Как звуки влияют на нашу жизнь и на творческое мышление?

Ежедневно нас окружают звуки — приятные, раздражающие, незаметные. Кто-то не любит шума, кто-то боится тишины, кто-то не мыслит себя без музыки. Как звуки влияют на наше восприятие пространства, разбиралась Наталья Волкова.

Однажды я смотрела «Соль Земли» — документальный фильм про работу фотографа Сантьяго Сальгадо. Полностью погрузившись в изображение на экране, я следила за титрами и только спустя какое-то время поняла, что звук отключен. Поразительно — тишина показалась мне более подходящим саундтреком, чем музыка и голос автора. Тишина подчеркивала глубину фотографий, словно делая меня частью фильма, а не его зрителем.

Шум, музыка и тишина — это звуковые конструкторы, при смене друг друга они создают разные дорожки. Обычно наше внимание привлекает музыка — стройное, организованное звучание, отрепетированное исполнителями, или шум, раздражающий слух, — движение грузового транспорта, работа строительного оборудования или пронзительный сигнал неработающего телеканала. Но при этом мы упускаем из виду массу других звуков, а ведь чередование шума и тишины может создать уникальную мелодию. В фильме «Звуки шума» команда музыкантов играет концерт, в котором роль зала отведена городу, а роль музыкальных инструментов — его инфраструктуре. Завершающим и главным их произведением стала смена шума и тишины, которой удалось добиться, отключая электричество в нужном ритме по всему городу.

Каждое общество по-своему определяет, что для него является шумным, что приятным для слуха, а что — даже не стоящим внимания. Это зависит от традиций, образа жизни, инфраструктуры. Так, шум уличного движения в Нью-Дели заставляет туристов поскорее укрыться в тихом месте, а в Нью-Йорке многие приезжие жалуются на бесконечный вой полицейских сирен и сигнализаций. Но для местных жителей эти звуки стали частью повседневной жизни. С похожим отличием в восприятии сталкивается главный герой фильма «Шум» (Noise) — он переехал на Манхэттен и никак не может привыкнуть к реву сигнализаций. В один прекрасный день он решает стать Робин Гудом, который добы- вает для страждущих не золото, а тишину.

Кухня — одно из самых шумных мест в доме, но, несмотря на это, остается одним из самых уютных.

Наше восприятие звуков меняется, когда мы их с чем-то сравниваем. Так, закроешь окно, которое выходит на шумную улицу, и в комнате становится тихо, а подруга, зашедшая на чай, сразу замечает, как громко тикают настенные часы. Кухня — одно из самых громких мест в доме: свистит и щелкает чайник, монотонно гудит холодильник, цокает таймер на духовке, льется вода из крана, тихонько шипит огонь на плите. Несмотря на это, для меня (да и, наверное, для многих) кухня остается самым уютным местом в доме, здесь ведутся долгие душевные разговоры и пополняются запасы необходимой жизненной энергии.

В современном городе нет места, где совершенно не было бы звуков. Город говорит с нами на своем языке. Мы считываем его, как и визуальные образы, осознанно или нет. Исследователи проекта Chatty Maps целенаправленно выявляли взаимосвязь разных типов звуков (машин, природы, человека, музыки) с эмоциями людей и их восприятием пространства в зависимости от звукового фона. На основе исследования они составили звуковые профили двенадцати городов, которые можно использовать при переезде, выборе места работы, отдыха или площадки для бизнеса. Возможно, грамотный подбор звукового фона, так же как оформление офиса или зонирование нового жилого района, помогал бы нам фокусироваться или, наоборот, расслабляться.

Городские звуки побуждают творческих людей к созданию необычных музыкальных работ. Mercedes-Benz несколько лет назад предложили любому пользователю на своей платформе сочинить уникальное произведение, используя звуки природы, симфоническую мелодию, крик младенца и рев двигателя E63. Кампания называлась Sound with Power и делала акцент на «мелодичности» нового двигателя, но, кроме этого, она обратила внимание людей на окружающие их звуки и помогла услышать в них музыку. Молодой мексиканский режиссер Эрик Флорес Гарнело собрал звуки, наполняющие каждый день улицы его родной Гвадалахары, и смонтировал в клип City Sounds, который представлял зрителям этот город с помощью звуков.

 

Шум — своеобразный код, рассказывающий о городе задолго до того, как мы туда попадем. Вооружившись такой идеей, я решила провести свое исследование. Приехав в совершенно новый для себя город, я стала спрашивать его жителей о звуках, которые ассоциируются у них с этим местом. Поначалу они молчали, затем несмело начали перечислять: шум дождя, шуршание шин по мокрому асфальту, звон трамвая… Спустя какое-то время на людей снисходило настоящее вдохновение. Впервые они видели и описывали свой город через звуки. Так родился проект «Звуки Петербурга», образующий фон, без которого город уже не будет тем самым городом. В коллекцию вошли крики чаек, выстрел пушки в полдень в Петропавловской крепости, речовки зазывал, приглашающих на воднуюэкскурсию, отрывки выступлений колоритного музыканта дяди Миши.

Уличные исполнители тоже часто считывают настроение горожан, играя мелодии с учетом своих наблюдений. Если пройтись по тому же Санкт-Петербургу, обращая внимание на музыку, можно понять город намного лучше, чем на любой экскурсии. «День уличной музыки», который ежегодно проводится во всем мире, в том числе и в Киеве, — замечательное время, чтобы узнать город или посмотреть на него под другим углом.

 

Мы по-разному относимся к окружающим нас звукам: одни хотим поскорее исключить из своего пространства (например, писк комара), другие становятся для нас идентификаторами (рингтон мобильного), к третьим привыкаем настолько, что можем вообще их не слышать (гул машин). Но мне почему-то кажется, что на смену поколению визуалов придут аудиалы — те, для кого действительно важны звуки. И не исключено, что звуковая социальная сеть hubbub, которая сегодня только тестируется, станет следующим большим хитом.

КАК ШУМ ВЛИЯЕТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Оказывается, в тишине мы работаем хуже, чем при умеренном шуме: для продуктивного творчества нужен звуковой фон — аудиостимулы помогают мыслить более свободно и нестандартно. К таким результатам пришли ученые, организовавшие эксперимент, в котором приняли участие несколько групп, — им нужно было выполнить задания в разных условиях. Вот что из этого вышло:

85 дБ (высокий уровень, соответствует шуму автомагистрали, крику). Вызывает сильный дискомфорт, не дает сосредоточиться. Участники старались поскорее завершить задание, не заботясь о качестве работы.

70 дБ (средний уровень, соответствует громкому разговору на близком расстоя- нии или оживленной улице). Именно на этом уровне участники добились лучших результатов. Оказалось, легкий стресс подталкивает нас к принятию менее шаблонных и поверхностных решений.

50 дБ (низкий уровень, соответствует негромкому разговору или тихой улице). Результаты хуже, чем при среднем уровне шума. Слишком комфортные условия угнетают, так же как и слишком дискомфортные

 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали