1. Помогайте собеседнику
Помните, что ваш собеседник обычно испытывает те же трудности в разговоре, что и вы. Скорее всего, он будет вам благодарен, если вы упростите ему задачу: если он ходит вокруг да около темы, которую не решается затронуть, посодействуйте ему, сами предложив поговорить о том, что его заботит. Помогайте разговору двигаться вперед – спрашивайте у собеседника, что он сам думает и чувствует, какие решения ему приходили в голову. Делите беседу на этапы, проговаривая основную мысль каждого смыслового отрезка, когда хотите немного изменить тему: «Понимаю. Так, значит, вы недовольны тем, что никто не ценит ваши заслуги. Скажите, а что бы мы могли сделать, чтобы исправить ситуацию?» Следите за реакцией собеседника на эти «промежуточные итоги»: если он согласно кивает, это значит, что беседа движется в правильном направлении. Если он протестует и говорит, что вы неверно его поняли, не навязывайте ему своих формулировок – позвольте ему сформулировать самому.
2. Спрашивайте
Когда вам нужна та или иная информация, лучший способ ее получить – спросить напрямую. Мы любим домысливать за других людей их суждения и взгляды: нам кажется, что мы знаем, что у другого в голове. Это опасная иллюзия: перепроверяйте свое понимание ситуации, спрашивая напрямую. От того, насколько хорошо подобраны ваши вопросы, зависит ход беседы. В любом случае, помните: не следует оценивать результаты разговора лишь по тому, получили ли вы те данные, которыми интересовались. В действительности ответы на вопросы дают много другой полезной информации – например, насколько честен с вами собеседник или насколько он компетентен в предмете разговора. Используйте так называемые «открытые вопросы», не требующие ответа «да или нет»: они помогают собеседнику делиться своими мыслями, обнажая логику своих рассуждений. «Как бы вы поступили на моем месте?»; «Как вам кажется – где прячется ошибка?»1.
3. Демонстрируйте самоуважение
Очевидно, что уверенность и уважение к себе, которые человек демонстрирует в диалоге, помогают ему оказывать впечатление на собеседника, чувствовать себя хозяином беседы. Однако здесь важно соблюсти меру – если вы пытаетесь подавить собеседника, продуктивного разговора не получится. Вот почему нужно уметь уважать себя, не принижая при этом других. Что это означает? Прежде всего, нужно уметь ценить свое мнение, не отрицая при этом полезности и объективности мнения собеседника. Говорите о своих потребностях и желаниях, не навязывая их другим, а «продавая» – объясняя, почему для всех будет выгодно, если вы поступите так, как собираетесь сделать. Давайте собеседнику выразить его мнение – и если вы с ним не согласны, всегда старайтесь обосновать, почему именно, а не отделывайтесь решительным и безапелляционным «нет». Помните о том, что исполненный самоуважения человек не роняет лицо, повышая тон или вступая в ожесточенную перепалку.
4. Превращайте негативные эмоции в позитивные
В жизни и так достаточно негатива: стараясь обсуждать в разговоре с другими «болячки», которые не дают им жить, люди рискуют распугать всех собеседников. Отыщите в любом предмете разговора что-то позитивное: если вы говорите подчиненному про низкие продажи, постройте разговор на том, как бы вам их повысить; если вы просите повышения зарплаты, говорите не о своем бедственном положении, а о том, какую пользу вы приносите компании (с упоминанием конкретных примеров, в которых она выражается). Здесь очень помогает умение правильно подбирать слова. Еще Джордж Оруэлл отмечал, как легко политики манипулируют своей аудиторией, грамотно заменяя правдивые формулировки эвфемизмами: например, называя бомбардировки «умиротворением», повышение налогов «оптимизацией финансовой политики», а нарушение закона «наведением конституционного порядка». Конечно, не следует соревноваться с оруэлловскими демагогами в цинизме, однако проверить, какой силой обладают правильно выбранные слова, стоит.
5. Перестаньте говорить
Вопрос: какой разговор может получиться, если мы будем молчать? На самом деле вовремя умолкнуть – одна из лучших стратегий коммуникации. Она незаменима, когда разговор ведут несколько собеседников – например, во время мозгового штурма или обсуждения сложной рабочей проблемы. Дайте поговорить другим, а сами послушайте, вмешиваясь лишь в тех случаях, когда вам кажется, что разговор отклонился от темы. Беседу легче модерировать, если удается несколько отстраниться от нее, не позволить эмоционально вовлечь себя в общее настроение. А если страсти в беседе достигли накала, эта стратегия оказывается поистине бесценной – видя, что вы не стараетесь обороняться, собеседник сумеет сдержать повышающийся градус своего эмоционального состояния. Когда его тон и содержание речи снова станут конструктивными, вы можете вернуться к обсуждению. Временное «отключение» от беседы позволить и вам самому сохранить спокойствие и ясный ум, столь важные для правильного диалога.
По материалам Psychologies.ru