Актриса Рита Бурковская — об актерстве, изменениях в украинском кино после Победы и участии в фильме «Бачення метелика»

«Кино — это живая история»

Лучший украинский полнометражный фильм по версии 13-го Одесского международного кинофестиваля — драма «Бачення метелика» выйдет на большие экраны уже 6 апреля. Главная героиня картины — аэроразведчица с позывным «Метелик», возвращающаяся из плена. Ее ждут родные, друзья, побратимы и любимый. Но новая жизнь бросает новые вызовы. В главной роли снялась актриса Рита Бурковская, известная по фильму «Парфенон» Мантаса Кведаравичюса.

Эксклюзивно для ELLE.UA Рита рассказала шеф-редактору сайта Екатерине Поповой о своей карьере, актерстве, ролях, изменениях, которые, по ее мнению, ждут украинское кино после нашей Победы, и участие в картине «Бачення метелика».

Рита Бурковская

БЛИЦ

Театр или кино: кино

Режиссер, повлиявший на мою карьеру: Шарунас Бартас

Актер или актриса, который (-ая) меня вдохновляет: Катя Голубева

Фильм, который произвел на меня незабываемое впечатление: их много

Моя мечта: я не мечтательница, у меня нет мечты

Меня делает счастливым: присутствие

Об актерстве

Как началась ваша актерская карьера и как вы попали в кино?

Поначалу я занималась театром, но устала от него. Были разочарования, поиски познания… Потом начала сниматься в короткометражных фильмах. Мне очень понравилось, когда есть маленькая команда, где все друг друга понимают: тебе уютно в ней, спокойно. Так, собственно, все и началось.

Мне нравится съемка небольшой группой. К примеру, в «Парфеноне» Мантаса Кведаравичюса у нас многие сцены снимались именно так. Я, фиксер и режиссер — мы работали так в течение двух недель. Над основной частью тоже работала небольшая команда: оператор, звук и режиссер. Никогда не было такой толпы, как, например, в работе над рекламой или музыкальными клипами.

Так же было и с «Баченням метелика»: все друг друга знают, все единомышленники, тебе комфортно, уютно. Вот такая атмосфера.

Рита Бурковская

Какую роль вы хотели бы когда-нибудь сыграть и на которую никогда бы не согласились?

Меня учили не иметь понимания о какой-то роли, но иметь его о теме. К примеру, темы ответственности, свободы, одиночества, выбора. Я не заточена под определенный образ, не живу образом. Мне интересно исследовать определенные темы и как они во мне раскрываются.

Сейчас для большинства украинцев случилась война. Она началась еще 9 лет назад, но не со всеми. Мы все разные люди, и я не думаю, что многие себя представляли военными, волонтерами, водителями, фиксерами, журналистами. Это нас выбрало, и мы этим стали. У нас не было этого образа, но этот опыт к нам пришел. Мне интересны такие вещи.

Мне было бы интересно сыграть фиксера, потому что у меня есть такой опыт. Мне нравятся некоторые вызовы, с которыми фиксеры имеют дело.

Что касается того, на что бы я не согласилась, — наверное, такого нет. Я бы не хотела участвовать в поверхностном кино или работать с людьми, которым я не доверяю и которых не чувствую. Не хотелось бы играть в чем-то клишевом или узко построенном.

Сейчас я бы не хотела играть в кино о Буче. Когда нужно время на осмысление чего-то, а у нас его еще нет, но средства получить можно — в такой процесс я бы не хотела вовлекаться.

Бывает такое, что режиссер точно знает, что хочет работать с голубоглазой или рыжей актрисой. Или когда имеет ясное представление, как я должен играть. Такого я вообще не понимаю, потому что считаю, что человеческая природа гораздо шире.

Рита Бурковская

Какие шаги вы предпринимаете для достижения своей цели?

Если у меня есть определенная цель, я могу рационально понять, что я могу сделать, улучшить, какая зона моей ответственности. Могу что-то сделать — сделаю, не получается — окей, отпускаю.

Как думаете, есть какие-то правила, чтобы добиться успеха в кино, или это рандомный успех?

Кино — это живая история. Юрий Альшиц, очень мощный учитель, учил, что роль — это что-то живое и ты живая. Это как встреча. Роль должна хотеть, чтобы ты ее сыграла. Есть ли у тебя основа, суть для этой роли? Вообще живое имеет отклик.

Но есть другая история. Можно ссылаться на театрального режиссера Питера Брука, который говорил, что есть аудитории, которые любят живой, неживой, священный театр — такая градация. Так же и в кино есть аудитория, поддерживающая дешевые и неживые идеи.

Актерская работа — часть природы человека и часть его служения чему-то. Она не направлена на то, чтобы преуспевать. Сначала нужно что-нибудь дать, чтобы его получить. Я в этом процессе.

В чем вам приходится отказывать себе ради удачной карьеры?

Единственное, от чего мне приходится отказываться, — это от сериалов и фильмов, в которых я не хочу участвовать. Я считаю, что это единственный ключ к моему пониманию успеха. Поскольку для меня успех — это работать рядом со своими побратимами и посестрами по кино, делать это искренне, творчески, по-разному, пытаясь что-то найти и будучи свободными в этом, надо отказываться от того, что мне не близко, не тратить на это свои ресурсы, время и не сердиться на людей, с которыми нам не быть вместе в творчестве.

Рита Бурковская

Каких карьерных высот вы хотите добиться в своей карьере? Каковы ваши планы и цели на ближайшее будущее?

Я хочу выжить, помочь победить Россию в нашей войне.

Я хотела бы встретиться с талантливыми людьми, с кем я могла бы быть способна открывать новые грани своего потенциала.

Какие изменения, по вашему мнению, ждут украинское кино после нашей Победы?

Изменения нашего кино напрямую зависят от изменений Госкино — от прозрачности финансирования и в принципе от финансирования культурного сектора. Если оно будет, и долгосрочным, то молодые и классные режиссеры, которых у нас много, и не только молодые, — они будут иметь возможность говорить своим кино. А у нас, актеров, будет возможность работать.

Также я очень верю в то, что будут привлекаться зарубежные режиссеры и зарубежное финансирование. Оптимистично отношусь к нашему будущему.

О фильме «Бачення метелика»

Как вы попали в проект?

Меня позвали на кастинг. Он проходил в несколько этапов, очень неординарно. На первом было 5 или 6 претенденток на роль, мы сидели в одной комнате, и режиссер Максим Наконечный каждую из нас спрашивал о нашем отношении к войне и о нашей причастности к ней. Следующим этапом был тренинг, где мы играли сцены. Дальше было просто общение.

Тогда Макс написал мне большое письмо, где объяснил, почему он выбрал на роль меня. Я была приятно удивлена. Думала, что он меня не выберет.

Премьера фильма прошла в Каннах, где ваша команда устроила перформанс, встретив гостей сиренами. Расскажите, как вас приняли и какой была реакция европейцев?

Была пресса, освещавшая это. Нас вообще хорошо воспринимали, у нас с Максом было много интервью — все интересовались, как обстоят дела в Киеве, в Украине. Мне показалось, что нас встречали тепло и с вниманием. И так же смотрели кино.

Вспомните, какие у вас были эмоции, когда вы впервые услышали об идее фильма? Что побудило вас взяться за проект?

Действительно, эмоции были неоднозначные. Когда я прочла тритмент, мне показалось, что там наложилось очень много событий. А еще я была претенциозна — подумала: «Почему этот парень имеет право снимать о войне, как он причастен к ней?»

Потом я поняла, что эта команда — Tabor Production — делала ставший призером Берлинале проект «Школа №3», ездила на восток, была причастна к документальным фильмам о войне, то есть имела абсолютное право на то, чтобы говорить об этом глубоко и достоверно. Также меня очень убедили пробы. Когда нам нужно было снять сцену, в которой мы должны были проехать по городу, мы садились в машину и ехали. Актеру не надо много притворяться — он может быть собой. Тогда мои противоречия развеялись — в голове была мысль, что с этими людьми я смогу работать, мне будет легко это делать.

Фото: Анастасия Власова / Anastasia Vlasova

Лента повествует об изнасилованной аэроразведчице с позывным «Метелик», которую освобождают из российского плена, и теперь она пытается справиться с вызовами ее новой жизни. Что лично для вас означает фильм «Бачення метелика»?

У меня было два импульса играть о войне — в 2020-м, когда фильм снимался. Во-первых, меня поражала близость войны. Мы проводили исследования, встречались с ветеранами, и некоторые из них были моложе меня на 6-8 лет. Они совсем не совпадали с клишированным представлением о ветеранах. Меня поражало, что ты можешь ехать в лифте, автобусе, метро, рядом может быть ветеран — и ты этого не узнаешь. Настолько близка война. Во-вторых, это история о человеке, который понимает, что происходит, и начинает действовать, брать ответственность за свой путь, действует от сердца, что бы это ему ни принесло. Фильм «Бачення метелика» для меня об этом.

Поделитесь любимыми моментами со съемок. Что запомнилось больше всего? Какую сцену было снять тяжелее всего?

Самая тяжелая сцена — в столовой. Мы снимали ее в военном госпитале, за столом сидели ветераны. Для меня было настоящим вызовом играть при них военнослужащую. Двое из них получили ранения, еще один был в плену — у них была травмирующая история, что накладывало на меня больше ответственности.

Самое приятное было играть с Наталкой Ворожбит — когда ее персонаж меня стрижет и мы разговариваем. Это для меня самая сильная сцена в фильме, и мне кажется, она очень удалась. Для меня ценно, что мы добились такого моего настоящего отзыва.

В чем сила вашей героини?

В правдивости, ориентирах и понимании себя. В выборе — не уснуть духовно, а взять ситуацию в свои руки и действовать.

Почему украинцам стоит посмотреть это кино? И что должны ощутить зрители, на ваш взгляд?

Его важно посмотреть, потому что оно расширяет понимание кино — какой разной может быть игра. Этот фильм точно позволит посмотреть на настоящих людей в кадре, а не что-то постановочное. Также появится возможность правдиво смотреть на темы, которые всех нас объединяют, беспокоят, болят, — возможность диалога.

Это кино важно тем, что оно снято о людях, благодаря которым многое сохранилось в стране и сама страна.

Фото: Анастасия Власова / Anastasia Vlasova

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы