В 2014 году на YouTube было уже больше 2 миллионов «кошачьих» роликов, общее число их просмотров достигало 26 миллиардов – или примерно по 12 миллионов просмотров на каждый ролик. Эта цифра превышала среднее число просмотров всех других видео на этом ресурсе. Нет сомнений, что сегодня «котики» побили и эти рекорды. К тому же они уже удостоились собственных видеофестивалей в Миннеаполисе, Чикаго, Лос-Анджелесе. В прессе то и дело мелькают заголовки типа «Вопрос на миллион долларов: почему Сеть так любит котиков?»
Джессика Голл Майрик (Jessica Gall Myrick) из Индианского университета, специалист по эмоциональному воздействию медиаресурсов1, провела опрос с участием почти 7000 респондентов, прибегнув к помощи интернет-звезды, «кошки с высунутым языком» по имени Лил Баб (Lil Bub), точней, ее владельцев, которые дали ссылку на опрос у себя на странице и в интернет-рассылке.
7 интересных выводов
1. В большинстве случаев (примерно 75%) интернет-пользователи случайно попадают на видеоролики «с кошечками», гораздо реже (примерно в 25% случаев) специально их ищут в Сети.
2. Чаще всего любители роликов не ограничиваются только просмотрами, а используют интерактивные возможности интернета. Примерно 22% респондентов сообщили, что оставляют комменты под такими роликами, 75% ставят лайки, 54% делают перепост в тех или иных соцсетях.
3. Вероятность того, что пользователи запостят фото или видео с «котиком», в два раза выше вероятности, что они запостят собственное селфи.
4. Любители таких роликов обладают некоторыми общими психологическими чертами. В большинстве своем это весьма доброжелательные люди – они склонны к сотрудничеству, дружелюбны, доверяют другим в гораздо большей степени, чем те, кто редко смотрит «кошачьи» ролики. Поэтому перепосты роликов, которые кому-то кажутся пустой тратой времени, для этих людей – возможность поделиться радостными эмоциями и хорошим настроением.
5. Любители роликов с котиками продемонстрировали достаточно высокие показатели по шкале измерения застенчивости. Они гораздо чаще соглашались с утверждением «Я чувствую себя скованно с людьми, которых плохо знаю».
6. Многие респонденты признались, что они смотрели видео с котиками в то время, когда им нужно было работать или заниматься учебой. Другими словами, это занятие тесно связано с прокрастинацией. Вместе с тем, хотя они испытывали чувство вины, увиливая от своих обязанностей, оно смягчалось и компенсировалось тем удовольствием, которое пользователи получали, наблюдая за смешными или трогательными сценками с участием кошек.
7. Респонденты признавались, что просмотр роликов с котами уменьшал тревожность, чувство печали и раздражительность. Их настроение невольно улучшалось. Эти субъективные впечатления подтверждены и научно обоснованными тестами. По сути, здесь возникает «эффект экспонирования», описанный еще в 1980 году Робертом Зайонком (Robert B. Zajonc): чем чаще мы встречаем какой-то стимул, тем больше он нам нравится. В данном случае чем чаще мы смотрим такие приятные для нас ролики – тем больше удовольствия от них получаем.
По материалам Psychologies.ru