Днем в театре мне еще бывать не приходилось, тем более не в зрительном зале, а в кабинетах на верхних этажах, где спектакли только зарождаются на уровне идей и первых чтений. Встречаюсь я здесь с Ольгой Гришиной за несколько дней до спектакля «Для домашнего очага» (драма по криминальной повести Ивана Франко), в котором актриса сыграла главную роль. Кроме контроверсионной темы спектакля (в частности, выживание женщины в конце XIX в. во Львове, пока ее муж находится на войне в Боснии) обсуждаем также творческий путь самой актрисы, мистику в ее жизни и возвращение на сцену Национального академического театра имени Леси Украинки после перерыва более чем в 11 лет.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Сцена: начало
Признаюсь: я часто смотрю интервью с выдающимися людьми, где они делятся особыми историями своего успеха. У меня такой истории нет. Я давно решила быть откровенной с собой: случайность — моя история. Классно, что на моем пути встречались люди, которые подсказывали, направляли, помогали, но какого-то переломного момента я не помню. В общем, в моей карьере все происходило так, как происходит в человеческой жизни: одно вытекает из другого. Родилась я в обычной семье, где папа был инженером, а мама медиком (творческие люди, но не в классическом понимании этого слова). Мама с детства прививала мне любовь к искусству: мы часто ходили в музеи, театры, оперу; я занималась танцами, активно приобщалась к школьной самодеятельности. Поступила в политехнический университет на кафедру приборостроения, но уже на втором курсе благодаря знакомым потихоньку пробовала себя в Свободном театре и к концу учебного года поняла, что выбранная специальность мне не по душе. Я ушла из Политеха и после небольшой паузы поступила в театральный университет. Втихаря, чтобы не узнали преподаватели, совмещала киносъемки с учебой и параллельно играла в Свободном. Вскоре в моей жизни появился Театр имени Леси Украинки, но так сложились обстоятельства, что я вынуждена была взять театральную паузу и 11 лет снималась только в кино. Вселенная словно держала меня, чтобы только сейчас привести сюда.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Мистика и закономерность
Все 11 лет я мечтала о театре, но как-то не складывалось. И вопрос с театром оставался для меня открытым. Но весной 2022 года я все же решила: пора закрывать этот вопрос. А уже через день Ольга Викторовна Гаврилюк позвонила мне с предложением. Я была шокирована: «Как? Почему?» Если бы знала, что Вселенная работает именно так, уже давно озвучила бы свое решение. Отказаться шансов не было, потому что я очень хотела вернуться в театр. «Конечно да!» Олю я знаю давно, и это большое счастье — после столь длительной паузы попасть именно в ее режиссерские руки. Моя встреча со зрителем случилась через 11 лет. И это невероятно! У нас уже было несколько спектаклей, а мне постоянно мало. Скучаю по зрителю: хочется еще и еще!
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Театр vs Кино
И в кино, и в театре есть магия. Но это разные концентрации энергии. В театре ты постоянно живой, в непосредственном контакте со зрителем. Здесь не бывает одинаковых представлений, никогда не бывает повтора. Это действительно специфическое место. Если ты попробовал волшебство спектакля, отказаться от этого навсегда невозможно. Отдельное удовольствие — репетиции. Когда они проходят во взаимной любви, в хорошей компании, когда ты погружаешься в материалы, учишься, тогда происходит рост — профессиональный и личный.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Культура во время войны
Помню, как 22 февраля у меня закончились съемки в кино, 24-го мы готовились праздновать шапку (вечеринка по случаю завершения проекта), но случилась не шапка, а большая война. Почти все это время мы с семьей оставались в Киеве, однако полтора года съемок в моей жизни не было. Некоторые приглашения поступали, но я либо отказывалась, либо оно как-то не шло. Я не знала, куда себя приткнуть, не знала, чем мне вообще заниматься, не могла читать, смотреть фильмы, планировать завтрашний день.
Первые месяцы, когда Киев был полупустой, мы жили с семьей здесь, в театре. И случилось долгожданное апрельское оживление, когда театр позвал зрителей на первые спектакли и сюда пришли люди, мои коллеги, друзья, их дети. Это вдохновляло и как будто бы давало ответ на вопрос: нужен ли театр во время войны? Мы видели, что наша работа доставляет удовольствие и утешение. Я вспоминала своего преподавателя в университете и его рассказы, как они с другими солдатами во время Второй мировой войны пели, любили, шутили. По-моему, это вообще нормально для психики, потому что мы все, как бы кто ни держался, искалечены: кто-то больше, кто-то меньше. Наш организм, переживающий длительный стресс, должен балансировать смехом. Поэтому критика типа «они здесь бабки зарабатывают», которая иногда доносится до актеров, откровенно говоря, меня ранит, она обесценивает наши старания и труд. Но нам повезло с режиссером Ольгой Гаврилюк, которая много занималась с труппой, проводила тренинги, разговаривала, создавала соответствующий эмоциональный фон, чтобы мы полностью погрузились в атмосферу «Для домашнего очага».
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
О спектакле
Это повесть Ивана Франко, написанная на основе реальных событий, которую инсценировала Ольга Гаврилюк. История действительно интригует: зритель довольно долго не понимает, что происходит. К тому же это очень эстетичный спектакль, в который режиссеру удалось заложить глубокие смыслы. Здесь много всего: и любовь между мужем и женой, и любовь между подругами, любовь друга к другу; кто-то увидит здесь войну и проследит параллели с современностью, кого-то поразят разные проявления человеческих отношений. А чего только стоит музыка, написанная Марией Гаврилюк! Это тон всего спектакля. Даже если вам не понравится игра актеров или сценарий, просто насладитесь музыкальным сопровождением, воспроизводящим всю Вселенную. Похоже, в этом спектакле все сошлось в гармоничный пазл.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Кирилл Парастаев в роли капитана Ангаровича и его жена Анеля в исполнении Ольги Гришиной
О своей героине
Мне всегда тяжело отвечать на этот вопрос. Потому что для объективности нужно отвлечься и подвести итоги. А я еще нахожусь в самом процессе, потому что спектакль только недавно увидел свет. Такова специфика театра: появление спектакля сравнивают с рождением ребенка. Наш ребенок еще растет, поэтому мне трудно оценивать и спектакль, и свою героиню как что-то уже произошедшее.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Стремление к популярности
Без всякого кокетства могу утверждать, что никогда не гналась за популярностью. Да, хороший фидбек всегда приятен, но чрезмерное внимание меня скорее пугало, ведь это нарушение личных границ, а я до сих пор не научилась относиться к этому спокойно. Особенно меня тревожит критика, хотя я и работаю над этим давно. Вижу, что многие мои коллеги используют свою узнаваемость и выстраивают личный бренд как инфлюенсеры, и у них это получается классно. Я уважаю их труд, но мне это лично не интересно.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Поиск вдохновения
Я очень люблю книги, но на них постоянно не хватает времени. Полгода назад я начала открывать для себя украинскую классику, и в моем сознании произошел настоящий переворот, ведь в школьные годы мы этого не учили! Но я радуюсь, что сейчас могу развиваться и узнавать новое. Когда начались репетиции, совмещать их с чтением стало сложнее. Актеры меня поймут: ты погружаешься в сценарий — и все твои мысли в нем, ты спишь, ходишь, делаешь какие-то бытовые вещи и все равно думаешь о своей роли. Относительно видеоконтента, признаюсь, предпочитаю легкий и развлекательный жанр, чтобы мозг переключался и отдыхал.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Кирилл Парастаев в роли капитана Ангаровича и его жена Анеля в исполнении Ольги Гришиной
Украинская киноиндустрия
Мне сложно говорить об изменениях в украинском театре за последние годы, поскольку долгое время я была вне процесса. А вот касательно киноиндустрии могу поделиться наблюдениями. Я часто смотрю на английском фильмы и интервью о том, как проходили иностранные съемки, как команда общалась между собой. Еще несколько лет назад я испытывала преимущественно восхищение их продуктом и огорчалась, что у нас не так же. А вот сейчас замечаю и у них белые пятна и отмечаю наши достойные работы. Я понимаю, что у них давно выстроено производство, а мы еще только двигаемся в этом направлении. Надо объективно воспринимать реальность: невозможно с непрофессиональным режиссером, плохо написанным сценарием и впервые пришедшими на съемочную площадку людьми сделать конфетку. Но хорошо сделать свою работу можно. Ныть и ждать, что как-то оно будет, — не мой вариант.
Премьерные показы спектакля «Для домашнего очага»: Ольга Гришина в роли Анели
Роль мечты
Такой нет. Я действительно верю, что все в моей жизни и карьере складывается как нельзя лучше. Стремлюсь расти как профессионал и как человек. Это искреннее желание и движет мной каждый день.
*Ближайшие показы криминальной драмы «Для домашнего очага» в театре Леси Украинки пройдут 26 ноября, 10 и 23 декабря и 7 января.