Есть много стереотипов по поводу роли продюсера в кинопроизводстве. Кто-то думает, что это обязательно мужчина, который ищет деньги на кино или, напротив, решает, кому дать бюджет на фильм. Из-за того, что в Украине режиссероцентричное мнение о кино, ходят слухи, что «продюсерское» кино считается не художественным. Да и вообще продюсеры — это о власти и деньгах.
На самом же деле это — мифы. Киножурналистка Елизавета Сушко эксклюзивно для ELLE Украина поговорила с пятью украинскими продюсерами, чтобы разобраться, какую часть работы над фильмами, о которых уже много слышали, они выполняли, чем сейчас живет украинская индустрия и в конце концов развеять стереотипы о «мужской» профессии.
На примере одного из ваших проектов расскажите об этапах работы продюсера над фильмом?
Фото: Катрина Лащикова
Юлия Синькевич, продюсер фильма «Я, Ніна» Марыси Никитюк, бывший генеральный продюсер ОМКФ и член наблюдательного совета и соучредитель Украинской киноакадемии
Я не единственный продюсер фильма «Я, Ніна», главным продюсером все же является автор идеи Янина Соколова. К проекту я подключилась уже на этапе съемочного периода. Я давно знала об этой идее, которой горит Янина, потому что в основе истории лежит ее личный опыт преодоления болезни. Исполнительным продюсером сначала была Олеся Корженевская, но когда она ушла — я влилась в проект и скорее выполняя работу кризисного менеджера, потому что мне пришлось этот проект вытаскивать.
Так совпало, что съемки пришлись на пандемию, а постпродакшн и подготовка мировой премьеры — на период полномасштабной войны. Потому как продюсер я должна была управлять действиями всей команды в условиях, когда нужно перепланировать график всех работ и перенести завершение фильма за границу.
Украинская премьера фильма «Я, Ніна» состоится 16 июня на фестивале зрительского кино Миколайчук OPEN в Черновцах. В прокат фильм выйдет уже в сентябре 2023 года.
Наталья Либет, продюсер фильмов «Стоп-земля» Екатерины Горностай, «Щоденник нареченої Христа» Марты Смеречинской, будущего фильма «Назавжди, Назавжди» Анны Бурячковой и других.
Как и все остальные, кто работает в кино в мире, продюсеры называются film makers (те, кто делает фильм. — Прим. ред.). В Украине почему-то считается, что режиссеры, операторы постановщики, художники постановщики и все остальные существуют отдельно. Это неправда. На международном уровне уже давно принято, что все, кто причастны к производству, являются авторами фильма.
Главных авторов существует пять: автор сценария, режиссер, художник (постановщик), оператор (постановщик) и композитор. Продюсер работает в партнерстве со всеми, чтобы объединить таланты, найти ответы на все возникающие внутри вопросы и формировать положительную энергию в команде.
Полина Герман, продюсер полноментражного дебюта Соломии Томащук «Між нами», документальных лент Дмитрия Грешко «Король Лір: як ми шукали любов під час війни» и «Дівія» и другие.
Если говорить о «Між нами», моя работа на первом этапе была административного характера — получить финансирование, подписать все контракты и, к сожалению, разбираться с изменениями власти в Украине, в частности, сменой министра культуры. Потому что для нас как для пятерки победителей питчинга Госкино то отменяли результаты конкурса, то снова обещали предоставить бюджет.
Тогда и на всех последующих этапах моей функцией в качестве продюсера было работать психотерапевтом всей команды. Потому что, на самом деле, поддерживать творящих людей — это очень важно и нужно.
Вторая функция — все, что касается административной инстанции. Продюсер также контролирует и погружается во все творческие процессы. Ведь если ты затрагиваешь фонды, гранты, рекламные интеграции и сотрудничество — это все на плечах продюсера. К сожалению, этот проект пришелся на пандемию COVID, поэтому нам нужно было переформатировать свою препродакшную работу на онлайн. Тогда не все были готовы к такому формату. Но при этом мне удалось воплотить свое стремление на этом проекте — я сделала ненавязчивый и почти незаметный продакт-плейсмент, что помогло сократить расходы, в частности на локации.
*продакт-плейсмент — рекламный прием, когда что-то появляющееся на экране имеет коммерческий аналог и предоставляется компанией.
Продюсер принимает участие во всех этапах создания фильма. Ибо все творческие этапы коррелируются с объемом бюджета. Поэтому я тесно сотрудничали на съемках с Соломией, потому что я была тем человеком, который собирает пазл между, например, ее желаниями как режиссера и желаниями кинотеатров, которые потом будут покупать у нас фильм для проката.
Украинская премьера фильма Соломии Томащук «Між нами» прошла на фестивале Миколайчук OPEN в июне 2022 года. Команда обещает, что фильм выйдет в прокат уже осенью 2023 года.
Если говорить о документальном фильме Димы Грешко «Король Лір: як ми шукали любов під час війни» — это первый мой полностью от начала до конца дистанционно воплощенный фильм. С началом войны я уехала за границу, а Дима, с которым мы уже давно дружим, искал в Ужгороде истории для фильма и натолкнулся на нашего героя — режиссера Славу. Мы поговорили в ZOOM о том, что это очень интересная история о театре, мечтах, а главное — о людях, которые начинают свою жизнь с нуля в Ужгороде и еще и пробуют себя в роли актеров. Между моими переездами без конечной точки мы общались с Димой о том, как можно это снимать, так что он на своих собственных ресурсах мог воплотить задуманное. В какой-то момент, когда я смогла немного успокоиться и решила, что переезжаю в Штаты, я осознала, что сейчас я продюсер фильма, который мы снимаем без бюджета. Это меня обеспокоило, поэтому я начала искать деньги в Европе и Америке. А это очень небыстрый процесс.
Частью моей работы в качестве продюсера было проконтролировать актуальность фильма для международных кинофестивалей, потому что фильм причастен к войне, которая для Америки и Европы интересна прямо сейчас.
Мировая премьера фильма «Король Лір: як ми шукали любов під час війни» прошла на фестивале в Лос-Анджелесе, украинская — на Docudays UA. Также фестивальный показ фильма планируется на Миколайчук OPEN 20 июня в Черновцах.
Фото: Анастасия Тихая
Александра Братищенко, работает в украинской киноиндустрии с 2010 года.
С 2014 начала заниматься документальным кино и присоединилась к объединению #Вавилон`13. В 2019-м участвовала в тренинге для продюсеров EAVE on Demand. В 2020 году в Киеве основала собственный продакшн ELERON PICTURES. Продюсер фильмов: «Крим як це було» Константина Кляцкина, «Крихка пам`ять» Игоря Иванько, «Грьобана чутливість» Татьяны Симон (в разработке).
Продюсер — это действительно не человек, к которому нужно идти за деньгами. Мы не «крестный отец», а такая же творческая и организационная единица проекта. Как продюсер ты должен сочетать в себе оба качества — быть и менеджером, и творчески, всесторонне развитым человеком, который понимает все процессы, касающиеся кино. Недаром это аудиовизуальное искусство, и не зря мы говорим и об изображении, и о звуке, и о музыке и тп. Кино — это синтетическое искусство, вбирающее в себя широкий спектр процессов. И именно продюсер должен разбираться во всем.
Дальше уже возникают другие важные вопросы — правильно оформить идею фильма, то есть, правильно его продать в зависимости от того, на какую аудиторию и финансовую поддержку ты рассчитываешь. То есть, продюсер — это не человек, у которого есть деньги. Это человек, знающий, как организовать процесс, собрать команду и найти деньги на то, чтобы все эти люди были довольны и не умерли от голода при создании фильма.
Продюсер должен брать на себя инициативу и говорить с режиссером о творчестве в рамках проекта, возможно, предложить ему что-то, направить, подтолкнуть или подсказать. Часто вместе с режиссерами и режиссерами монтажа просматриваем вместе снятый материал и вместе определяем дальнейшую стратегию движения. И это не единственный пример, из которого понятно, что в кино очень многое базируется на коммуникации. И, конечно, многое зависит от твоих отношений с режиссером, вашего доверия друг другу и того, имеешь ли ты возможность влиять и направлять.
Фото: Эльнур Тагиев
Валерия Сочивец, режиссер, продюсер короткометражных фильмов и таких полнометражных лент как «Ля Палісіада», «Із завʼязаними очима», «Зарваниця» и т.д. Вместе с Филиппом Сотниченко в 2015 году основала общественную организацию и продакшн «СУК». Сейчас работает над документальным проектом «Тіні» Полины Кельм и игровым фильмом «Спадок» Станислава Битюцкого.
Последний мой проект — это фильм «Ля Палісіада» Филиппа Сотниченко. И здесь все достаточно банально — я искала деньги, формировала команду, давала «пинки» режиссеру по дедлайнам, занималась всей коммуникацией группы. Мы вместе с режиссером писали сценарий, смотрели локации, проводили кастинги благодаря тому финансированию, которое у нас было от УКФ (Украинский Культурный Фонд. — Прим. ред.). Мы делаем этот проект уже пять лет, так что мы захватили и время пандемии коронавируса, и полномасштабное вторжение.
Мировая премьера фильма «Ля Палісіада» состоялась в главном конкурсе Роттердамского кинофестиваля в Нидерландах, где получила приз ФИПРЕССИ.
Поскольку я еще немного режиссер и сейчас работаю над своим режиссерским дебютом «Завіса», я понимаю, что мне самой нужен продюсер для дедлайнов и их контроля. Заявки для грантов или питчинга я могу составить и сама, а вот человек, который холодно может со стороны меня контролировать организационно, это очень полезно.
С начала полномасштабного вторжения кино в Украину не финансируется государством. Как вы сейчас находите деньги на свои проекты?
Александра Братищенко: Очевидно, сейчас больше возможностей найти поддержку для документальных проектов. Как минимум, речь идет о меньших бюджетах. И, конечно, потому, что украинская документалистика последние девять лет находится на пике своего расцвета. Это связано с процессами, которые у нас в стране происходили и происходят сейчас. Это началось с Революции Достоинства и аннексии Крыма, с началом войны в 2014 году и продолжается сегодня. Это то, что болит украинцам, это то, что важно донести миру. Есть мнение, что Украина может надоесть международному рынку со своими проблемами. Международные фонды разборчивы, да, но они поддерживают украинских фильмейкеров, для них важно слышать нашу историю с рассказом из наших уст. И пока не имеет значения, война непосредственно присутствует в кадре или остается только бекграундом теперь уже обыденной жизни под обстрелами.
Благодаря работе над «Крихкою памʼятю» Игоря Иванько я многое поняла о поиске финансирования и выходе на иностранных партнеров и рынках еще до того, как Госкино перестало финансировать кинопроизводство.
Сейчас мы вместе с продюсером Иванной Хицинской продолжаем работать над ко-продукцией Украины, Латвии, Словакии и США — доком «Залізною сотнею» Юлии Гонтарук, которая уже девять лет горит этой идеей, а для меня это показательный проект, чтобы сказать, что сегодня для меня в кино недопустима манипуляция и паразитирование на теме войны. Поэтому я берусь только за такие проекты — о людях, об искренности, которые рассказывают не о событиях здесь и сейчас, а о причинно-следственных связях.
Фестиваль Hot Docs
Также в разработке проект Галины Лавринец «Омелькова хата або Гості з Харкова». Работа над этим полнометражным проектом началась с создания короткого метра в рамках программы Civil Pitch 2.0 от DOCUDAYS UA. Недавно началась разработка проекта «Вхід до зони комфорту» режиссера Юрия Движона и сценаристов Анастасии Алексеевой и Леши Чащина о ЛГБТК+ персонах средних лет, которые сделали каминг-аут во времена Советского союза.
Мировая премьера короткометражного фильма «Гості з Харкова» состоялась на фестивале Hotdocs в Торонто, украинская — в рамках Docudays UA.
Если говорить об игровом кино, то в этом году я была на Каннском кинорынке с проектом Татьяны Симон «Грьобана чутливість». Мы представили идею для будущего фильма вместе с еще 9 украинскими проектами. Это была программа «Україна у фокусі», созданная при сотрудничестве Украинского института со многими европейскими фондами и организациями. Все представленные в программе проекты были настолько сильными, что хочется безусловно верить в долгое светлое будущее нашего кино.
До того как отважиться на свой дебют, кроме того, что Татьяна закончила Карпенка-Карого по специальности режиссура, она много лет работала кастинг-директором на различных проектах, таких как «Вулкан» Романа Бондарчука, «Атлантида» и «Відблиск» Валентина Васяновича, «Бачення метелика» Максима Наконечного, «Я і Фелікс» Ирины Цилык, «Клондайк» Марины Эр Горбач и тп. Если посмотреть внимательно — во всех этих фильмах часто непрофессиональные актеры, поэтому я была уверена, что ее история о журналистке, которая во время гибридной войны в Украине проживает посттравматический синдром, вырывается из нее как автора, что история искренняя и чувствительная, а это самое важное сейчас и для фондов, и для будущих зрителей.
Полина Герман: На своем опыте я уже поняла, что Европа и Америка в такой коммуникации несколько разные. Европа ближе к Украине, поэтому они лучше воспринимают месседжи, которые мы хотим доносить, поэтому они больше открыты к сотрудничеству. Американцами интересна Украина, но когда доходит до более существенных переговоров, они говорят, что хотят поехать к нам и снимать самостоятельно события в Украине.
На этапе поиска денег у меня сейчас документальный фильм «Дівія» — новый фильм Димы Грешко. Он уже активно ездит и снимает. К примеру, в мае он был в Николаевской области с экспедицией. Наши исполнительные продюсеры ездят на воркшопы в Европе не только ради того, чтобы получить какие-то гранты, а скорее чтобы познакомиться с потенциальными инвесторами или выиграть возможность представить проект на следующем питчинге в другой стране, или же принять участие в учебной лаборатории.
Проект уже заинтересовал многих, потому что наш фильм об экологии и разрушительной взаимосвязи человека и природы — очень актуальная тема вне стран и времени, а украинский военный контекст только обострил актуальность. Сейчас я ищу партнеров в Америке, которые были бы готовы поддержать нас, потому что мы хотим привлечь к постпродакшну одного очень известного композитора, а это очень затратный и сложный процесс, которым также должен заниматься продюсер.
Наталья Либет: Украина может получать деньги на съемочный процесс из-за границы так же, как их получают фильммейкеры стран, в которых пока нет прямого национального финансирования. Украина приобщается к таким международным конкурсам, по крайней мере, их много в Европе, в частности во Франции, Голландии, Германии. Но при этом за финансирование там соперничают не только украинские сценарии, но и команды из стран с глубоко развитой киноиндустрией. Поэтому, чтобы получить там деньги на производство, нужно, как говорят в Европе, иметь сценарий за короля. Что включает не только саму историю и развитые арки героев, но и видение режиссера и намерения, считываемые с бумаги.
Валерия Сочивец: Недавно мы снимали короткий метр «Тато своєї доньки», режиссером и сценаристкой которого стала Настя Грубая за донаты. Мы просто сделали банку, куда люди нам донатили, а также в рамках СУК провели ряд событий и мастер-классов, вся прибыль с которых шла на фильм. Конечно, это не большие деньги, и мы не могли покрыть гонорары, но в команде были люди, которые горели своим делом и хотели снимать. Сейчас мы уже закончили съемочный период, но еще не начали монтаж, потому что Настя поехала питчингировать идею своего полного метра в Каннах. Да, это работает только с короткими метрами, потому что производство полнометражного фильма таким образом не покрыть, но работает.
Как Украину и наше кино воспринимают на международных кинофестивалях, премиях, встречах и питчингах?
Фото: Катрина Лащикова
Юлия Синькевич: В прошлом году европейцы очень и очень не хотели отказывать россиянам. Мы видели, что был фильм Серебренникова в программе Каннского кинофестиваля 2022 года, который был на тот момент единственным кинофестивалем, который якобы запретил аккредитацию российской прессы на свои события. Но это ограничение не исключало аккредитацию российских кинокритиков, которые могли аккредитоваться от не российского издания, как это сделал Антон Долин. В этом году Канны приспособились к новой реальности, просто запретив любые акции протеста на их территории.
Если посмотреть, сколько украинских фильмов громко о себе заявили на международных площадках с начала полномасштабного вторжения, можно сказать, что интерес к Украине точно вызревал, еще больше он вырос после российской агрессии, потому что у зрителя за границей увеличился запрос. Иностранный зритель хочет видеть фильмы, которые касаются темы войны, чтобы разобраться в событиях. А также за рубежом большой спрос на украинский детский контент, потому что выехавшие из страны люди, а это все же несколько миллионов человек, оказались в разных странах с детьми и хотят смотреть свое.
Если говорить о фестивальных площадках, то они, к примеру, хотят понять причины и корни этого конфликта и агрессии России против Украины. Они могут найти эти ответы в кино, но мы должны не забывать, что российский кинобизнес тоже не спит.
Я знаю, что наша ассоциация кинотеатров обратилась в большие студии, такие как А24 или LionsGate, чтобы те перестали продавать свое кино в Россию, потому что они активно продолжают это делать. Это огромный фронт работ, который начинался еще в 14-м году, но не имел таких веских аргументов. Это не будет быстро, но это должно быть на высоком уровне государственной поддержки и то, что делает, например, Украинский институт, должно популяризироваться.
Александра Братищенко: В Каннах была достаточно нервная атмосфера в этом году. Мне, в частности, кажется, что, по сравнению с прошлым, мы сделали мало, чтобы напомнить об Украине. И я говорю не о выходе на красную дорожку в платье цвета нашего флага, а об индустрийных и важных заявлениях Украины на фоне российских представителей и представительниц, активно работавших в Каннах в этом году. Покупать, представлять и смотреть им позволили слишком много как для страны-террориста.
Если говорить о продюсерской работе на фестивале, то главное быть подготовленным. На таких огромных фестивалях и кинорынках, особенно со всеми сложностями, которые нужно преодолеть, чтобы уехать из Украины, нужно иметь предварительно тщательно прописанный план действий и встреч. Не важно, ты едешь с одним проектом или с несколькими — нужно иметь конкретную цель для события.
Фото: Рита Лукич
Валерия Сочивец: На моем опыте украинское кино классно воспринимают. Я не из тех людей, кто выходит из зала с показа фильма, над которым я работала, потому что мне важно посмотреть его на всех экранах. Даже в темном кинозале во время показа есть чувство уважения к украинскому кино. После премьеры в Роттердаме фильма «Ля Палісіада» жюри нам сказали, что в этом кино есть постсоветский вайб и это помогло им больше понять, откуда растут ноги российской агрессии против Украины.
Наталья Либет: Очень приятно, что воспринимают проекты не просто потому, что мы из Украины, а потому что это очень крутой контент, это крутые истории, которые действительно интересуют кинопрофессионалов из разных стран. И не только именно их, но прежде всего широкую и фестивальную аудиторию.
Автор: Елизавета Сушко