Появление социальных сетей дало нам невиданные ранее возможности для общения. Мы смогли восстановить связи со старыми друзьями, одноклассниками и родственниками, уехавшими за границу. Мы стали быстрее узнавать новости, расширили свой кругозор. Мы можем обмениваться своими мыслями, идеями, творчеством с огромным количеством людей, получать их признание и поддержку. Тем более неожиданным оказалось открытие, что социальные сети могут приносить не только радость, но и разочарование, раздражение, подавленность, вызывать депрессию. Почему наши отношения с соцсетями стали настолько противоречивыми, что иногда нам порой хочется удалиться, нажать на кнопку «выйти» и никогда больше туда не заходить? Или просто какое-то время отдохнуть?
Мы слишком доверяемся чужому мнению
Увлечение социальными сетями ослабляет способность к критическому мышлению. Такой вывод содержится в совместном исследовании социальных психологов из Франции, Великобритании, США и Арабских Эмиратов. Авторы подчеркивают: чем больше мы полагаемся на мнение наших «френдов» и чем чаще мы просматриваем и распространяем их записи, тем меньше мы готовы ставить под сомнение то, что в них написано. И тем меньше шансов, что в дальнейшем мы будем строить свою точку зрения на события без оглядки на окружение.
Похожие материалы:
Мы завидуем другим
Мы приходим в социальные сети прежде всего за радостью общения. Но рискуем не получить ее. Ведь по-настоящему живым и интересным может быть только общение равных людей. Но когда мы видим, что пользователи вокруг нас активно выкладывают новые фотографии, рассказывают о своих успехах, путешествиях, новых знакомствах, у нас складывается впечатление, что они живут более насыщенной жизнью. Ученые уже говорят о «спирали зависти»: пользователи, которые чувствуют себя неполноценными, пытаются приукрасить свои профили и этим уже вызывают зависть других. Это объясняет, например, нелюбовь многих пользователей к «овершерерам» (от over – «слишком» и share – «делиться») – тем, кто выкладывает очень много личной информации на своей страничке. Ведь из-за этого возникает иллюзия, что жизнь этих людей более насыщенна, чем наша собственная.
Мы перестаем себя контролировать
Психологи из Университета Джорджии обнаружили: общение в соцсетях вызывает чувство удовлетворения, но лишь тогда, когда в нашем виртуальном окружении преобладают те люди, с которыми у нас уже сложились хорошие доверительные отношения. Социальный психолог Сьюзан Ньюман объясняет, что обновления статуса и «лайки» дают нам чувство, что важные нам люди всегда «на связи», что они нас поддержат. Однако здесь есть и обратная сторона: привыкая к поддержке друзей, мы перестаем себя контролировать и становимся уязвимыми. Критика и несогласие в этом случае могут ранить нас сильнее.
Похожие материалы:
Мы открываем друг друга заново
В социальных сетях мы гораздо охотнее делимся своими переживаниями, мыслями и опытом. И порой оказывается, что наше поведение в Сети резко контрастирует с тем образом, который мы создаем в повседневном общении. Больше всего это заметно, когда речь идет о мужчинах. Оказывается, мужчины чаще, чем женщины, публикуют в Сети свои творческие идеи, проекты и работы. «Когда мужчины пишут сообщения или посты, они чувствуют себя гораздо более комфортно, чем когда общаются с собеседником лицом к лицу, – говорит психолог Сет Мейерс. – Привычка общаться удаленно, при помощи электронных средств, дает мужчинам иллюзию защищенности. Они могут контролировать процесс общения, управлять им. Это позволяет им в ситуации виртуального общения быть более открытыми». В результате в паре может возникнуть непонимание, которое со временем перерастает в упреки: «Ты что-то скрываешь от меня? Ты предпочитаешь обсуждать важные для тебя вещи с кем угодно, но только не со мной».
Похожие материалы:
Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредны. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны и нашему общению в реальной жизни. В этом смысле соцсети – лишь отражение наших страхов, желаний и потребностей. «Facebook дарит нам чувство социального признания, – говорит Памела Рутедж, специалист по психологии медийных коммуникаций. – Это происходит благодаря психологическим поглаживаниям, которые мы получаем от других. Пешеход кивает вам, когда вы пропускаете его на переходе, кто-то ставит «лайк» вашей записи – все это вещи одного порядка». Социальный психолог Сьюзан Ньюман добавляет: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».
По материалам Psychologies.ru