Давайте начистоту: сколько статей об экологии ни читай, сколько фильмов ни смотри, все равно это не тот вопрос, от которого за уши не оттащишь. Для обычного человека, не состоящего в городском обществе защитников леса и бобров, экология относится к теме из разряда «очень важно, серьезно и… скучно, подумаю об этом потом».
Безобразие, я понимаю. Прямо сейчас в Антарктиде из-за таяния ледников вымирают целыми семьями белые медведи. Одна бездумно выброшенная батарейка отравляет тяжелыми металлами 20 квадратных метров земли или 400 литров воды вокруг себя. Целлофановый пакет разлагается сотню лет. А производственные и бытовые выбросы парниковых газов наносят урон озоновому слою, из-за чего учащаются случаи заболевания раком кожи. Чувствуете, как ответственность ложится на ваши плечи? Сколько вреда вы наделали за последнее время? О’кей, не вы лично, но такие как вы!
В этот момент хочется убрать с глаз долой любую информацию от экологических активистов. Я сочувствую медведям и не хочу отравлять землю, но честное слово, быть все время виноватой просто нет сил.
СПЛОШНАЯ ДЕПРЕССИЯ
Первая причина, по которой мозг предпочитает откладывать экологические темы в папку «Прочитать позже», — это когнитивный диссонанс. Так называют психологический дискомфорт, вызванный столкновением и противоборством наших глубоких убеждений и установок. Простой пример: вы считаете себяхорошим человеком, всегда готовым оказать помощь другому человеку в беде. Пролистывая ленту фейсбука, вы видите сообщение о том, что необходимо собрать энную сумму на лечение незнакомого ребенка. Вы решаете помочь.
На следующий день вы снова пролистываете фейсбук и видите новый клич о помощи. И через день. Снова и снова. Вы понимаете, что неспособны помочь каждому страждущему, и чувствуете вину. Получается, вы не такой уж и хороший человек? Пролистывая сообщения с просьбой о помощи, вы попадаете в ловушку: вам необходимо либо срочно помочь, либо изменить представление о себе как о хорошем человеке, готовом помогать. Если второго делать принципиально не хочется, но и бесконечно помогать не хватает ресурсов, в какой-то момент ваше сознание просто закрывается от новых кличей, выставляя фильтры не только в компьютере, но и в восприятии. С экологией все точно так же. Едва начиная интересоваться темой, вы понимаете, что уже кругом виноваты. Не закрываете кран, неправильно утилизируете мусор, все еще покупаете полиэтиленовые пакеты в супермаркете и носите вещи из синтетики. Вы настолько виновны, что нет смысла даже начинать вымаливать прощение. Легче прикрыть эту информацию как слишком сложную, далекую, не подлежащую выполнению.
А КАК ДОЛЖНО БЫТЬ?
Для начала четко уясните: то, что информация об экологии часто подается в назидательно-апокалиптической манере, подталкивающей к депрессии, — не ваша вина. Опытные рассказчики никогда не объявят читателя виноватым, если он сразу заскучал и отложил книгу в сторону. Очевидно, причина — в неправильно поданной истории. Представьте себе, бывают книги по экологии, которые читаются на одном дыхании и по-настоящему захватывают ваше внимание. Вот их и читайте, а остальные — в топку без сожалений. Примеры таких экобестселлеров — Наоми Кляйн «Это меняет всё: капитализм против климата» или Ральф Фюкс «Зеленая революция: экономический рост без ущерба для экологии» (мой любимый).
Кстати, Наоми Кляйн, известная канадская журналистка, признается: «Я никогда не любила фильмы об экологии, сразу хочется переключить канал». Наоми предлагает изменить подход к самой подаче информации: сместить акценты от того, что мы теряем, к тому, что можем приобрести. Так, в заключении своей книги, которую она считает «книгой о климатических изменениях для тех, кто не читает книг о климатических изменениях», Наоми приходит к оптимистическому выводу: климатический кризис может послужить катализатором крупных и позитивных социальных трансформаций.
БЕЗ ПРИЦЕЛА НА БУДУЩЕЕ
Следующий стоп-фактор, который мешает не только менять мир к лучшему в целом, но и улучшать собственное благополучие, связан с парадоксами работы мозга. Переход на «зеленую сторону» требует умения мыслить стратегически, а это, как доказывают психологические исследования, совсем не просто. Психологи регулярно получают экспериментальные доказательства того факта, что большинство людей не мыслит категориями «отложенных» вознаграждений. Мы больше печемся о том, чтобы не потерять блага, которые уже имеем, а не о том, как в будущем приобрести еще большие блага.
Психологи Хэл Аркес и Кэтрин Блумер провели эксперимент, который показывает, как неразумно мы поступаем, когда чувствуем, что можем безвозвратно потерять вложенные ресурсы. Они попросили участников эксперимента мысленно купить за сто долларов билет на лыжный курорт в Мичиган. Но вскоре предложили (все так же мысленно) купить еще один билет в Висконсин за пятьдесят долларов, обосновав это тем, что в Висконсине катание намного лучше, а цены доступнее. Затем они попросили участников эксперимента представить, что даты поездок совпали, поэтому теперь надо выбрать только одну. Как вы думаете, что выбрали участники эксперимента — поездку за сто долларов на дорогой курорт с неидеальным катанием или поездку за пятьдесят долларов на доступный курорт с идеальными горками? Более половины участников исследования выбрали первый вариант. Они признали, что поездка в Висконсин выглядит куда притягательнее, но они не хотели бы потерять уже потраченную более крупную сумму на билет.
Еще один известный эксперимент — с детьми и зефиром — касается умения откладывать удовольствия на потом. Детям предлагают сделать выбор: съесть один кусочек зефира сразу или два кусочка, но через двадцать минут. При очевидной выгоде ожидания большинство детей выбрали первый вариант. Эти парадоксы объясняют, почему нам так сложно пожертвовать своим сегодняшним комфортом ради светлого завтра всей планеты. Автоматические реакции избавляют нас от траты лишней энергии на планирование и стратегическое мышление. Но здесь главное — понимать, что первая (автоматическая) реакция не всегда лучшая. Из-за нее нам часто бывает трудно решиться на переквалификацию ради большей прибыли и карьерного роста или на построение продуманного бизнес-плана в деле, о котором мы давно мечтаем. Что уж и говорить об «абстрактной» экологии.
ЭТО ТОЛЬКО МАРКЕТИНГ!
Еще одна проблема на пути продвижения экологических инициатив заключается как раз в том, что тема в последнее время слишком на слуху. Она стала настолько модной, что теперь ею выгодно манипулировать. Маркетологи с азартом добавляют слово «эко» на упаковки любых продуктов — от колбасы до вина. При этом попробуй разберись, о чем именно «эко» на бутылке вина должно вам сказать. Вместо популяризации зеленого образа жизни такой подход дает обратный эффект. Не вдаваясь в подробности, люди начинают воспринимать инициативы с пометкой «эко» как еще один способ выкачать из них деньги и в ответ опять-таки выставляют фильтры, через которые потом сложно продираться к действительно содержательным эко-проектам.
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ (И ЗАОДНО ЭКОЛОГИИ)
Если вы дочитали до этой строчки, значит, тема экологии все-таки не кажется вам безнадежно скучной. Но как внедрить глобальные инициативы в повседневную жизнь, не срываясь на банальное брюзжание по поводу раскиданных по улицам бумажек?
1. ДУМАЙТЕ ТОЛЬКО О СЕБЕ
Самый ценный совет, который я получила от психолога Юлии Демьяненко, звучит так: перед началом любого проекта определитесь с главным — какую свою потребность вы хотите закрыть новой деятельностью? Думайте о себе и ни о ком другом. Как бы вам ни хотелось выглядеть в глазах общества идеальным человеком, пропагандирующим мир, добро и вторичную переработку мусора, подумайте, что хотите получить лично вы для себя. Так вы не только поймете свою мотивацию, но и сразу же увидите линию поведения для достижения цели. Например, вас возмущает, что в любимом скверике возле дома, где вы любите гулять с семьей, неизвестные постоянно оставляют после себя пивные бутылки. Какую тактику стоит применить в этом случае, чтобы не просто залечить свою совесть, а действовать по-настоящему эффективно? Накричать и убрать за ними? А что если пригласить участкового, чтобы он взял с них штраф? Может, договориться с соседями и устроить дежурство? В любом случае — тот факт, что вы сможете удовлетворить свою потребность гулять в парке с детьми, добавит вам сил в борьбе за чистый сквер. Наверняка придется перепробовать не один механизм давления и потратить на это немало времени, но вы будете чувствовать, что идете по правильному пути. И вам уж точно будет не скучно. Или другой пример. Вы обожаете оригинальные платья, и вам не чужда идея вторичной переработки материалов. Разузнайте о местных дизайнерах и шоурумах, которые работают с концепцией recycling fashion. Создайте свой новый экообраз, сделайте пару удачных селфи и поделитесь находкой в социальных сетях. Личный пример — лучшая реклама!
2. ЗАДАВАЙТЕ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ
Бессознательно мы окружаем себя информацией (людьми, книгами, фильмами), которая совпадает с нашим видением мира. Все, что способно изменить наши привычки в поведении, практически не имеет шансов перебраться через этот забор. Но существует локомотив, который поможет нам оказаться по ту сторону устоявшихся представлений, и имя ему — любопытство. Нас жестоко обманули, когда заставили верить в историю любопытной Варвары. На самом деле любопытство — основная движущая сила процесса познания, обучения, расширения собственных границ. Чтобы пробудить в себе любопытство даже к самым вроде бы скучным темам, нужно начать задавать вопросы. Например, каким именно способом следует перерабатывать батарейки? Что будет, если не закрывать кран, когда чистишь зубы? Как глобальное изменение климата отразится лично на мне и моей семье? Существуют ли природоохранные организации в моем городе и чем конкретно они занимаются? Маленькое расследование, начавшееся всего с одного вопроса, способно завести куда угодно. Возможно, вы решите, что экопаника раздута на пустом месте. Возможно, внедрите в повседневную жизнь несложные привычки вроде перехода на тряпичные сумки вместо полиэтиленовых пакетов. Или же вступите в ряды активистов и начнете продвигать эту тему на городском, государственном или даже международном уровне.
3. ИЩИТЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
И последний мощный психологический инструмент, который помогает сфокусировать внимание на сложной теме на долгий срок: поддержка сообщества единомышленников. Как только вы твердо решите способствовать развитию зеленого образа жизни в своем городе, ищите людей с похожими идеями. Этот запал легко потерять, ведь вам придется столкнуться с изрядной долей иронии относительно планов «спасти Землю» даже от своих близких. Узнайте об экологических и природоохранных организациях, которые действуют в вашем городе, и напишите им, что хотите примкнуть в качестве волонтера. Не беспокойтесь о том, что у вас нет опыта в этом вопросе и вы вряд ли будете полезны. На самом деле ваши умения, вроде не имеющие отношения к делу, существенно помогли бы таким сообществам. Например, вы можете вести соцсети и отвечать на вопросы в почте, изготавливать афиши или снимать фоторепортажи с мероприятий. Если со временем вы будете испытывать настоящее удовольствие от такой деятельности, то вскоре подумаете о том, чтобы стать координатором программ и сделать это своей основной работой. А если нет, тоже не останетесь в проигрыше: вы точно получите интересный опыт и расширите круг знакомств. Согласитесь, это интересно не только активисту, но и каждому человеку на планете.
ЧИТАТЬ
Скандалы, интриги, расследования... Да, книги про экологию бывают увлекательными!
Наомі Кляйн. Змінюється все. Капіталізм проти клімату
Ральф Фюкс. Зеленая революция. Экономический рост без ущерба для экологии