордость за весь проект. Мне кажется, что каждый ее образ получился произведением искусства.
О сотрудничестве с дизайнером костюмов Триш Саммервилл
Главная дизайнер еще с самого начала относилась ко мне с дружелюбием, поэтому наши отношения, кроме профессиональных, оставались очень дружественными. Триш понимала, что у меня очень мало времени на интеграцию, поэтому всегда подсказывала, помогала и объясняла. Сложность работы байером — в том, что дизайнер костюмов имеет картинку каждого героя в голове, а ты должен ее понять на очень тонком психологическом уровне. Что именно хочет Триш? Как она любит получать информацию? Как она любит рассматривать вещи? Их нужно было особым способом разлагать, чтобы Триш заходила в комнату и легко воспринимала на визуальном уровне все, что я уже распределил по категориям и актерам.
У меня остались самые теплые впечатления от работы с главным дизайнером костюмов. В Голливуде она считается одной из самых одаренных — еще в 2000-х годах она делала клипы Джастину Тимберлейку, создала стиль Шакире и Кристине Агиллере. Триш — любимый дизайнер режиссера Дэвида Финчера. Она дала большой толчок моей карьере — презентовала всем, когда я переехал в Лос-Анджелес, а также послала подарок и открытку с благодарностью за совместную работу над фильмом.
О разнице менталитетов во время работы
Из-за работы в мультикультурном коллективе (и то, что немецкая среда отличалась от привычной мне) порой возникали неожиданные ситуации. Например, мы срочно искали обувь для главного героя — получили задание в три часа дня, а к вечеру уже должны были отправить пару в Дюссельдорф (там снимали сцены самих игр). Я позвонил в магазин и спросил, есть ли у них конкретный размер обуви и могут ли они его отложить. И хотя ответы продавца были положительные, потом оказалось, что он перепутал, поэтому нет нужной пары. Когда я это узнал, уже все магазины начали закрываться. Сервис в Берлине — это отдельная история. Магазины работают по собственному расписанию, поэтому могут закрыться раньше на несколько часов или даже не открываться, не отвечать на звонки или сбрасывать трубку во время разговора. И случай с обувью, и берлинский сервис научили меня иметь миллион запасных вариантов и решать все очень быстро. Потому что сначала подобные ситуации действительно оскорбляли и могли доводить до слез.
С американской частью группы мне было легче общаться — я знал, чего ожидать. Одно из лучших впечатлений на меня произвела Хантер Шафер: она очень хорошая в жизни, а еще простая и милая в общении.
О разнице между рекламными проектами и фильмами
До кино я работал в Киеве на рекламах и музыкальных видео в основном из Radioaktive Film и Limelite. В зависимости от проекта у меня были несколько разные обязанности. Когда приезжали дизайнеры костюмов из Лондона, Лос-Анджелеса или Берлина (для съемок Occulus или Hyundai), то играл исполнительную роль: собирал команду, делал шопинг, организовывал примерки, транспортировку команды и закрытие проекта. В других случаях сам был дизайнером костюмов, поэтому отвечал за креативную часть, создавал мудборд или скетчи будущих костюмов, следил за их пошивом или тем, есть ли они в магазинах, а дальше была примерка и съемка самого проекта. На зарубежные рекламы и музыкальные видео вкладывают много денег, но при этом множество людей принимают решения и участвуют в креативной части проектов. Поэтому нужно услышать пять разных мнений и как-то сделать так, чтобы все остались довольны. Кроме этого, обычно у нас было очень мало времени на подготовку, поэтому мы очень быстро должны были понять, кто и что хочет, как все видит, и за два дня собрать вещи, чтобы одеть десятки людей. Это точно учит выносливости, психической стойкости и навыкам переговоров, потому что ты всегда между продюсером, режиссером, агентством и клиентом. Из-за того, что времени было мало, я пытался себя обезопасить со всех сторон — всегда собирал много опций, потому что на следующий день после примерки уже съемки, так что времени на поиски других опций ночью нет. Но случалось всякое, поэтому мы шили костюмы за ночь и подшивали их на актёрах на площадке, уменьшали вещи или делали их больше, чтобы уложиться в график.
Кино довольно сильно отличается от рекламы. Оно очень масштабно. Каждый выполняет свою часть работы, поэтому и разделение обязанностей очень четко. На подготовку фильма потратили месяцы, а на съемки семь месяцев. Чаще всего примерки проводили заранее, выбирали опции и с пониманием особенностей актера и его персонажа. Еще нужно учитывать, что в кино были актеры первого величия со своими стандартами. Мы даже не предлагали им одевать что-нибудь из масс-маркета. Вещи были брендовые и идеально подходили по размерам.
О будущих проектах
В Лос-Анджелесе я продолжаю работать с фильмами и сериалами. Один из первых проектов, в котором я принял участие, это сериал Presumed Innocent с Джейком Джилленхолом в главной роли. Его премьера скоро будет на Apple TV. После забастовки актеров я начал работать в команде другого сериала, который делают Marvel и Disney, пока не могу сказать его название. Работа на «Голодных играх» действительно открыла для меня много новых дверей.