Почему глядя на чужие успехи мы испытываем зависть?

Достижений у друзей по соцсетям так много, что не успеваешь подбирать подходящие смайлики. Лена Сатарова о том, почему вместо радости за чужие успехи мы испытываем зависть и раздражение?

Дайте-ка я вас удивлю. Научно доказано: просмотр фейсбука заставляет сравнивать себя с другими, вызывает зависть, снижает чувство удовлетворенности жизнью и грозит депрессией. Кто бы мог подумать, правда?

Пассивные пользователи — те, кто ничего не постят и не комментируют, — испытывают агрессию, гнев и фрустрацию чаще активных. Фотографии из путешествий и отпусков вызывают раздражение чаще всего. Средний пользователь проводит в соцсетях около часа в день — больше, чем за чтением книг или занятиями спортом. Все равно не удивила?

Ну постойте, у меня остался козырь в рукаве: с помощью научного эксперимента с участием 1095 человек ученые из Копенгагена пришли к выводу, что всего неделя без соцсетей помогает «пассивным» и «особо зависимым» пользователям острее ощущать радость жизни. Вот это новость!

Что у вас?

Соцсети не провоцируют ничего такого, чего бы мы не испытывали в обычной жизни. Но они будто заставляют кассету, на которую 
записано все самое хорошее и плохое в нас, крутиться в пять раз быстрее. Вместо того чтобы радоваться успехам друзей, мы чувствуем гнев и досаду от своей пассивности. Вместо приливов вдохновения при виде ярких кадров, подтянутых тел и историй успеха приходится вариться в собственном соку из зависти и стыда за зависть. 

Умом вы понимаете: все это неправильно и глупо. Неправильно потому, что объект зависти наверняка много работал и заслужил свой успех. И даже если ему просто повезло — ну и что? Почему бы не порадоваться? Глупо, ведь у вас самой вроде хватает лайков и вдохновляющих событий, но покоя не дают вот те блинчики в форме Дарта Вейдера из аккаунта подружки — какого черта у меня не получаются даже простые круги?

Испытывая зависть, вы перестаете концентрироваться на своих потребностях и видите только то, что есть у другого. Смутно осознаете, что негатив, который вызывают его достижения, указывает на что-то важное в вас самой. Но стыд, вина и раздражение, идущие вслед за завистью, захлестывают с такой силой, что спокойно разобраться в себе в такой момент — все равно что пытаться прекратить шторм молитвой. Концентрироваться вы способны только на объекте зависти. В то время как вдохновение — это состояние подъема и сосредоточенности человека на решении своей творческой задачи. То есть сосредоточенность на себе. 

Знал, но забыл

Можно черпать вдохновение из разных источников: поэзии, музыки, живописи, спора и да, просмотра соцсетей. Но важно не забывать — на какой вопрос вы ищете ответ прямо сейчас? Какую задачу надеетесь решить?

Не помните? Значит, не обманывайте себя. Чтение статей за жизнь, лайк потенциальному партнеру или коммент к посту подружки — это не социальная активность и не передышка от работы, а банальная прокрастинация (если только вы не специалист по пиар и SMM). 

Вдохновение может прийти, только когда работаешь над решением конкретной творческой задачи. Размышляешь, как открыть свое дело, о чем написать книгу, как помочь городу или небанально провести выходные. В картинке недостает пазлов, и мозг собирает их по всем углам. 
Но в большинстве случаев мы заходим в соцсети не за ответами на конкретные вопросы. Мы заходим, чтобы найти мотив. 

Решите за меня

Принято считать, что если вы завидуете фотографиям счастливой семьи, то в вашей не все в порядке. Значит, купите сексуальное белье, отвезите ребенка к бабушке и закажите ужин с доставкой. Если язвите по поводу отметки друга на краю света, то мечтаете путешествовать. Значит, бронируйте билеты, покупайте новые шорты и ищите квартиру на Airbnb. Если фыркаете по поводу профессионального роста коллеги — ну, вы поняли. Но не все так просто.

Чтобы обрести правильный мотив (то, что помогает двигаться), сначала придется осознать насущную потребность. Затем волевым усилием создать цель, которая поможет эту потребность удовлетворить, и следовать ей. Мотив, как определяет его теория деятельности в психологии, — это опредмеченная потребность. То, что помогает перейти от неудовлетворенной потребности к цели.

Внимание современного человека обычно слишком рассеяно, чтобы четко осознавать свои потребности. Раздражение, с которым мы реагируем на чужие успехи, действительно помогает открыть глаза на то, чего не хватает нам самим. Но нельзя трактовать такие знаки буквально. 

Потребности у всех людей одинаковы. Вспомним классическую пирамиду Маслоу: в основе — биологические потребности и чувство безопасности, выше — потребность в любви и уважении, еще выше — познавательные и эстетические потребности, наконец, верхушка пирамиды — потребность в созидании и самовыражении. 

Например, вы чувствуете неудовлетворенность в уважении, познании и красоте. В таком случае могут раздражать и фотографии счастливой семьи, и путешествия, и чужие профессиональные успехи. Куда бежать? Что менять в первую очередь? 

Важно понять, что потребность — то, что мы чувствуем в себе, а цель — то, что создаем усилием воли. Нельзя почувствовать, что вы хотите именно семейный бизнес, водить туры в Азию или занять руководящую должность. Это можно только сочинить как решение в ответ на незакрытую потребность и поставить себе как цель. Мотивом в таком случае станут творчество, общение, прибыль, дисциплина и так далее. 

Скажем, из миллиона вариантов вы выбираете семейный бизнес по производству органической косметики. Но пока косметика начнет приносить деньги и удовольствие от познания и красоты, могут уйти месяцы, а то и годы. И все это время вы будете сомневаться в том, что придумали правильную цель, нашли правильные мотивы.

Только начинаешь размышлять об этом, как тут же попадается фотография подруги, которая, скажем, получила повышение. Cтавишь дежурный лайк, отправляешь сердечко и... уходишь разбираться с волной зависти. «Может, на самом деле я не хочу заниматься косметикой? Может, я все-таки хочу повышения на работе?»

Подвох в том, что все действительно может быть! Новая должность откроет новые перспективы — и перечисленные потребности закроются. Возможно все, кроме потребности в красоте, которую получится компенсировать курсами по флористике. Либо же вы откажетесь от стабильности, откроете свой магазин косметики, но в итоге поймете, что лучше было оставаться на прошлой работе. Но также вполне вероятно, что выйдете на новый уровень жизни. Все может быть!

Ощущая нависшую угрозу, вы мудро решаете не делать резких шагов и понаблюдать за собой еще. Постов в соцсетях хватает — наверняка очень скоро потребность снова даст о себе знать. Может, какая-то знакомая напишет, что открыла свой магазин органической косметики? Интересно, что тогда вы почувствуете? Знать бы наверняка...

Вы знаете: это зависть. Вы снова почувствуете зависть. Точнее, досаду от прокрастинации. А еще точнее — злость на ту часть себя, которая никак не хочет принять решение и взять за него ответственность. 

При этом внешне вы можете разводить бурную деятельность, беспорядочно копируя действия «лидеров мнений», которые цепляют за живое. Например, напроситься-таки на повышение. Но не потому, что проанализировали свои потребности и решили двигаться по этому пути, а потому что «ну а чего ей можно, а мне нельзя?» 

Ваш пост с новостью о смене должности соберет рекордное количество лайков, дети будут ликовать, женщины плакать. Но враг не дремлет. Спустя час фейсбук подсунет фотографию знакомой, которая уехала в одиночное кругосветное путешествие. Лайков у нее — больше тысячи (уважение есть), за спиной — прекрасный закат (красота есть), геотег — далекий Баирики (познание есть). «Может, на самом деле я хотела в кругосветку?»

Природа вдохновения

Психологи и исследователи вдохновения Тодд Трэш и Эндрю Эллиот отмечают, что истинное вдохновение имеет три свойства. Оно спонтанно, то есть его нельзя вызвать усилием воли. Оно трансцендентно, поскольку помогает возвыситься над мелочными потребностями. Оно вызывает желание действовать, чтобы передать другим новую идею или видение. Такое вдохновение зиждется только на внутренней мотивации и не любит атмосферы соревнования.

Вдохновение приходит спонтанно, но выбирает подготовленных. Людям с оптимистичной картиной мира, здоровой самооценкой, умением впитывать информацию, способностью к эффективной работе, открытостью к новому опыту гораздо легче испытать творческий подъем. 
Ученые различают две стадии вдохновения: быть вдохновленным кем-то/чем-то и быть вдохновленным на что-то. Двигаясь между этими двумя полюсами, вдохновение рождает энергию действовать. 

Вдохновить нас способны личности или истории, заставляющие поверить, что великое возможно. Но не словами, а личным примером. Чтобы по-настоящему поверить, мы должны быть настроены открыто, без скептицизма, а вдохновляющая личность или история — не вызывать подозрений в правдивости.

Уйти нельзя остаться

На меня озарение снизошло прямо во время работы над этой статьей. Я наконец поняла, почему испытываю раздражение от чужих success stories, хотя довольна своей жизнью и воодушевлена планами на будущее. 

Все из-за страха перед неопределенностью. Из-за сомнений, что долгосрочная профессиональная цель, план достижения которой расписан на год вперед, не даст того, что мне на самом деле нужно. Я трусливо приношу концентрацию в жертву богам соцсетей, уповая на знак. Чтобы, подсматривая за другими и наблюдая за своей реакцией, еще раз убедиться: я все делаю правильно. Но получаю от жестоких богов только усталость и раздражение. 

Бросить соцсети насовсем — не выход. Во-первых, от них зависит моя работа. Во-вторых, фейсбук помогает быть в курсе новостей, что подпитывает базовое чувство безопасности. В-третьих, я много времени провожу не в Украине, так что мне нужно откуда-то черпать ощущение причастности к стае. 

Но кажется, я наконец нащупала решение этой дилеммы. Все гениальное просто: используйте соцсети там, где они могут помочь, и не используйте там, где не могут. Чаще отправляйте друзьям личные сообщения для живого общения, вместо того чтобы потреблять готовые глянцевые истории и транслировать свои. Разместите страницы с интересным контентом поверх других постов, чтобы они не переплетались с информацией о скидках на укладки и попа-челленджах. Ставьте лайки достижениям знакомых, когда радуетесь за них, но не примеряйте каждую историю успеха на себя. И самое главное — не ищите толчок к действию там, где его не может быть по определению. 

Помогут ли мне эти правила не лезть в чужие туфли и не отвлекаться от своей цели? Пойму через год. Но мне нравится мысль, что власть над собственным вниманием все-таки принадлежит мне, а не алгоритмам Цукерберга. 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали