Beauty-редактор ELLE.UA Елена Бабицкая пообщалась со стилисткой салона Миланой Лук и основательницей салона Brave Wave Екатериной Черной и узнала о том, как украинки издавна ухаживали за своими вьющимися волосами.
Украинская народная пословица говорит: «В хорошей жизни кудри вьются, в плохой — секутся». В украинском этносе и мифологии четко прослеживается тенденция воспевания волос и кудрей, в частности у девушек, у мальчиков, у младенцев. По сообщениям исследователя Михалона Литвина, мемуариста-этнографа XVI в., кудри во времена Киевской Руси и казацкой Украины были эталоном красоты и главным элементом изображения в произведениях, песнях, картинах. Описывая красоту украинской девушки, в песнях традиционно вспоминают ясные глаза, тонкую талию, шею лебединую, светлое личико, кудри. Стоит отметить, что в эти периоды истории Украины только незамужним девушкам разрешалось носить распущенные волосы или косу.
В Киевской Руси и в народном фольклоре волосы играли важную спиритическую роль. Волосы — это оберег от зла, это сила человека. Волосы в мифологии отображаются как канал соединения человека и космоса. Сейчас же народные поверья из древности трансформируются, все больше проявляется тенденция к натуральности и принятию своей природной сущности, а с ней и текстуры волос. Особенно вьющейся текстуры.
В описаниях народного быта древней Украины можно найти множество рецептов по уходу за волосами.
Для мытья головы преимущественно использовали травы любисток и клевер. Ведь они помогают избавляться от перхоти, укрепляют корни и нормализуют работу сальных желез. Ко всему прочему, благодаря своему аромату любисток в древности считался неким афродизиаком. Поэтому он пользовался особым успехом у незамужних девушек. Ромашка, чабрец и мята чаще всего применялись для тонизирования кожи головы и для повышения эластичности волос.
К примеру, ромашка отлично стимулирует регенерацию кожи, нормализует себо-регуляцию и процессы кровообращения. За счет эфирных масел она дольше сохраняет влагу в волосах и обеспечивает им эластичность. Ну и, как бонус, придает волосам теплый золотистый оттенок.
«Оксана», 1880 год, Харитон Платонов
Чтобы сделать настой из ромашки, достаточно залить небольшим количеством (200-300 мл) кипятка 30-40 г цветов ромашки и дать настояться около часа. После этого процедить настой через марлю и ополоснуть волосы и кожу головы. Ополаскивать после этого волосы водой уже не нужно.
Тимьян и мята использовались в отварах для увлажнения кожи головы, восстановления работы сальных желез и предупреждения любых инфекций. Кроме того, эти растения использовали не только для отваров, но и в настойках. Обычно настаивали эти травы на воде или на водке в течение недели — 10 дней. После этого настойку втирали в кожу головы для стимуляции роста волос, укрепления волосяных фолликулов.
Кстати, сейчас травничество с новой силой набирает обороты и находит своих поклонников. Следует лишь помнить, что перед использованием какого-либо продукта растительного происхождения следует убедиться, что у вас нет на него аллергической реакции.
Если же говорить о средствах фиксации кудрей и причесок, то в старину для этой цели девушки наносили на влажные волосы мед, пчелиный воск, медовуху или пиво. Все эти продукты помогали «склеивать» волоски в цельные крупные кудри и дольше держали прическу. А некоторые из таких народных «стайлингов», например мед, еще и дополнительно осветляли волосы.
Также в древности прослеживались и классические ритуалы стимуляции завитка — так называемое «жмакание» волос. После нанесения фиксатора девушки «жмакали» волосы для подчеркивания вьющейся текстуры и давали им высохнуть на воздухе или заплетали косы, фиксируя желаемую текстуру.
А если же говорить об аналогии «рефреша» (освежение текстуры завитка), то была довольно популярна традиция расплетать косы во время дождя — считалось, что дождевая вода придает волосам силы и при этом завивает их.
«Красавица», Константин Маковский, вторая половина XX в.
Особое место занимают истории о степных амазонках. Это украинские девушки времен казачества, которые, переодеваясь мужчинами, участвовали в боях. Ряд письменных источников казацкого времени демонстрирует, что в украинских землях в XVI-XVII веке была широко распространена традиция переодевания женщин в мужскую одежду. Женщины, чтобы притвориться мужчинами и войти в состав Запорожского войска, брили головы или делали короткие стрижки, оставляя лишь несколько свободных локонов-завитков у лица.
Источники свидетельствуют также и о том, что в казацких лагерях было много девушек, сопровождавших отряды в походах. Это, как правило, были «белоголовые» — жены казацкой старшины и состоятельных казаков, девки-пленницы, кухарки или ворожки-волшебницы с помощницами.
Женщины на Сечи при необходимости выполняли самые разные функции — от сестер-жалобниц до связных и шпионок. Но, несмотря ни на что, украинские девушки-казачки имели одну особенность среди других народов — вьющиеся косы.
О символах
Форма завитков также прослеживается и в народном творчестве украинцев. К примеру, в вышиванке. Круги, завитки, спирали, переплетения — эти и другие подобные символы мы часто видим и на росписях рубашек, и на полотенцах, и на бытовых росписях стен, печи и т.д.
К примеру, работы народной художницы Марии Примаченко с чудо-зверями также пронизаны чудными переплетениями, овалами и круглыми горизонтами. Через эту гениальную систему знаков — кругов, спиралей, крестиков, веточек — раскрывается отношение украинцев к таким философским категориям, как Вселенная, жизнь на земле, рождение, смерть, осмысление своего места и призвание. Символика Воды, Солнца и Земли преобладает в вышивках гуцулов и слобожан, волынян и буковинцев, бойков и подолян. Ибо для нашего народа эти понятия всегда были святыми — и они тесно переплелись и вошли в поверья, мифы, в народное творчество, одежду.