ТЕСТ: ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СТАРЕНИИ КОЖИ?

ЛЕРА ГУЗЕМА: «НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ МЫ ДРУГ ДРУГА...

SAVE THE DATE: ELLE ACCTIVE FORUM ПРОЙДЕТ В...

ТОП-5 ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ ПОСЛЕ...

ДОБРОТА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО: ХОАКИН ФЕНИКС СПАС СО...

«Мама не всегда учитель. Мы не должны учить ребенка есть и спать, как не учили дышать или ходить», — колонка Инны Мирошниченко

Эксклюзивно для ELLE.UA

Фото: Instagram/_inna_mi_

Рейтинг статьи / 0
5 5 73

Инна Мирошниченко

Готовясь стать мамой, я перечитала тонну литературы о правильном воспитании ребенка. Обычно авторы пишут, сколько и как должен спать и есть малыш. Это базовые функции, на которых строится понятие «здоровое развитие».

Родив и окунувшись в это все, я поняла одно: книжки лучше выкинуть или хотя бы отложить в сторону. Иначе вся жизнь превращается в один сплошной вопрос: «Почему мой ребенок не делает так, как пишут?» Все усложняется еще и тем, что в разных источниках прочитать можно иногда совершенно противоположные вещи.

Тимур и Инна Мирошниченко с детьми

Нужно запомнить 2 важных факта:

 — во-первых, каждый ребенок уникален;

— во-вторых, аппетит и сон — это биологические процессы, заложенные природой. Они управляются гормональными и другими внутренними функциями без вмешательства взрослых. 

Например, сонное состояние — это работа мелатонина, который активно вырабатывается в темное время суток, и труды мамы по «обучению самостоятельному засыпанию» тут ни при чем (точнее, почти, но об этом позже). 

Я это к тому, что мамы слишком много на себя берут, считая, что могут и обязаны научить ребенка спать или есть. Если он здоров и вы ему не мешаете, малыш научится этому просто потому, что он — живое существо. И все.

О сне.

Если вам важно выстроить режим, то, возможно, та тонна книг, которую я предлагала выкинуть, и пригодится. Я бы советовала изучить все доступные методы, а дальше проявить креативность: комбинировать их, чередовать и так далее, пока не найдете свой способ. Маловероятно, что какой-то один сработает на 100 %. Просто потому, что ребенок не машина, к нему нельзя использовать мануал. Это индивидуальность с первого вдоха.

А я выбрала подход, основанный на свободе и уважении. Не учила и не мотивировала малышку спать в подходящее для меня время. Напротив, позволила ей показать свой график. Выяснилось, что моя дочь — сова. Она любит вставать после 10 и ложиться ближе к 12. Никогда я не регулировала длительность и количество дневных снов. Хочет — спит три раза по часу, хочет — три часа за раз. Но как-то так сложилось, что до года она спала два раза в день, как и положено, а после перешла на один дневной сон. Сама. Когда ее нервная система была готова. Я не тратила силы на поиск информации о сбрасывании второго сна, не покупала тренинги и уроки на данную тему, потому что это естественный процесс и он наладится без нашего участия.

Инна Мирошниченко с детьми

Все вышесказанное, конечно, не касается детей с явными нарушениями сна, работать с которыми следует профессионалам. Но часто мамы считают, что у их здоровых детей какие-то проблемы, потому что «консультант в Instagram написала, что в этом возрасте мой сын уже должен спать днем один раз». Ничего ваш сын этому консультанту не должен. Если он активен во время бодрствования, просыпается без истерик и в целом развивается хорошо, то зачем создавать себе проблему?

Я уверена, что дети подстраиваются под взрослых. Им удобно просыпаться одновременно с нами, чтобы быть в ключе жизни. Если папа приходит домой после 21:00, то, вероятнее всего, ребенок будет ждать этого времени, дабы пообщаться с родителем. 

Но, конечно же, все индивидуально.

Мой вам совет. Если сон для вас больная тема, возьмите условный отпуск и позвольте ребенку наладить свой (именно свой, не навязанный вами) режим. Сделайте все для комфорта малыша: хорошо кормите, правильно «изматывайте» активностями, создавайте  условия в помещении (температура, влажность, приглушенный свет, минимум раздражителей). Мне кажется, что если вы и не наладите режим на 100 %, то узнаете многое о пожеланиях ребенка, а это поможет вам найти общий язык и работать дальше. 

О еде.

С едой я тоже усвоила несколько правил.

Правило первое. У ребенка есть свои вкусовые предпочтения с рождения. И пусть педиатр вручил вам табличку, где написано: «В полгода давайте кабачок, а потом цветную капусту», — малыш имеет право выплюнуть все это и ждать банан. Потому что данный фрукт сладкий, вкусный и приятный. Карапуз еще не знает, что такое банан, но уверен, что сладкое вкуснее (молоко, кстати, имеет сладковатый привкус, потому о сладком дети знают многое).

колонка Инні Мирошниченко

Я за то, чтобы следовать вкусам ребенка, а не табличкам. Еда — источник не только энергии, но и удовольствия.

Все это глупости, что если начать прикорм с фруктов, потом не заставишь есть овощи. Если бы это было так, то что помешало бы ребенку отказаться от кабачка позже, когда вы таки познакомили его с бананом?

Здоровый организм нуждается в различных вкусовых вариациях. И голодный ребенок будет есть кабачок (или другой овощ), хотя, может быть, он захочет более ярких ощущений: соли, рыбу, мясо. Попробуйте этот пресный кабачок. Хочется вторую порцию? И мне нет.

Правило второе. Ребенок должен быть голодным, чтобы есть. Не хочет есть? Не надо, иди играй. Захочешь позже. Даже если он не есть сутки — это не конец света. А вот если каждый прием пищи (3–5 раз в день) превращать в пытку, то травмы и неправильные ассоциации с едой ему (и вам) обеспечены. Будет голодный, съест, что дадут. Хотя под «что дадут» лично я подразумеваю то, что по вкусу ребенку. Если горошек карапузу не нравится, то есть он будет, только если ну очень голоден. А ведь хочется, чтобы еда приносила и удовольствие, правда?

Правило третье. Показываем на примере. Лучший способ научить ребенка есть самостоятельно — это продемонстрировать самому. Не держать руку малыша с ложкой, а садиться рядом и есть свой завтрак. А дальше проявить терпение. Первые месяцы еда будет лететь на пол, на одежду, куда угодно. И длиться трапеза будет не 5 минут, а все 40. Конечно, удобнее забрать тарелку и быстро накормить. Но тогда как малыш научится есть, если не будет практики? Вы же когда на танцы в детстве ходили, тоже начинали с неуклюжих движений? Или сразу танцевали, как Влад Яма?

Тимур и Инна Мирошниченко

Отсюда правило четвертое. Проявите терпение. Грязная кухня, ребенок, одежда, вы и весь мир вокруг — это нормально. Отключаем педанта в себе и руководителя жизни. Даем маленькому человеку право распорядиться своей едой.

Дети играют с едой. Не потому что невоспитанные или наелись, а потому что это способ познания мира. Пюре мягкое, каша липкая, банан размазывается по столу, а яблоко нет. Вода разливается, и еда в ней теряет форму. Позвольте ему побыть ученым и освоить эти уроки. Для ребенка еда — это еще и контакт с миром. Что этот мир скрывает? А что будет, если …? И так далее. 

Моя дочь, например, не любит мясо. 

Ест его, но раз в месяц. Беда? Абсолютно нет. Кто-то на дух не переносит йогурты и творожки.

Это, конечно, ломает систему, предписанную табличкой педиатра, ведь сказано: «3 раза в неделю давать мясо, а по вечерам творог». Но, повторюсь, ребенок не машина! В него не зальешь А-95, потому что в мануале так написано. Он имеет право на свои вкусы. А ваша задача — узнать эти вкусы и проявить фантазию в том, чтобы из его любимых блюд слепить полноценное меню.

Мама не всегда учитель. Мы не должны учить ребенка есть и спать, как не учили дышать или ходить. А должны быть рядом и помочь увидеть всю многогранность мира, ощутить все вкусы и позволить ознакомиться с чем-то именно тогда, когда нужно, а не раньше. Мы поводыри и спутники, помощники и друзья. И наша главная задача — уважать мнение и желание малыша с первых дней его жизни.

Уверена, что именно это и есть залог счастливого материнства.

Тест: Что вы знаете о старении кожи?

Лера Гузема: «На физическом уровне мы друг друга воспринимаем по запаху»

«За день до родов я поднялась пешком на 25-й этаж, качала ноги и стояла в планке 7 минут», — Инна Мирошниченко про беременность и спорт