Урок 1. Не игнорируйте интуицию
Да-да, вы все правильно прочитали. Даже несмотря на то, что все без исключения учебники и статьи по ведению бизнеса рассказывают о необходимости просчетов, планирования и прогнозов, не забывайте о пресловутом шестом чувстве. Особенно если оно вас раньше никогда не подводило. Именно этим принципом руководствуется Ричард Брэнсон. Финансовые планы и бизнес-модели составлять, конечно же, стоит, без них не обойтись. Но не забывайте в нужное время «включать» интуицию и эмоции. Вполне возможно, что такой симбиоз подходов приведет вас к нужному решению.
Урок 2. «Делайте» свое окружение
Каждый из нас получает больше шансов на успех тогда, когда имеет возможность общаться с интересными и многосторонними людьми, увлеченными своим делом. Другими словами, если вы хотите создать, например, один из самых востребованных стартапов, окружите себя единомышленниками и теми, кто уже успел добиться высот. Известный предприниматель и писатель Тим Феррис на этот счет сказал одну очень интересную фразу: «Ты – среднее арифметическое из пяти человек, с которыми ты чаще всего общаешься». Неплохой повод задуматься.
Урок 3. Не бойтесь критики
Все предприниматели, независимо от того, на какой стадии построения бизнеса они находятся, очень болезненно относятся к критике в отношении своей компании, продукции или услуг. А некоторым негативные комментарии и вовсе кажутся глобальной катастрофой. На самом деле, это совсем не так. Отрицательного мнения не стоит бояться, его гораздо лучше воспринимать как бесценный опыт и шанс сделать работу над ошибками. Более того, американский миллиардер и соучредитель Tesla Элон Маск советует бизнесменам самим напрашиваться на критику в адрес их творений, чтобы вовремя обнаружить проблемы и исправить их.
Урок 4. Не мыслите слишком глобально
Давайте поговорим начистоту: думая о собственном бизнесе вы, конечно же, представляете результаты своего труда годы спустя и ставите цель построить мощную корпорацию до начала следующего десятилетия. Не стоит этого делать слишком активно и слишком часто. Американский предприниматель Пол Грэм утверждает, что заоблачными мечтами вы только вредите себе. Обозначенные планы могут не сбыться, пошатнув тем самым веру в бизнес и его перспективность. Двигайтесь маленькими шагами и делайте только то, в чем уверены на 200%. А когда наступит время планировать наперед, не слишком увлекайтесь.
Конечно же, это далеко не все уроки бизнеса, которые стоит выучить новичкам. Но они помогают понять, как работает мир предпринимательства, и с какой стороны в него лучше всего стучаться. Ошибки на самом деле не так страшны, если относиться к ним как к полезному опыту.