Как побороть страхи, которые мешают найти работу мечты? Рассказывает карьерный консультант

11 советов от специалиста 

Зачастую продвинуться в карьере нам мешают внутренние установки. Мы переживаем, что резюме затеряется среди других и даже не рассылаем его. Считаем, что недосточно хороши для вакансии, никому не нужны после декрета или после 40 лет. Карьерный консультант и основательница рекрутмент-агентства PRO.People Марина Галак рассказывает, как побороть эти страхи

Найдете пять отличий между «искать работу» и «строить карьеру»? А они есть. Допустим, в кризис вы попали под волну сокращений и остались без дохода и финансовой подушки или попали в петлю неоплачиваемого отпуска. Как действовать? Популярный вариант: поскорее найти хоть что-нибудь, а там как получится. Но хвататься за первый подвернувшийся вариант и соглашаться на меньшее, надеясь, что потом станет лучше, — ошибка, которая отбрасывает вас назад.

Чтобы ее не допустить, честно ответьте себе, как работа, которую вы ищете, повлияет на ваше развитие и заработок в будущем. К сожалению, поколение сегодняшних тридцатилетних-сорокалетних не привыкло планировать построение карьеры, многие элементарно не задумывались над ответом на вопрос «что будет, когда я приду из пункта А в пункт В». 

Наталья Гоций

Два человека в одинаковом положении (например, оставшись без работы) действуют по-разному. Кто-то принимает решение из страха и тревоги, кто-то — под влиянием других факторов. Зачастую мы идем на поводу внутренних установок — по более легкому, но в итоге провальному пути. Ведь легче сказать «мне уже 45, поздно искать новую работу» и остановиться, чем разобраться, что именно мешает вам подняться на следующую ступень. 

Чтобы строить карьеру — то есть продолжать расти, а не в панике искать работу, которая поможет протянуть от зарплаты до зарплаты, — важно уметь бороться со страхами, которые мешают действовать. Как? Выписать их все на листок, понять, что стоит за каждым, и работать на опережение.

#1 Я недостаточно хороша для вакансии своей мечты

Страх «я недостаточно хороша» завязан на нашей профессиональной самооценке. Как не попасться на его удочку?

Во-первых, выработайте привычку постоянно запрашивать обратную связь — у коллег, руководителей, клиентов, всех, кто компетентен дать оценку вашей работы. К сожалению, в нашей культуре все еще не принято просить фидбек, поэтому есть так много проблем с профессиональной самооценкой. 

Допустим, вы получили обратную связь и она… негативная. Попросите обозначить критерии, узнайте, как этот специалист рекомендовал бы вам исправить проблему. Если человек затрудняется с ответом, впору задуматься, с какой целью он дал вам отзыв. Возможно, это субъективное мнение, основанное на эмоциях и личном отношении. Зато четкие критерии помогут вам понять, в чем именно вы не сходитесь, и проработать свои слабые места. 

Во-вторых, общайтесьс экспертами в своей нише, с практиками и с карьерными консультантами. Так вы сможете оценить свое место на рынке труда и выстроить карьерную стратегию. Ко мне на консультации возвращается 35% клиентов — не с целью сменить работу, а чтобы понять реальную ситуацию на рынке, какие специалисты и навыки будут востребованы в ближайшем будущем, сколько они будут стоить и куда направить свои усилия. 

Часто страх «я недостаточно хороша» не позволяет человеку даже отправить резюме на интересную вакансию. Но не все вакансии описывают реальные ожидания от кандидата. Где-то завысили требования на всякий случай, где-то ждут английский advanced, а по факту он нужен, чтобы ответить на пару писем в месяц, где-то есть бюджет, чтобы делегировать работу подрядчикам. Обо всем этом вы не узнаете из описания должности. Если ваш набор навыков соответствует 60-70% требований, вы проанализируете свой предыдущий опыт и подготовитесь к собеседованию, у вас есть шанс разузнать все детали лично. В моей практике много случаев, когда по итогам собеседования мы предлагали кандидату подаваться в эту же компанию на другую вакансию, которая откроется чуть позже, а пока подготовиться. Человек никогда не узнал бы об этой должности, если бы не дошел до собеседования.

И еще. Помню, ко мне на консультацию пришел специалист со страхом «я никому не нужен», а я слушала его и понимала, что нигде, ни на одном ресурсе не видела его CVи сама никогда бы его не нашла. Поэтому еще раз — не будьте невидимкой, общайтесь, говорите о своих сильных сторонах и интересах.    

Наталья Гоций

#2 Мне уже несколько раз отказывали, боюсь, и сейчас не получится

И снова возвращаемся к обратной связи. Узнать, почему вам отказали, — это нормально и это ваша ответственность. Другое дело, хотите ли вы ее нести. По результатам нашего прошлогоднего опроса 70% респондентов не готовы были выслушать о причине отказа на должность. 

Между тем, рекрутер всегда даст вам обратную связь, если вы корректно ее запросите, объяснив, что для развития и дальнейшего поиска работы вам важен максимально честный фидбек, и пообещав адекватно отреагировать. К сожалению, просят о таком раз в год. Давайте формировать эту культуру коммуникации.

Одна моя клиентка долго ищет работу, это осознанный поиск. У нее уже семь отказов, каждый раз мы понимаем причину, но просим конкретизировать. И по каждому отказу у нее есть подробный фидбек, благодаря которому мы корректируем стратегию поиска. Недавно к ней с предложением вернулись две компании, которые изначально отказали. Другому кандидату я отказала в должности от лица одной компании, но вспомнила о нем на другом месте, в итоге он получил работу. Профессионализм и коммуникация решают многое. Проще говоря, стучите и вам откроют.

#3 Я не найду работу после декрета

Мы можем влиять на развитие своей карьеры на всех этапах. Декретный отпуск —отличный период для новых возможностей. Почему в декрете мы часто меняем профессию? Пауза на основной работе помогает задаться вопросом, кем мы хотим видеть себя дальше. И человек принимается за исследование — то, чему обычно посвящают время в начале карьеры. 

Сейчас хорошее время для отпуска по уходу за ребенком — 32-35 лет. На этом этапе вы уже, как правило, профессионал, можете продолжать зарабатывать и решать, как дальше развивать свою экспертизу. Второй вариант — параллельно применять свои силы в других проектах: заниматься фрилансом, помогать коллегам.

Главное — не терять компетенции, один навык развивается 6-12 месяцев, и если его утратишь — придется долго догонять. 

Наталья Гоций

#4 У меня мало опыта

На встречах со старшеклассниками и студентами я задаю им простое упражнение: представьте свой выход на пенсию — как вы себя видите, кем, где? Не зажмуривайтесь в ужасе, спокойно подумайте об этом. А затем приступите к составлению индивидуального плана развития.

Для тех, кому сложно искать первую работу после вуза, идеальный вариант —обратиться к ментору. Хороший ментор должен не меньше пяти, а лучше семь-десять лет проработать в профессии, иметь опыт в разных сферах, уметь делать выводы и критически мыслить. Как правило, за символическую плату ученик помогает ментору решать его рабочие задачи и учится на реальных кейсах.

За 2-3 месяца можно превратить свои знания в навык, а его — включить в резюме. 

Еще один вариант для новичков — волонтерство. В развитых странах оно уже давно стало элементом культуры: сложно устроиться в хорошую компанию в Великобритании, если ваш опыт насчитывает меньше двух лет волонтерства. В Украине уже можно получить хороший практический опыт на волонтерских условиях. Да, за это не платят. С другой стороны — вы получаете бесплатное обучение.  

#5 После 40 лет поздно что-то менять

Распространенный страх — время идет, а вокруг все больше молодых активных специалистов, с которыми вы не выдерживаете конкуренцию. Но сложно тем, у кого нет стратегии. Наши родители оказались выброшенными с рынка труда не из-за возраста, а из-за неспособности адаптироваться к новым условиям. Когда нет понимания, как задействовать свой профессиональный опыт, живешь в страхе, ничего не предпринимая. Или бесконечно меняешь «шило на мыло» под влиянием установок. 

По законодательству вам не имеют права отказать в работе из-за возраста, но негласно ваш год рождения может иметь значение для работодателя. В его голове тоже живут установки, например, что люди в возрасте — не гибкие, чужды новому, не способны принимать критику. Это не о вас? Тогда ничего не бойтесь. Ведь гибкость — это и есть способность работать со своими страхами.

Одна моя клиентка в 45 лет выучила английский язык, прошла сертификацию по международным стандартам — в общем, сделала все, чтобы изменить ситуацию, и действительно ее изменила. 

В Штатах и Великобритании при увольнении человек запрашивает у коллег и руководства отзывы о своей работе. Тогда его самооценка получает подкрепление и он выходит на рынок труда уверенный в себе. Очень рекомендую эту практику. Собирайте отзывы о своей работе. Общайтесь с экспертами в своей области и с молодыми коллегами — последние тоже являются источником знаний. Помните, что нас «покупают» за уникальный набор профессиональных и личностных навыков. У того же поколения Zмного недостатков, которые компенсирует опыт поколения Х. В итоге каждый работодатель выберет того, кто больше подходит именно его компании. 

Наталья Гоций

#6 Хочу работать только в международной компании 

Десять лет назад все хотели работать в международных компаниях, сейчас рынок труда изменился, а установка осталась. Почему вам это важно? Тем более, если в жизни вы носите пирсинг, не приемлете офисный дресс-код и другие атрибуты корпоративной культуры. Известный бренд ассоциируется со стабильностью? Уже давно нет. В кризис именно крупные международные компании первыми проводили массовые увольнения. Престиж? Тогда переходим к следующей установке. 

#7 У меня непрестижная работа

Нередко ко мне на карьерную консультацию приходят личные ассистенты, которые зарабатывают больше топ-менеджеров, с желанием поменять профессию. Разбираем, почему. «Мне уже …дцать, непрестижно быть в таком возрасте на такой должности».

Категория престижа существует только в наших головах. На формирование этой установки нередко влияют родители, которые с детства внушали, что несолидно быть поваром, а солидно — юристом. Или ваше сегодняшнее окружение. «Друзья-айтишники много зарабатывают, я тоже хочу, уже потратила деньги на курсы, бросила их, что теперь делать?» — частые запросы на консультациях.  

Если бы я в свое время мыслила категорией престижа, то не ушла бы с должности HR-директора, чтобы стать рекрутером. Для кого-то это выглядело как понижение, но для развития моей карьеры это был правильный шаг, который помог мне стать кросс-функциональным специалистом.

В принятии карьерных решений ориентируйтесь на то, что вас вдохновляет, и соотносите это с запросами рынка. Кстати, зачастую профессии, которые считаются непрестижными, затем становятся высокооплачиваемыми. Например, в свое время в Европе профессия сантехника потеряла престиж, так возник дефицит кадров и высокий спрос на специалистов, и сегодня вызов сантехника стоит от 300 евро.

Отталкивайтесь от своих талантов и страсти, которая даст вам силы досконально разобраться в профессии. 

#8 Мне нужен соцпакет

Раньше говоря «соцпакет», мы подразумевали стабильность, но прошли времена, когда стабильность гарантировалась компанией, сегодня это ответственность нас самих. В наши дни соцпакет называют мотивационным, и он не ценность, а бонус, так называемые «плюшки». Его содержимое меняется в зависимости от поколения на рынке труда. Например, «зумерам» вместо страховки важнее курсы английского, красивый офис, оплачиваемые обеды, возможность работать удаленно…. Чтобы не попадать в зависимость от соцпакета, найдите, что именно в нем вас прельщает, определите незакрытую потребность, и вам будет проще ее закрыть. Условно говоря, если вы хотите, чтобы в соцпакет входил массаж, ищите работу с зарплатой, которая позволит вам самостоятельно его оплачивать. 

Наталья Гоций

#9 В IT много платят, значит, мне туда

Платят хорошим специалистам в любой сфере, поэтому лучше быть хорошим ассистентом, чем плохим программистом. Отталкивайтесь от своих сильных сторон, выбирайте то, что вам нравится. Именнострасть дает силы реализовать свой талант. 

Рынок IT быстро меняется, тем более после карантина, здесь важна способность оперативно переключаться, при этом углубляясь в сферу или нишу. Многие кандидаты шли в IT, тратили время и возвращались обратно. Из ста заявок на вакансию QA останется пять, остальные вернутся. Один начинающий QA ищет работу в среднем 8-14 месяцев.

Если у вас нет искренней мотивации, шансы дойти до цели минимальны. Поэтому важно понимать, зачем вы это делаете. Если только ради денег — их можно заработать намного легче. 

#10 Я не найду работу в кризис

Сейчас нет работы? Неправда. Может не быть тех вакансий, к которым мы привыкли. А значит, нужно адаптироваться.  

Первая проблема в поиске работы в кризис — психологический барьер. Еще в прошлом году мы выбирали то, чем нам нравилось заниматься. Но работа в кайф и работа за деньги — это разные приоритеты, которые редко пересекаются. В зависимости от ваших карьерных планов, вы можете выбирать одно или другое на разных этапах. Важно понимать, что 2020-й — не год работы в удовольствие.

Другая проблема — люди боятся искать работу, писать посты в соцсетях о том, что умеют и что им интересно. Они привыкли, что раньше их хантили рекрутеры. Но когда рынок падает, нужно подстраиваться под его запросы. 

Сейчас есть компании, которые увеличивают количество вакансий. Это IT, онлайн-платформы, образовательные платформы, языковые онлайн-школы. Ищут методологов, администраторов, контент-менеджеров и преподавателей. В киберспорт набирают дизайнеров, программистов, диджитал-маркетологов. Гейминг и дейтинг не прекращают найм. Производители разных товаров ищут маркетинг и админ-позиции. Вырос спрос на сильных HR, специалистов по работе со стрессом и ментальным здоровьем. 

Главное правило: люди должны держаться людей. Кризис закончится, а хорошие отношения останутся. 

Наталья Гоций

#11 Не знаю, какие навыки мне нужно подтянуть

Сегодня обучение — это ответственность кандидата, а не работодателя. Если хотите чувствовать себя уверенно в профессии — занимайтесь своим развитием самостоятельно. Рекрутеры ищут людей, которые в своих навыках опережают рынок и уровень развития компании. А если на собеседовании кандидат заявляет, что хочет «учиться чему-то новому» за счет компании, он теряет в деньгах. 

Советую прокачивать ваши сильные стороны, они — стержень для экспертности. Никогда не будет лишним английский, это must-haveи ваше дополнительное преимущество.

Чтобы понять, что вам нужно подтянуть в рамках профессии, сравнивайте с навыками, востребованными в США и Великобритании, смотрите на развитие вашей профессии там. Как это сделать: находите в linkedinсвоих коллег и изучаете их skillsset(набор навыков), смотрите требования, перечисленные в вакансиях на glassdoorи indeed(популярные американские сервисы по поиску работы). А затем составляете индивидуальный план развития: выписываете свои навыки, существующие и желаемые, оцениваете каждый, отмечаете, что нужно сделать, чтобы отработать компетенцию. 

Не помешает и познакомиться со своими коллегами, которые в курсе трендов. Мне интересна работа трех разных специалистов из Лондона, мы не знаем друг друга лично, наши рынки не похожи, но однажды я написала им в linkedinпримерно следующее: «Здравствуйте, я ваша коллега из Украины, слежу за вашим профилем, мне очень нравится обмениваться опытом. Если у вас найдется минутка, буду рада поделиться тем, что актуально у нас, и послушать вас». Со мной легко согласились пообщаться все трое. 

Если пока вы не понимаете, куда двигаться, точно советую не бежать за всеми и не покупать распиаренные курсы. Ко мне часто приходят люди, потратившие последние деньги на обучение, которое оказалось им не нужно. Модно и востребовано — разные вещи. То образование, которое хорошо продается, не всегда то, что сейчас нужно рынку. Часто даже наоборот.

Фото Анна Гончарова 
Стиль Наталья Осадчая
Продюсирование Анастасия Белоус 
Макияж Татьяна Овдиенко 
Прически Валерия Горностай
Ассистент фотографа Дмитрий Ромас


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали