Мини-мы

Размер имеет значение. Не смешно, но правда. По крайней мере, когда речь идет о новых привычках европейских горожан, которые вдруг поняли, что меньше — это больше. И лучше.

Сначала были огромные супермаркеты, а потом покупатель соскучился по маленьким пространствам. Я хорошо помню, как в Париже в широкое употребление вернулись лавочки на углу. Сегодня супермаркет стал привычной метафорой массовой культуры, о которой еще говорят как о мусорной свалке. Грубо говоря, разница невелика — в обоих случаях потребители роются в поисках чего-то стоящего. Вот бы уменьшить простор и вместо свалки ограничиться маленьким шкафчиком. Это как с магазинами готового платья, где приходится бегать по этажам H&M в поисках нужного размера. Помню историю одной знакомой, которая буквально вырвала из рук соперницы костюмчик Karl Lagerfeld for H&M и даже не расстроилась из-за размера L — ей было проще перешить модный сезонный фетиш, чем остаться без него. Точно так же ведут себя искатели сокровищ на рынках секонд-хенда — если в руки попадает какой-нибудь René Lezard за пять копеек, никто не смотрит на размер или распоротый шов. Другое дело, на нескольких квадратных метрах выбирать винтажное платье только в своем стиле. Или сумку hand-made. Или вещицу малоизвестного итальянского портного, который лет через пять вполне может прославиться. В маленьких магазинчиках редко бывают распродажи, но туда и не ходят за дешевизной. Например, в «Штуках» я куплю смешную сумку и маску для сна на время долгих перелетов, в Toshoshop – всякую ерунду в стиле японских кошечек манэки-нэко, а в «Дискультуре» точно выберу подарок знакомым коллекционерам винила.

Одним словом, в подобные места стоит ходить хотя бы для знакомства с ассортиментом. Ну, и возвращаться за чем-то очень конкретным, если спрос и предложение сойдутся характерами. У маленьких магазинов есть своя лояльная публика,которая оставляет благодарные «лайки» на страницах соцсетей, принимает участие в вечеринках и флешмобах. Хороший пример — недавно открывшийся «Чулан», первый в Киеве субъективный книжный магазин. Найти «Чулан» непросто: место спрятано в одном из старинных дворов-колодцев. Помню, в первый раз я забрела в какой-то офисный подвал, администратор у входа ткнула пальцем куда-то в стенку: «Вам в арочку дальше и направо». В арочке дальше и направо обнаружился книжный магазин, где все подчиняется вкусу нескольких человек. Маленькая площадь и ограниченное количество полок не позволяют ставить туда книжный мусор. Зато только там я точно найду рукописный журнал «Коза», переводы интересной западной эссеистики, новую монографию Подороги и свежие номера провокационного журнала Prostory. Месяц спустя оказалось, что маленький магазин может проводить эксклюзивные выставки — фотографий Льюиса Кэрролла, например. А еще в застенках имеется зал (он же кинозал) человек на пятьдесят, и теперь я знаю, куда позову Линор Горалик читать лекцию во время майских «Киевских Лавров».

Одним словом, произошло неожиданное — на небольшом количестве квадратных метров, без особенной рекламы в Киеве появилось новое место для обмена идеями. Не для тусовки, а для работы. Уютно и без дешевых трюков с кофе и печеньем. Большинство покупателей «Чулана» знаешь в лицо: по все тем же пространственным причинам это группа широко известных в узких кругах переводчиков, критиков, журналистов, писателей и художников. Они сами советуют книжному магазину, чем их порадовать. Они не ходят на традиционные книжные презентации, но с удовольствием смотрят и обсуждают длинные документальные фильмы о любимых писателях и философах.

Возвращение маленьких мест можно попробовать объяснить снобизмом: сыр вкуснее покупать не в супермаркете, а у fromager, круасаны громче хрустят, если достать их не из пластиковой упаковки, а из еще теплого бумажного пакета. Книжки интереснее, если они редкие и дорогие. Люди умнее, если их мало и попасть в их компанию сложно. Такой вот простой способ пощекотать самолюбие. Все, что вы видели в фильмах Вуди Аллена о городских снобах, — comes true.То, что выглядит как потребительская прихоть и сибаритство, при ближайшем рассмотрении оказалось интересным социальным микротрендом. Например, «маленькие» детские сады: молодые украинские мамы списываются в интернете и по очереди сидят с детьми. В идеале получается пять мам, пять квартир, пять «комплектов» детей — и вахта в течение пяти рабочих дней. В скобках промолчу, что этим могли бы заняться и молодые украинские папы. «Маленькой» может быть благотворительность.

Моя знакомая Оля Кудиненко в свободное от работы в PR время помогает больным детям. Для этого она не создает пафосных фондов, у нее есть инструмент попроще — с помощью страницы «Таблеточки» на Facebook Оля собирает деньги и находит волонтеров, которые привозят нужные лекарства. Но самая гениальная ее идея — вечеринки-«копилки», на которых гости бросают в копилку монетки любых валют, которые остаются после поездок, — евро, центы, пенсы... В наших обменках их все равно не примут, зато на эти деньги можно купить лекарства: за одну вечеринку такой мелочи набралось около тысячи евро. «Маленькие» университеты — мой любимый пример. Аналитик Дима Потехин с помощью друзей проводит лекции. Все на энтузиазме — настоящий «народный университет». Помещение предоставляет издательство «Смолоскип», контент обеспечивают лекторы, рекламу — социальные сети. Посещение лекций принципиально бесплатное, да и лекции принципиально бессистемные. Условно общая тема — саморазвитие и воспитание свободного гражданского общества. На практике вольным слушателям рассказывают о разном: Сергей Жадан делится секретами проведения малобюджетных фестивалей, Юрий Андрухович размышляет о бытии и небытии, а Ирэна Карпа помогает избавиться от страхов и побеждать. Для участия не нужно даже регистрироваться. Организаторы шутят, что нужно бы сделать платный вход, тогда точно этот досуг станет «престижным» и посещаемым. Кстати, именно деньги в истории о «маленьких делах» становятся главным раздражителем для «больших людей». Меньше — это больше, но только для кидалтов и тех, кто всегда готов к переменам. Жена одного украинского миллионера, оглядевшись в таком магазинчике, призналась — она хотела создать нечто подобное, но «никогда бы не подумала, что это можно сделать дешево и неидеально». Тогда я и поняла, что секрет и шарм маленького тренда — именно в его неидеальности.

Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали