Представляешь, вчера вечером хотела посмотреть какую-нибудь романтическую комедию, а в итоге два часа смотрела трейлеры и никак не могла выбрать», — поделилась со мной однажды коллега Лера. Спустя неделю мы с друзьями спонтанно решили пойти в кино. Сначала обсуждали, кто что любит, потом смотрели трейлеры, потом выбирали кинотеатр, время сеанса… Пару раз процесс возвращался в исходную точку — нам не подходило то время, то место, то фильм. Так проблема Леры стала моей: страх потратить два часа своего времени на «не тот» фильм вынудил нас провести столько же в поиске лучшего варианта. Но существует ли он?
Не секрет, что мы живем посреди хаоса из информационного потока, продуктов и сервисов. С одной стороны, это дает нам свободу: никто не может предсказать наше поведение, а значит, контролировать его и манипулировать им — каждый идет по собственному пути. С другой — на этом пути нас подстерегает сложность или даже невозможность выбора. Как не упустить самый лучший вариант, когда их так много?
Похожие материалы:
В магазинах, в интернете, в образе жизни — сверхвыбор везде. Хотите прочесть книгу? Можете приобрести ее в реальном магазине «Є» или онлайн в «Лавке Бабуин», взять в точке буккроссинга, поменяться с кем-то на olx.ua, прочитать в литературной кофейне «Довженко книги.кава.кіно», заказать ежемесячную подписку Book Box, зайти на книжный рынок... И это мы еще даже не начали обсуждать формат: бумажный, электронный, аудио. А можно, например, выбрать с помощью книжного тренера или книжного клуба, где действует годовая программа самых необходимых изданий, проводятся постоянные встречи и дискуссии с экспертами, — как в московском клубе «Школа великих книг». В итоге, чтобы принять решение по самым незначительным вопросам вроде «что надеть на пробежку» или «какого цвета чайник купить», современный человек тратит огромное количество как временных, так и эмоциональных ресурсов.
ЭССЕНЦИАЛИСТ умеет выбирать без сожалений, не растрачивая свои ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ и временны`е ресурсы
Чем больше у нас вариантов, тем сложнее принять решение — это доказывает эксперимент с джемом, который провели американские психологи Айенгар, Цзян и Губерман. В одном из продуктовых магазинов была установлена дегустационная стойка с джемами. Сначала посетители магазина могли попробовать шесть сортов, спустя неделю — в четыре раза больше. В итоге на второй неделе люди стали проявлять больший интерес к дегустации, но несмотря на ажиотаж, только 3% сделали покупку, в то время как на первой неделе джем купили треть участников эксперимента. Наблюдая за покупателями, ученые пришли к выводу, что слишком большое количество вариантов вызывает у нас стресс, поскольку заставляет чувствовать гиперответственность за свой выбор, сомневаться в правильности решения и жалеть о возможных упущенных вариантах. На последнем акцентирует внимание и психолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора». Перед покупкой человек испытывает положительные эмоции, предвкушая удовольствие и новые возможности, однако чем больше он тратит времени и сил на выбор, тем больше расстраивается. Зачастую ему легче отказаться от покупки, чем принять решение. Французский социолог Жиль Липовецкий в интервью журналу PRM описывает проблему так: «Беспокойство о самых простых вещах, неуверенность в каждом шаге является следствием проблемы чрезмерного выбора, одной из основ современного общества. Хаос — это состояние свободы, обязательное для современного человека, но требующее внутренней подготовки и психологической устойчивости».
Возможно, именно этим объясняется сегодняшняя мода на медитации, практики внимательности, digital-детоксы и городской эскапизм. Мы отчаянно пытаемся разложить все по полочкам, понять себя и свое тело, в итоге развиваются целые движения, которые помогают находить фокус и баланс. Например, выбор слоулайферов (от slow life) — наслаждаться каждой минутой своей жизни, никуда не торопиться и не пытаться ухватить все возможности. Они посвящают непозволительно много времени (по современным меркам) таким простым вещам, как приготовление еды, чтение, живое общение с друзьями. Фокусируясь на качестве, а не на количестве, слоулайферы, можно сказать, проживают настоящую жизнь, постоянно постигая себя.
Грег МакКеон в книге «Эссенциализм. Путь к простоте» изложил теорию эссенциализма, которую в свое время подвергали критике Ницше и Кант, но которая может стать хорошим решением проблемы сверхвыбора сегодня. Автор описывает эссенциалиста как человека, способного вкладывать свою энергию только в самые правильные и полезные для себя занятия, отказываясь от остальных, даже несмотря на то, что они могут казаться интересными и перспективными. Эссенциалист отделяет важные задачи от шума, осознанно выбирая, на какие дела тратить свои дни и энергию. Как пишет МакКеон, «жизнь эссенциалиста — это жизнь, прожитая без сожалений. Если вы правильно оценили, что действительно имеет значение, вложили в это все свое время и силы, то не жалеете о том выборе, который сделали. Вы гордитесь выбранной жизнью».
По прогнозам, со временем количество предложений и, соответственно, выбора будет увеличиваться. Если сегодня нам трудно решить, какой фильм посмотреть вечером, представьте, что будет, когда мы окажемся перед действительно ответственным выбором — например, таким как физические параметры наших будущих детей. К слову, американская компания The Fertility Institutes уже начала предлагать эту услугу своим клиентам. Что же делать? Понять, что идеальный вариант — это иллюзия, и наслаждаться процессом не меньше, чем результатом, не жалея ни о чем. Перефразирую выражение героя «Господина Никто» (кстати, вот и хороший фильм на вечер): как только сделан выбор, возможно все.