Из окон шоу-рума Versace на виа Джезу видна огромная горгона Медуза, выложенная мелкими камешками на полу атриума этого классического палаццо в центре Милана. Говорят, Джанни Версаче выбрал такой логотип, потому что мифическая Медуза влюбляла в себя с первого взгляда, раз и навсегда.
Карла Бруни, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Хелена Кристенсен на показе Versace SS 2018
Я здесь, чтобы пересмотреть вблизи коллекцию весна — лето 2018, которую только вчера показали на подиуме: громкий (и первый) трибьют Джанни Версаче, посвященный сорокалетию бренда и двадцатилетию со дня смерти дизайнера. Каждая комната отведена под определенную часть коллекции, вдохновленную культовыми изобретениями Джанни эпохи 90-х — расцвета его славы. Вот зал морского принта Le Tresor de la Mer (золотые ракушки и морские звезды на нежно-голубом и бирюзовом пастельном фоне), украшающего блузы, жакеты и купальники. Из него открывается вид на экспонаты (по-другому и не скажешь!), созданные по мотивам коллекции Warhol: платье с размноженными портретами Мэрилин Монро, расшитое вручную мелкими стразами, — почти дословная реплика с показа 1991 года. А юбка из коллекции Native American осень — зима 1992—93 оказалась такой сложной конструкции, что ее современный вариант не успели изготовить, поэтому Наташа Поли прошлась по подиуму в той самой, винтажной.
Деталь показа SS 1992
На лейбле каждой вещи помимо названия Versace указано название оригинальной коллекции: например, Baroque SS 1992, как на роскошных блузах из черно-белого шелка, украшенных золотыми вензелями. На особом постаменте — платья в пол из платинового ламе, в которых вчера закрывали шоу Карла Бруни, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Хелена Кристенсен. Замечаю, что платьев всего четыре. «Пятое все никак не пришлет Синди Кроуфорд, — в ответ на мое удивление поясняет пиарщица. — После показа она отправилась танцевать, а вы же знаете, во сколько просыпаются супермодели».
Синди Кроуфорд за кулисами Versace SS 2018
Кстати, эти девушки всегда соответствовали бренду: еще в 80-х дефиле Versace напоминали поп-концерт с суперзвездами на подиуме
и в первом ряду, а фото Джанни в объятиях Линды Евангелисты, Кристи Терлингтон, Татьяны Патиц и Стефани Сеймур — одни из самых узнаваемых. Супермодели, музыканты, актеры — вот она, семья Версаче, именно такую идею с того времени и до наших дней продвигает гениальная маркетинговая стратегия модного Дома.
Клаудия Шиффер на бекстейдже SS 2018
Семейный подход — залог успеха и в коммерческом отношении. Пока Джанни, а впоследствии Донателла занимались креативной частью развития Versace, их старший брат Санто разрабатывал стратегию: в частности, еще в 90-х инициировал участие Versace в Неделе высокой моды в Париже, чтобы выйти на один уровень узнаваемости с Chanel, Dior и прочими французскими гигантами индустрии. Тогда годовой оборот марки составлял 180 млн долларов, сегодня — почти 700, что свидетельствует о дальновидности этого «серого кардинала».
Наоми Кэмпбелл за кулисами показа Versace SS 2018
Свою первую коллекцию в качестве креативного директора Versace Донателла показала спустя всего три месяца после гибели брата. Сегодня она может отпраздновать собственный юбилей — двадцать лет в качестве главного дизайнера Дома. Наряду с архивами она унаследовала важный принцип: идти в ногу со временем и не бояться предлагать новые идеи, даже если они обречены на критику. «Для бренда очень важно иметь идентичность. Но еще важнее — развиваться, потому что в современном мире все меняется очень быстро», — говорит Донателла. Она преклоняется перед бумом технологий и перед миллениалами, ведь именно они — движущая сила моды и завтрашние покупатели. Знать, чего они хотят — самое главное, уверены в Versace. А они вместе с незатихающим трендом на 90-е требуют возрождения культовых вещей. Платья с разрезами, как у Лиз Хёрли и Кейт Мосс, шелковые легинсы с платочным узором, деним, ботфорты — какая Белла Хадид или Кендалл Дженнер устоит перед этими безвременными хитами? Да что говорить — сам оттенок millennial pink, конфетный розовый, был на подиуме Versace еще в 1990-м!
Донателла Версаче за кулисами показа SS 2018
В новой летней коллекции мы видим его переосмысление: розовый total look, от лодочек и кокетливых брюк до очков с тонированными стеклами. На постсоветском пространстве Versace до сих пор зачастую ассоциируется лишь с китчем и сексуальностью на грани допустимого, но для Джанни Версаче изначальный посыл заключался в другом. Модельер родом из простой семьи в южноитальянской Калабрии хотел подарить женщинам смелость самовыражения, силу и уверенность в себе. Своими экстравагантными образами он сыграл важную роль в эмансипации женщин и развитии феминизма 90-х, и его идеи созвучны сегодняшним. «Мое главное послание, которое я хочу транслировать миру, — это свобода», — говорил Джанни. Не зря он отправил моделей на подиум в финале своего показа осень —зима 1991—92 под песню Freedom Джорджа Майкла. Под нее же вышли в конце трибьют-шоу в Милане супермодели спустя 26 лет.
Этот показ Донателла устроила в Triennale di Milano — Миланском музее дизайна. И неспроста: именно здесь проходят выставки, посвященные творчеству выдающихся личностей моды, интерьера и архитектуры — от Этторе Соттсасса до Рика Оуэнса. Этим жестом она решила привлечь внимание мира к жизни Джанни и к его гению — в противовес печально известному убийству, показанному недавно в нашумевшем сериале «Американская история преступлений». «Этой коллекцией я хочу почтить брата как великого модельера и как неординарного человека. Он жил на полную — и всегда с улыбкой на лице. Его творчество — часть культурного наследия страны и источник вдохновения для современных дизайнеров, — подвела черту Донателла. — Эта коллекция — для тебя, Джанни!»