«Где-то люди гибнут каждый день, а совсем рядом — ресторан, платья и цветы». Съемочная группа фильма «Видение бабочки» о российско-украинской войне

Кинолента Максима Наконечного дебютирует на Каннском кинофестивале

В программу Каннского кинофестиваля вошел дебютный фильм режиссера Максима Наконечного «Видение бабочки». В основе сюжета киноленты — события российско-украинской войны. В сюрреалистической истории режиссер рассказал об аэроразведчице Лиле, которая не желала быть жертвой. После освобождения из вражеского плена она пыталась вернуться в свою мирную жизнь в Украине.

Эксклюзивно для ELLE участники съемочного процесса рассказали подробнее о своей работе над фильмом и о том, как изменилась их жизнь после полномасштабного вторжения России в Украину.

В частности, сосценарист киноленты Ирина Цилык вспомнила, как у Максима Наконечного появилась идея создания «Видение бабочки».

«…я была одним из режиссеров документального проекта об украинских женщинах на войне «Невидимый батальон», и одна из моих героинь произнесла фразу, которая затронула нас всех. Она рассказывала о том, что просила собратьев застрелить ее, если возникнет ситуация, при которой ее могли взять в плен. Наконечного, участвовавшего в монтаже нашего проекта, эта фраза так поразила, что он начал носить ее в себе и думать: а что было бы, если бы собратья не смогли в этой ситуации ее застрелить? Что происходит с женщиной-военной в плену и как она живет потом?» — прокомментировала Ирина Цилык.

Актриса Рита Бурковская рассказала, насколько важно показывать европейской аудитории свое кино, ее коллега Любомир Валивоць с теплотой упомянул о репетициях, режиссер Максим Наконечный поделился, что сейчас снимает много документального материала, продюсеры Дарья Бассель и Лиза Смит отметили необходимость рассказывать миру об Украине, тренер по актерскому мастерству Ира Нирша упомянула о создании собственного киноязыка в процессе подготовки фильма.

Обо всем этом — в интервью.

Ирина Цилык, сосценарист

Как изменилась твоя жизнь и профессиональная деятельность после начала полномасштабной войны России против Украины?

Для меня российско-украинская война началась в 2014 году, и с тех пор меня как магнитом тянуло на Донбасс, я пыталась быть постоянно вовлечена в события войны, участвовать в литературных чтениях в прифронтовой зоне и мастер-классах для местных детей, снимать документальные фильмы, — делать хоть что-то, что я умею и чем могу быть полезной.

Какой была твоя реакция на новость, что фильм «Видение бабочки» отобрали на Каннский фестиваль?

Новость о премьере фильма в официальном конкурсе Каннского кинофестиваля нас всех одновременно очень порадовала и немного смутила. В этом году не все решения фестиваля приемлемы для украинцев во время войны России против Украины. Российские фильмы в конкурсе, фильм-открытие под названием «Z» (да, последнее удалось преодолеть)... Все украинские кинематографисты сейчас находятся перед непростым выбором — как действовать в тех ситуациях, когда европейские коллеги не только ставят нас во время войны плечом к плечу с россиянами, а еще и стремятся к «примирению братских народов»… Мы должны говорить о себе сами и представлять наш внутренний взгляд на украинские реалии. Иначе вместо нас это будут делать другие.

Что ты навсегда изменишь в жизни после войны?

Я больше не заглядываю в будущее, не строю планов, я живу сегодняшним днем. Этому научила меня война. Все это жестокая лотерея, никто из нас не знает, какой путь нам суждено пройти и не остановит ли его российская ракета. Это, с одной стороны, страшно, а с другой — такое отношение к жизни учит нас большей ответственности.

Максим Наконечный, режиссер фильма

Какой момент на съемках фильма тебе запомнился больше всего?

Мне очень нравились мои «камео» в кадре. Это в большинстве своем сцены, где мне как режиссеру уместно быть для Риты, исполнительницы главной роли, партнером в неприятных или сложных задачах. Таким образом, мы разделяли ответственность и одновременно тяжесть материала, скрепляли взаимное доверие.

Как изменилась твоя жизнь и профессиональная деятельность после начала полномасштабной войны России против Украины?

Сейчас я снимаю гораздо больше документального материала, чем я мог себе представить до войны. Также изменилось то, что я применяю свои продюсерские навыки администрирования, логистики, коммуникации в вопросах организации гуманитарной помощи, оборудования, амуниции для военных, эвакуации людей, репрезентации тех или иных вопросов и позиций в медиа.

Какой была твоя реакция на новость, что фильм «Видение бабочки» отобрали на Каннский фестиваль?

Я не испытывал никакой радости, потому что внутри для нее не было места. В то же время чувствовал отчаяние и решительность… Мы не знали, как будут восприняты наши нарративы, с достаточным ли пониманием и серьезностью. Это придало нам решимости быть заметными, честными и точными, несмотря на все неудобства, болезненность и тяжесть.

Как героиня нашего фильма отстаивает свое видение жизни и свою ответственность за него, так и мы должны транслировать и доносить нашу собственную, персонализированную перспективу на наши реалии.

Ира Нирша, тренер по актерскому мастерству 

Какой момент на съемках фильма тебе запомнился больше всего?

Я горжусь Ритой, исполнительницей главной роли, она была по-настоящему смелая: сбрасывала-набирала большой вес, обрезала волосы, тренировалась для роли военной, была в постоянном поиске и исследовала прототипы. Украинская школа игры актеров кино пока находится в состоянии «на ощупь» — из-за того, что нас постоянно ограничивали, не давали нам развиваться, навязывали русские, советские системы работы над ролью.

Вот это, наверное, и было то, что я делала впервые: попыталась найти такой киноязык и играть так, как нам кажется правильным, довериться нашему ощущению в большой форме. К примеру, у нас есть моменты в фильме, где актеры долго молчат. Я их очень люблю. Для меня это и есть кино — состояние, атмосфера, неосязаемые вещи, которые находятся между строк сценария.

Наиболее памятна для меня первая съемочная смена. Тогда мы приехали, развернулись и начали снимать сцены пребывания главной героини во вражеском плену. Это был холодный подвал, где текли трубы, Рита — в крови, спецгриме и военной форме — подвешена в воздухе. На экране я заметила, что между дублями у нее очень неудобно свешивается голова, а она вся связана. Тогда я пришла к ней на площадку, накрыла одеялом и держала ее голову, пока мы не сняли сцену. В этот момент я почувствовала сильнейшую связь с героиней.

Как изменилась твоя жизнь и профессиональная деятельность после начала полномасштабной войны России против Украины?

После Революции Достоинства я все больше погружалась в историю нашей страны. То, что геноцид украинцев всегда был частью политики России, и то, что это не было очевидно для большого количества украинцев, было удивительно для меня. Многие мои знакомые толеровали русскую культуру, язык, считали мою позицию довольно радикальной. Но сейчас многие переходят в общении на украинский, налицо небывалый патриотический подъем, мы просыпаемся как нация, которая спала восемь лет.

Для многих война на Востоке была каким-то эхом, а не реальностью. Для многих, только не для военных.

Так получилось, что мне предложили присоединиться к военной части ВСУ. Это помогло мне справиться со страхом и прийти в норму — встаешь рано, а за день устаешь так, что единственное, чего хочется, — это лечь спать, нет времени и сил смотреть новости.

Сейчас на вопрос, что я буду делать после победы, отвечаю: «Готовиться к новой войне». Мы должны всегда быть готовы. Такова наша реальность. Необходимо знать, как быть эффективным.

Рита Бурковская, сыгравшая главную женскую роль

Какой момент на съемках фильма тебе запомнился больше всего?

Наверное, это люди, с которыми я встречалась во время подготовки. Когда слушала их истории… После Марьянки мы выехали с военных позиций и поехали пообедать. Сидели в каком-то ресторане, и там были девушки в платьях, а на столе стояли цветы, потому что на следующий день было 8 марта. Это меня очень поразило. Такой контраст: где-то люди гибнут каждый день, и совсем рядом — ресторан, платья, цветы, красивые девушки. И таких моментов куча.

Как изменилась твоя жизнь и профессиональная деятельность после начала полномасштабной войны России против Украины?

Я понимала, что худшая позиция на войне — у мирных жителей без оружия. Я очень не хотела оказаться в такой ситуации, ходила на курсы парамедиков, думала, где я могу быть полезна. Я сейчас живу у подруги-журналистки. Хочется быть рядом с людьми. Еще в первые дни войны после второго полномасштабного наступления занималась волонтерством… Но теперь вижу смысл помогать журналистам освещать события, работать над темами военных преступлений.

Какой была твоя реакция на новость, что фильм «Видение бабочки» отобрали на Каннский фестиваль?

Я была очень счастлива. Как будто мы взяли вершину… Однозначно стоит показать, что мы помним и знаем, что происходит в нашей стране, что мы открыты, донести свою позицию. Показать свое кино. Подискутировать и дать свое понимание о русской культуре, России и преступлениях оккупантов. О людях, которые воюют и помогают. И еще важно строить культурные связи. Привлекать людей к нам.

Любомир Валивоц, сыгравший главную мужскую роль

Какой момент на съемках фильма тебе запомнился больше всего?

Наверное, это наши репетиции. Мы очень много работали, и большая часть работы осталась за кадром. Я познакомился с большим количеством сильных, несгибаемых людей. Очень запомнилось общение с нашими защитниками, бойцами, добровольцами, которые помогали готовиться к съемкам и непосредственно участвовали в них.

Какой была твоя реакция на новость, что фильм «Видение бабочки» отобрали на Каннский фестиваль?

Гордость за всю команду, за то, что во время войны нас будут видеть и слышать. Русская культура не существует отдельно от российской политики, а значит, причастна к преступлениям против Украины. Поэтому нашей миссией во время фестиваля является призыв к изоляции русской культуры, привлечение внимания киносообщества к военным преступлениям России в Украине.

Дарья Бассель, продюсер

Какой была твоя реакция на новость, что фильм «Видение бабочки» отобрали на Каннский фестиваль?

В тот момент, когда я об этом узнала, я ничего не почувствовала. Я понимала, что это суперновость и выход на другой уровень в профессии, но ко дню официального анонса я ничего не чувствовала. Параллельно происходили события в Буче, поэтому Канны с красной дорожкой казались полным оксюмороном. Наша миссия на фестивале будет такой — говорить об Украине, о российской войне в Украине, о деколонизации русской культуры и об ответственности русского культурного сообщества за то, что происходит сейчас.

Что ты навсегда изменишь в своей жизни после войны?

После победы мне хотелось бы не менять что-то в своей жизни, а, наоборот, сохранить. Сохранить память о человеческой любви к ближним, которую я почувствовала по отношению к себе в первые дни войны от совершенно незнакомых людей. Сохранить острое чувство любви к этой земле, стране, людям (не теряя критического взгляда на реальность).

Лиза Смит, продюсер

Какой была твоя реакция на новость, что фильм «Видение бабочки» отобрали на Каннский фестиваль?

Понимание, что именно такой фильм должны увидеть на важнейшем европейском кинособытии, ведь эта кинолента — о последствиях войны, о праве выбора и о решении бороться за себя, свою жизнь.

Что ты навсегда изменишь в своей жизни после войны?

Теперь я знаю, что такое ненавидеть, но пока не знаю, как жить с этой ненавистью. На сегодняшний день рецепт у меня такой: перенаправить эту разрушительную энергию в действие и сделать все, что от меня зависит, чтобы приблизить победу Украины.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы