Анастасия Белоус, fashion-редактор ELLE
Чтобы удержаться на плаву, модные бренды сегодня не стремятся выпускать по двенадцать коллекций в год. Отказ от сезонности все чаще становится ключом к успеху, которого уже удалось добиться многим украинским дизайнерам.
В последнее время мы только и говорим о трансформациях. Периоды нестабильности всегда подталкивают к переменам, и сегодняшняя постковидная реальность в очередной раз доказывает это. В индустрии моды за нынешний год произошло немало изменений, но главное из них касается потребителя — ведь именно под его дудку пляшут все игроки этого сегмента. В первую очередь покупатель стал более осознанным. Пандемия подсветила все темные стороны модного сектора, которые нуждались в обсуждении: мы теперь больше говорим о глобальной проблеме избыточного потребления и о том, что человек на самом деле не нуждается в бесчисленном количестве одежды. Все это привело к тому, что он сто раз подумает, прежде чем совершить покупку.
Отныне планка слишком высока: условный пиджак больше не может быть просто трендовым — он должен быть качественным (чтобы служить долгие годы), практичным, а в идеале еще и нести определенную ценность или же вызывать эмоцию.
Отсюда и спрос на тактильность, на вещи с историей, изготовленные вручную или в единственном экземпляре. Отсюда же и отказ от сезонности. Мировое модное сообщество, безусловно, молниеносно реагирует на подобные запросы, однако и украинским дизайнерам есть что рассказать.
Olēnich
Поистине уникальный проект в прошлом году запустила Юлия Пелипас: ее Bettter служит наглядным примером slow fashion. Время от времени бренд выпускает лимитированные дропы не отдельных вещей, а уже готовых комплектов. На сайте клиент может купить рубашку с брюками (конкретно теми, что предлагает бренд) или брючный костюм из переработанных материалов. Новые изделия Bettter производит исключительно из вторсырья и работает по принципам устойчивого потребления, благодаря чему каждая вещь уникальна и несет особую ценность.
Bettter
Концептуальная марка Lutiki была создана стилистом Соней Солтес три года назад. Тогда девушка представила публике свой первый дроп из нескольких единиц одежды и небольшого сета украшений. Гостям самой первой презентации в Киеве сразу приглянулись необычные рубашки авторства Сони, однако безусловными хитами стали браслеты из латуни с позолотой, по форме напоминающие резинку для волос. С каждым новым выпуском количество одежды в арсенале Lutiki сокращалось, и в результате Соня сконцентрировалась исключительно на украшениях. По ее словам, каждый предмет Lutiki — особенный, он находит отклик в сердце пусть небольшой, но своей аудитории.
Lutiki
Таким же органичным способом развивается Inly, бренд с четким позиционированием и четко определенной нишей. Inly, основанный стилистом Инной Грицык, выпускает капсульные коллекции для отдыха и путешествий: лаконичные платья, рубашки, купальные костюмы и пару элементов верхней одежды спокойных оттенков. Капсула подразумевает небольшое количество вещей — ровно то, что необходимо сложить в чемодан в преддверии поездки. Ощущение, будто все уже сделали за вас: вы экономите не только ресурсы планеты, но и личное время.
Inly
Принципами slow fashion руководствовалась и Яна Оленич, разработав свой лейбл в 2016 году. Тогда Ochi Outerwear, а сегодня Olēnich (четыре года назад дизайнер осуществила ребрендинг) предлагает базовые монохромные вещи из высококачественных экологичных материалов. Идеально скроенные тренчи, рубашки и платья Olēnich вос- требованы во всем мире. Среди клиентов Яны — Кортни Кардашьян, Ева Чен, Ирина Шейк и многие другие.
Olēnich
Завидным списком знаменитостей может похвастаться и бренд Cultnaked, базирующийся во Львове. Вещи авторства Мэри Фуртас уже не единожды были замечены на Ариане Гранде, Кендалл Дженнер, Каролин Вриланд и Наталье Водяновой. Дизайнер периодически выпускает дропы, в которых сексуальность сочетается с комфортом. В процессе поиска этого баланса и родилась визитная карточка Cultnaked под названием Skort — ультракороткая юбка со скрытыми шортами.
Cultnaked
В качестве монобренда в свое время на украинском рынке появился Nebesite. Несколько лет назад дизайнер Таня Могила придумала модель объемного пуховика, фото которого в разных цветах и размерах за один зимний сезон взорвали просторы киевского инстаграма. Затем в Nebesite появилась и другая одежда: утепленные жилеты, рубашки и летние костюмы из плотной ткани, а еще пара вечерних платьев. На первый взгляд, в структуре капсул Nebesite нет логики: здесь автор действует скорее по ощущениям, доверяя своей интуиции, и успешность компании убеждает в верности избранной стратегии.
Nebesite
Молодой украинский бренд Duality сформировался лишь в этом году, но уже выработал четкие принципы. По словам основательницы Людмилы Герасимчук, каждой коллекции или капсуле будет присвоен порядковый номер, а тщательно продуманный силуэт и особый подход к выбору материалов позволит создавать одежду вне времени. В Edition №1 уже вошли хитро скроенные брючные костюмы, жакеты и платья на все случаи жизни.
Duality Edition №1
Такие производители не бьют рекордов по количеству подписчиков в соцсетях, не следуют модному календарю, однако несут определенные ценности и работают каждый в своей нише.
Less is more — этот простой принцип приносит ощутимый результат!