Нет предела совершенству: почему с возрастом нам все сложнее учиться?

Самый востребованный навык сегодня - умение учиться. Культура lifelong learning подразумевает, что мы получаем новые знания на протяжении всей жизни. Лена Сатарова о том, почему с возрастом это дается труднее? И как исправить ситуацию?

Сначала хорошо бы почистить текст, а потом садиться за дизайн», — читаю в письме c правками от моего преподавателя по веб-дизайну. Волна возмущения подкатывает к горлу: «Это он мне?! Да я журналист и редактор с восьмилетним опытом и дипломом магистра!» Вместо исправленного макета ваяю витиеватый манифест о том, как правильно говорить с заслуженными людьми. Но здравый смысл берет верх, и гнев уходит в драфт. Это был первый приступ истерики окаменевшего мозга, который в 27 лет отправили учиться чему-то абсолютно не связанному со всем, чем он занимался раньше. Боязнь чистого листа, потери лица, некомпетентности — только некоторые из страхов, когда решаешься по новой идти «первый раз в первый класс». И это только начало.


Взрослое решение 
Идея учиться UI/UX-дизайну пришла ко мне не просто так. Хотелось наконец получить востребованную профессию с перспективой роста, которая открывает доступ к удаленной работе из любой точки планеты. Я долго дулась на несправедливость мира, в котором не родилась носителем английского, а значит, не могу соревноваться с индусами в скорости и качестве копирайтинга. Но что поделаешь... Да и быть украинкой — далеко не худший кармический поворот. В финал отбора вероятной будущей профессии прошли три кита фриланса, не ограниченных кириллической письменностью: программирование, диджитал-маркетинг и дизайн. Дальше я завела толстую тетрадку и ежедневно осваивала один новый онлайн-урок или статью по каждой из дисциплин. План был прост: глубже разобравшись в новых темах, почувствовать, к чему больше тянет, и продолжать двигаться в сторону притяжения. Первым отпало программирование — хотя я и дошла до той точки, где словосочетание «написать скрипт» не заставляет чувствовать себя беспомощной рыбой, выброшенной на берег, искра между мной и разработкой так и не зажглась. Диджитал-маркетинг поразил изобилием автоматизированных приложений, метрик и способов поддерживать обратную связь с потребителем. Работа интернет-маркетолога сегодня требует куда больше навыков в статистике, программировании и социологии, чем в создании кокаиновых концепций по методу Бегбедера. Мне так понравилось, что я тут же начала накидывать варианты стратегий для продвижения своих идей. Но как только представляла, что надо будет заниматься чужими проектами, энтузиазм прятался под стол. Оставался дизайн. Честно говоря, еще до всех этих логических рассуждений, которыми так гордилась бы моя мама (наконец-то дочь думает головой), я хотела пойти на курсы иллюстрации. Иллюстрация — моя страсть: я мечтаю, что однажды открою небольшой принтшоп-мастерскую, где будут продаваться арт-буки и принты со всего мира. В том числе и мои. Но страх, что таланта не хватит, сбил стрелку компаса в сторону практичности. В итоге я оказалась на курсе «Веб-дизайн. Основы», что вроде бы тоже неплохо и даже открывает возможности карьеры в сфере IT. Так я направилась к граблям, помеченным ярлыком «компромисс», но по крайней мере, была счастлива погрузиться в обучение уже хоть чему-нибудь.

Непоследний звонок

Учитывая ритм, с которым развиваются технологии, растут стартапы и меняются модели отношений между работодателем и наемным сотрудником, в моих поисках и сомнениях нет ничего уникального. Частая смена сферы деятельности и получение новых знаний на протяжении всей жизни — тренд, имя которого впервые прозвучало в США еще в 1990-х годах. Lifelong learning — это постоянное обучение, непрерывный профессиональный и личностный рост. Если в конце прошлого века мир только начинал казаться школой без выпускного класса, сегодня это реальность, которая не только дает, но и требует. Трендвотчеры предостерегают: если мы хотим оставаться конкурентоспособными в среде, где за место под солнцем уже выходят охотиться представители поколения Z, придется забыть о спокойном поступательном развитии карьеры, которому нас учили родители. Чтобы оставаться на волне, мы должны постоянно учиться и быть в курсе всех новинок — наравне с теми, кто нашел иконку YouTube в родительском смартфоне раньше, чем сумел собрать слова в предложения. Технопессимисты подливают масла в огонь: по мнению исследователей из Оксфордского университе- та Карла Бенедикта Фрея и Майкла Осборна, 47% существующих работ в Америке по состоянию на 2013 год подлежали автоматизации. В то же время благодаря обучающим интернет-платформам образование становится все более доступным. «Качественное образование не должно оставаться прерогативой богатых студенческих кампусов. Не существует экономических оснований, почему все ученики не могут получать доступ к тем же урокам, что и дети Билла Гейтса», — считает Салман Хан,основатель образовательного онлайн-проекта Академия Хана.

Выживут только мутанты

Проанализировав открытые данные с предложениями о работе в США, сотрудники бостонского стартапа Burning Glass Technologies обнаружили, что наибольший спрос имеют так называемые гибридные профессионалы. Разбираться в коде на базовом уровне теперь должны не только программисты: знания HTML, CSS, основы JavaScript требуются и от маркетологов, журналистов, дизайнеров, копирайтеров, аккаунтов. Понимание SEO, SMM, основ дизайна тоже значительно увеличивает шансы соискателя на успех. По статистике, в 49% опубликованных предложений о работе с наивысшей зарплатой ищут специалистов с кодинговым бэкграундом. За последние пять лет спрос на анализ данных вырос на 372%, на визуализацию данных — до 2574%! В The Economist добавляют: меняется и сама структура работы внутри организаций. Все больше компаний предпочитают скорее передать задачи на аутсорсинг, чем тратить собственный ресурс на взращивание талантов.

Хочу и буду

Вернемся в аудиторию, где я пытаюсь разобраться с основами веб-дизайна. Вокруг меня еще 15 ребят, большинство явно моложе и схватывают быстрее. В этой компании я — лузер с самого первого дня. Несмотря на то что все вечера теперь посвящены выполнению домашних заданий, огромная пропасть лежит между мной и мной же, которая не постесняется показать свои работы людям. И кажется, чем дольше я учусь, тем шире и глубже эта пропасть становится. Вскоре я понимаю, что трех месяцев (столько длится курс) слишком мало, чтобы научиться делать стоящие вещи. Что преподаватели-практики — хорошие специалисты в своей сфере, но не в педагогике. Ребят, которые действительно пришли учиться с нуля, всего пять, у остальных есть художественное образование или опыт в графическом дизайне, архитектуре или даже веб-дизайне. Причем один из «нулевщиков» только заканчивает вуз (не считается), вторая с детства рисует, а третья работает верстальщиком сайтов (смежная специальность). Остаются трое — я и две девушки из Донецка. Спрашиваю у одной из них: «Не страшно начинать с нуля?» Отвечает: «Для меня это словосочетание приобрело совсем другой смысл. Поэтому нет».

Причины, почему ребята решили вернуться за парту: нехватка денег в своей сфере или ощущение, что первая специальность была выбрана неверно. Среди общих сложностей — дефицит времени из-за того, что приходится совмещать обучение с основной работой, и «боязнь всю жизнь делать не круто». На столь благодатной почве, как на дрожжах, растут сомнения в духе — а точно ли это то, что мне нужно?
Искать поддержки у родителей не приходится. Представители старшего поколения к подобным затеям часто относятся скептически. Моей знакомой Кате 27 лет, она успешный экономист с интересной работой и хорошей зарплатой. Вдруг, ко всеобщему удивлению, Катя поступает на второе образование по специальности «Психология». «Я в очень хороших отношениях с родителями, но они искренне не понимают, зачем я это делаю», — признается девушка. В моменты слабости Катю ужасает мысль, что нужно проучиться не меньше пяти лет, прежде чем стать практикующим специалистом. «Главное — не забывать, что ты это делаешь для себя. Каждый раз, когда меня терзают сомнения, я вспоминаю, что это просто интересно. Про- фессия, не профессия — мне интересно! И это толкает меня дальше». Броситься в освоение новой профессии — авантюра не для слабонервных. Это не то же самое, что накладывать навыки на существующую основу (помните, да? Кодинг, SEO и SMM — уже практически общеобразовательные дисциплины), это расширение самой основы. И с чем мне смириться сложнее всего — первое время со стороны будет казаться, что вы не делаете вообще ничего! Именно поэтому так важно — если уж идти поперек, то за мечтой, а не за компромиссом. Чтобы в сложные моменты напоминать себе: это то, что делает меня счастливым, к черту все остальное! Но почему же тогда я, такая умничка, сама попалась в ловушку компромисса и вместо иллюстрации пошла на веб-дизайн? Ответ банален: слишком заманчивой для украинки с гуманитарным образованием выглядит перспектива влиться в IT.

Все пошли - и я пошел 
Не помню точно, в какой момент в воздухе повисла мысль, что едва ли не единственный шанс для специалиста нормально зарабатывать в Украине — работать в IТ. Огромное количество молодых людей стали открыто презирать свои профессии (хоть и выбранные по любви) и стремиться «по-быстрому переучиться в компьютерщики». У меня много друзей из этой сферы, и все они живут как будто в параллельной реальности. Главное в этой реальности — даже не деньги (ну ладно, все-таки деньги), но наличие понятных и адекватных правил игры и здорового микроклимата в коллективе. Планировать будущее и получать стабильную зарплату в валюте — более чем понятное желание. Но в какой-то момент оборачиваешься — а вокруг куча умных людей с грустными глазами, смиренно пытающихся пробиться в тестировщики. Хотя мечтают они совсем о другом: маленькой органической ферме, помощи бездомным животным или, вот, кстати, о том же принтшопе.

Новая религия

«Почему тогда все эти люди не направят те же силы и ресурсы — обучение ведь не бесплатное — на создание небольшого бизнеса, волонтерского или культурного проекта?» — спросил бы меня знакомый британец Оливер, 22-летний генеральный директор образовательного стартапа. Оливер — удивительная для Украины личность: искать инвестиции и нужные бизнес-контакты для него так же просто, как сверстать резюме в Word. Университетская специализация Оливера — чешская литература, но это никак не помешало парню создать IT-стартап, собрать команду из программистов и дизайнеров в Украине, продажников — в Лондоне и Сингапуре, инвесторов — по всему миру. Откуда берутся все эти знания? Из семьи. Общаться с инвесторами Оливера научил отец, а верить в свою затею и не бояться экспериментов — деды-миллионеры. Пример Оливера показывает, что умение воплотить и продать идею помогает прокладывать путь, какой бы диплом ни пылился на полке. А умение продавать равняется умению верить. Даже когда никто не верит. Например, верить в
свою учебу. На третьем месяце обучения, когда мозг смирился с тем, что от него не отстанут, я начала видеть все под другим углом. Неважно, стану ли я в итоге работать веб-дизайнером. Может, получится внести свежее дыхание в старую работу. Может, новые знакомства подтолкнут к новым идеям. И уж точно развитие визуального мышления позволит легче войти в иллюстрацию.

Важно, что нейронные связи в мозгу снова зашевелились. А это положительно влияет на все — от настроения до запасов воли. Решила пока так: просто двигаться маленькими шажками по пути, который наполняет удовольствием и силами, и не задавать себе вопросов типа «кем вы видите себя через пять лет». Кто вообще способен предсказать, что может случиться с миром за эти пять лет?

 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали