Быть хорошим человеком сегодня недостаточно. Добиться достатка — похвально, но все равно мало. Новым критерием успеха теперь стала исключительность.
Все, что происходит с Человеком Исключительным, имеет значение. Капучино в новом баре, отпуск в Африке, нонконформистские размышления по поводу сериала или политической реформы — как мы жили без этого раньше? С каждым годом наблюдать за этим человеком все интереснее, ведь с ним не происходит ничего посредственного, будничного, среднестатистического. Даже личные драмы и профессиональные провалы Исключительного протекают феерично и по накалу страстей дадут фору драматургии Феллини, Бертолуччи и Вуди Аллена.
В ленте соцсетей исключительные личности соседствуют с шокирующими новостями и невероятными историями. Забытая певица вернулась из духовной поездки по Индии, похудев на 15 килограммов и помолодев на 10 лет! Подруга Маша бросила опостылевшую работу, чтобы пойти за мечтой, так что теперь она не финансист («Всегда чувствовала, что это не мое, но мама настаивала»), а звездный стилист («Я живу тем, чтобы делать людей красивыми»). Неизвестный студент из Дании и тот каким-то чудом попал к вам в ленту, совершив оригинальную попытку покончить жизнь самоубийством. Теперь вы думаете: написал бы кто-то о вас голой, в комнате дешевого отеля, с пятью бутылками из-под рома, в попытках поджариться с помощью провода от настольного вентилятора?
Представить такое не страшно. Что по-настоящему страшно, так это на всю жизнь остаться середнячком — тем, с кем ничего особенного не происходит чаще нескольких раз в год, и кому, соответственно, нечем поделиться со своими подписчиками.
Я иду искать
Вдох-выдох: выход есть! Вы тоже сможете отправиться за мечтой и быть ни на кого не похожей. Первое, что следует сделать на пути к исключительному будущему, — найти ответ на вопрос с подвохом: как мне стать собой? «Вы хотели сказать — улучшенной, сияющей, исключительной версией себя?» — заговорщицки подмигивая, уточняют коуч, лидер мнений и автор книг по саморазвитию. Приходится согласиться, иначе рискуете получить скучные ответы вроде «Вы — это вы и есть. И пока ищете и когда думаете, что нашли». Но это вам и так известно. Истину следует искать глубже.
По совету коуча, лидера мнений и автора вы с головой погружаетесь в духовную практику, разучиваете пять видов медитаций, выбрасываете из дома вещи (а может, и людей), которые крадут пространство и энергию, прячете стену под старой мешковиной в стиле ваби-саби и ждете. Где ответ? Пока не приходит.
Меняем тактику! Хватит искать: берем готовые формулы успеха, подсмотренные хотя бы у той же подруги Маши, и настраиваемся на волну позитива в ожидании чудесных перемен. В позитивном мышлении хорошо то, что оно не оставляет пространства для домысливания.
Вам плохо? Не выдумывайте, выпейте какао с маршмеллоу и вспомните, кому и за что сказать спасибо в этот прекрасный день. Не уверены, что движетесь в верном направлении, и Машин путь — не такой уж пример? Пардон, ближайший пересмотр целей на год — с коучем из фейсбука в следующем декабре.
Все идет хорошо, пока в один из таких неистово приятных дней, когда вы искренне радуетесь солнечному лучику, скачущему по рукавчику демисезонного пальтишка, в голову несанкционированно прокрадывается мысль: «А я точно счастлива и благодарна, если мне каждый день приходится силой убеждать себя в этом?»
Мысль портит настроение. А тут еще и Bookmate, установленный на телефон со времен поиска ответов, подбрасывает дров в огонь, выводя в топ рекомендованной литературы книги «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать» Свена Бринкмана и «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо» Марка Мэнсона. О чем вообще речь?
Don’t worry, don’t be happy
Авторы упомянутых книг рекомендуют не закрывать глаза на очевидные вещи и признаться себе во всем как есть. Сказать, к примеру: «Пожалуй, я так и не научусь легко сходиться с незнакомыми людьми, делать вид, что все хорошо, когда так себе, и каждый день разрывать инстаграм фотографиями в новых образах, придумывая поразительные фоны из подручных средств».
Марк Мэнсон уверен, что первый и самый важный шаг на пути к личному успеху — осознать, что для нас по-настоящему важно, и, стремясь к этому, наплевать на все остальное. Чтобы решить такую задачку, спросите себя не о том, какого удовольствия вы хотите, а какую боль готовы терпеть.
«Полагаю, мы живем во времена психологической эпидемии: люди забыли, что неудачи, когда дела не ладятся, — это нормально», — пишет Мэнсон. Дорога к успеху, каким бы вы его себе ни представляли, состоит из бесконечного потока проблем, но вам выбирать — какие из них решать, а какие отпустить по течению.
Свен Бринкман добавляет: перестаньте искать все ответы внутри себя, оглянитесь по сторонам. Изучайте культурную традицию, в которой живете, анализируйте, чем можете быть полезны, и не бойтесь признаться себе, что скорее всего потолок ваших возможностей — стать в своем деле крепким середнячком. А на гуру с их рекомендациями забейте. «Чем быстрее выветривается эффект от наркотика, тем более сильная доза нужна зависимому. То же касается и литературы по саморазвитию — как только вы начинаете вести здоровый образ жизни и питаться по группе крови, сразу появляется что-то новое и еще более интересное».
Бесит, правда? Как это так, стать середнячком? Ради чего я решилась на эту авантюру — столько себя искала, визуализировала цели и училась петь мантры носом? Середнячком я могла быть и без того. Несправедливо!
«Как только вы согласитесь, что стоящей можно назвать лишь подлинно великую и выдающуюся жизнь, вы объявите жизнь большинства людей на Земле (включая свою) бездарной и бесполезной», — пишет Мэнсон. Такой взгляд на мир не выражает ничего, кроме эгоизма. В культуре уникальности (этим термином Мэнсон характеризует современный западный мир) мы все считаем себя особенными и думаем, будто заслуживаем особенного отношения, потому что однажды в детстве (барабанная дробь!) пережили травму. Нам кажется, что жизнь обошлась с нами несправедливо, наш опыт исключителен, а проблемы уникальны. Мэнсон настоятельно призывает выбросить эту чушь из головы: «Оставьте мысли о собственной неповторимости. Взгляните на себя трезвее и реалистичнее. Не смотрите на себя как на восходящую звезду или непризнанного гения. Не смотрите на себя как на уникальную жертву или феерического неудачника. Говорите о себе самые простые вещи: скажем, вы — студент, партнер, друг, творец».
Кадр из фильма «Госпожа Америка»
На самом деле в наших травмах и проблемах нет ничего особенного: что-нибудь похожее точно случалось с вашим другом, соседкой и звездой инстаграма. Ожидать, что мир приползет на коленях с извинениями, было бы глупо. Пережить свою травму и решить, что важно в этой жизни, — только ваша ответственность. Но как понять, что для меня важно, если я многого еще не пробовала? Как можно выбрать одно занятие на всю жизнь или выйти замуж за приятного во всех отношениях Колю из Киева, если я еще не пробовала окунуться в отношения с Хуаном из Буэнос-Айреса, Стивом из Сиднея и Марселем из Марселя? Тем более что (слава святому тиндеру!) теперь это проще простого.
Бринкман отмечает, что современная культура строится на рекламном тезисе: «Попробуй всё, иначе никогда не узнаешь, что любишь на самом деле». Благодаря ему мы всегда хотим большего. Но перебирая всё новые варианты удовлетворить свое любопытство, так и не приходим к пониманию, чего хотим на самом деле. Возможность безграничного выбора парализует — вы снова и снова гонитесь за новым опытом, который, как ни парадоксально, не приносит ничего нового.
«Чтобы по-настоящему оценить что-то, нужно ограничить себя этим. Жизнь обретает особую радость, когда вы десятилетиями погружаетесь в отношения с одним человеком, в одно ремесло, одну работу. Но такое погружение невозможно, если вы не отвергнете альтернативы», — пишет Мэнсон.
Выбрать глубину, а не широту опыта — значит добровольно связать себя обязательствами, о которых никто не просил. Это своего рода подвиг, питающий чувство достоинства. А подвиг, как мы и мечтали, ведет к исключительному опыту.
Во времена хиппи призывы быть свободным и ни к чему не привязываться звучали как бунт, сегодня это — конформизм. Произнесите невзначай: «Кажется, ты прирос к своему образу жизни!», если хотите по-настоящему задеть успешного друга, у которого полная чаша — любимая семья, работа, квартира, на которую он накопил сам благодаря упорному труду. Пустить корни — страшное ругательство в наши дни. Кому захочется выглядеть скучным клерком, у которого ничего не происходит (пусть даже в своей трехкомнатной квартире), пока все вокруг познают себя, расширяют горизонты, без сожаления меняют место работы и любовников.
Кадр из фильма «Ханна и ее сестры»
«В культуре ускорения не считается проблемой, если люди переполнены чувствами, активны и имеют много желаний. Проблемой сегодня стал не избыток чувств, а их недостаток. Как недавно сказал один сексолог, люди теперь обращаются к нему не потому, что хотят слишком много, а потому, что хотят слишком мало», — подчеркивает Бринкман.
Неприличным также стало скрывать чувства. Нам больше не страшно, что подруга выдаст кому-нибудь страшный секрет, ведь все секреты — от марки нижнего белья до травмы трехлетнего возраста — пылятся на личных страничках в соцсетях, дожидаются, пока кто-нибудь обратит на них внимание. Бринкман утверждает, что искренность делает нас похожими на детей, а взрослому человеку присуще контролировать свои чувства. Если говорить с восторгом обо всем подряд — от гранолы до рождения ребенка, — слова теряют свой вес.
Есть только миг
Следующий важный шаг в овладении искусством пофигизма и независимого мышления, по мнению Мэнсона, — выработка критериев, по которым ты сам будешь оценивать свои успехи и неудачи. Здесь все просто: чем более вменяемыми будут критерии, тем счастливее получится жизнь. Вменяемость — это способность влиять на соответствие критерию. К примеру, понравиться людям — невменяемый критерий, он гарантированно превратит вас в трусиху или невротичку. Куда лучше подойдет другой: делать свою работу настолько качественно, насколько возможно на данный период в данных условиях. «Когда стандарт успеха — это действие, любой результат считается большим успехом; когда вдохновение понимается как награда, а не как условие, мы движемся вперед», — пишет Мэнсон.
Кадр из фильма «Статус Брэда»
За вдохновением на непростом пути «в глубину» Бринкман рекомендует обращаться не к практической, а к художественной литературе: «Смысл в том, чтобы научиться ценить то, что никуда нельзя «применить». А в качестве шоковой терапии, когда нужно быстро прийти в себя, оба автора советуют почаще вспоминать о смерти — тогда все неважное вылетает из головы само собой. Мэнсон обещает: «Вам откроются простые житейские радости: дружба, творчество, помощь нуждающемуся, чтение хорошей книги. Скажете, звучит скучно? Да, эти вещи — самые обычные. Но, быть может, они не случайно самые обычные, а потому, что подлинно важные».
Короче говоря, Марк и Свен рекомендуют нам перестать избегать ответственности, защищаясь образами непризнанного гения или искателя правды, человека, против которого восстал весь мир или которому претит рутина. (Легче прочитать, чем воплотить на деле, тем более что результатов никто не гарантирует.)
Но мне почему-то вспоминается история моего друга — самого большого раздолбая во вселенной и, как это часто бывает, очень талантливого парня, который изменил свой подход к жизни после случайного общения с чайным мастером. Он пришел к нему в пять утра после эпической попойки на крымской набережной, чтобы тот, как обычно, заварил ему превосходный пуэр. «В чем смысл, мастер?» — ни на что не надеясь, спросил мой пьяный в доску друг. «Нет никакого смысла, но есть особая красота в верности аскезе, которую ты для себя выберешь. Моя — заваривать чай, а свою ты еще найдешь».
Кадр из фильма «Сладкая жизнь»