Sustainable fashion: как оставаться модным в эпоху перепотребления

Главный тренд сегодня — не цвет, не фасон и не стиль. Умы модных инсайдеров занимают проблемы экологии, отказ от натурального меха, ресайклинг, апсайклинг и другие идеи sustainable fashion. В вопросе разбирался Роман Тимофеев

Роман Тимофеев

Долгое время шопинг был моим любимым времяпровождением: я часами мог ходить по магазинам, выбирая одежду и обувь. Но недавно в моем гардеробе произошел кризис «Нечего надеть и некуда складывать». К решению проблемы я подошел серьезно и устроил ревизию шкафа по книге «Магическая уборка» Мари Кондо — теперь я получаю гораздо больше удовольствия не от покупок, а в момент избавления от вещей. Это созвучно глобальному тренду на модный аскетизм.

Но расставаться с одеждой, равно как и покупать ее, нужно осмысленно. Увы, официальная статистика неутешительна. На изготовление одной хлопковой футболки уходит более двух тысяч литров воды, одной пары джинсов — до семи тысяч. Наибольший урон природе наносит нефтедобыча и нефтепроизводство, но не все знают, что второе место в этом рейтинге уже много лет занимает легкая промышленность. При окрашивании тканей часто используются токсичные химикаты, которые затем попадают в воду. Вдумайтесь — в 2015 году было продано 62 млн тонн одежды! По прогнозам экспертов, к 2030 году эта цифра достигнет 102 млн тонн. При этом дешевые, но быстро теряющие свой товарный вид вещи из полиэстера разлагаются как пластик, а это значит, что выброшенный в мусор свитер будет отравлять почву ближайшие 150—200 лет. Такая статистика отрезвляет и побуждает нас пересмотреть свое отношение к шопингу. Что мы можем сделать для экологии прямо сейчас? 
 

  1. Осознанно, а не эмоционально подходить к покупкам и инвестировать в качественные вещи из натуральных материалов: они прослужат дольше и легко сочетаются между собой. Ориентироваться можно на образы блогеров, участвующих в Instagram-флешмобе #30wears, цель которого — составить хотя бы 30 разных комплектов с одной и той же вещью. 
  2. Ухаживать за одеждой и обувью, ремонтировать, а не покупать новое. 
  3. Давать вещам вторую жизнь: перешивать, дарить друзьям или отдавать на благотворительность — например, в магазины, которые снабжают одеждой нуждающихся или продают ее, а прибыль перечисляют в специальные фонды. Среди самых известных благотворительных магазинов такого формата — Laska Charity Store в Киеве и «Шафа добра» в Харькове.
  4. В поисках наряда для особого случая (выпускной, свадьба подруги, красная дорожка кинофестиваля) заходить в магазины и маркеты винтажных вещей или брать платье напрокат (некоторые украинские дизайнеры создают коллекции специально для Oh My Look!).

Маркеты винтажных вещей в Киеве

Если же вы не можете отказаться от ежесезонного шопинга, обратите внимание на марки, которым небезразлична судьба нашей планеты. Главными fashion-экоактивистками по-прежнему считаются британки Вивьен Вествуд и Стелла Маккартни. Например, Вивьен снимает короткометражки об ужасах консьюмеризма, финансирует программы по защите окружающей среды, регулярно участвует в митингах Greenpeace и даже свои собственные показы превращает в акции протеста, привлекая всеобщее внимание  к проблемам климатических изменений.

Sustainable fashion: как оставаться модным в эпоху перепотребления

В прошлом году еще целый ряд крупных брендов отказался от использования натурального меха. В их числе Burberry, Gucci, DKNY, Versace, Michael Kors и участники Лондонской недели моды. Шаг в сторону сознательной моды сделали в Chanel и Victoria Beckham, приняв решение отказаться от использования меха и кожи экзотических животных. К этой категории относятся крокодилы, ящерицы, змеи и скаты.

«Мы стремимся создавать более этичную моду и сокращать негативное влияние на окружающую среду. Такое решение отражает не только политику бренда, но и пожелания наших клиентов», — говорят в Victoria Beckham.

Идею sustainable fashion активно продвигает американская марка Reformation, в числе поклонниц которой — Рианна, Карли Клосс, Эмили Ратаковски, Кендалл Дженнер, Кайя Гербер и герцогиня Сассекская Меган. Все магазины и производственные помещения Reformation построены из экологически чистых материалов, компания инвестирует в программы по защите водных и лесных ресурсов, использует вешалки из переработанной бумаги и многоразовые холщовые сумки, а коллекции отшивает из этичных тканей с использованием современных технологий, позволяющих минимизировать расход воды и выбросы углекислого газа в атмосферу. Информацию об этих инициативах и ежегодный отчет, The Sustainability Report, бренд выкладывает в открытый доступ на своем сайте.

ReformationReformation

Отдельно хочется сказать о социально ответственном датском бренде Carcel. Дизайн минималистичных коллекций разрабатывает креативная команда в Копенгагене, а шьют эти вещи женщины, отбывающие заключение в тюрьмах Перу и Таиланда. «Среди главных причин женской преступности — бедность. Чаще всего это касается молодых матерей-одиночек с низким уровнем образования и доходов. Carcel помогает освоить им новую профессию и обеспечивает достойную зарплату», — говорят представители компании.  

CarcelCarcel

Переработка (ресайклинг) и повторное использование материалов (апсайклинг) — еще один способ минимизировать урон, наносимый окружающей среде. С 2015 года adidas выпускает кроссовки из переработанного пластика, которым переполнен Мировой океан, но особенно популярен этот формат в скандинавских странах. И речь не только о локальных экобрендах, но и о международных компаниях. Уже восемь лет шведский гигант масс-маркета H&M выпускает лимитированную коллекцию Conscious Exclusive из инновационных материалов. В этом году альтернативой натуральной коже послужили ткани, изготовленные из волокон ананасовых листьев, шелковая ткань из отходов производства цитрусового сока, а также вторично переработанные стекло и пластик. Капсула включает в себя одежду, обувь и аксессуары с фантазийными принтами на тему природы. Must-have — белый брючный костюм и топ с серебряным напылением. Кроме того, в апреле в магазины H&M по всему миру поступит в продажу новая весенняя коллекция, созданная исключительно из повторно использованных материалов. По заявлению генерального директора H&M Карла-Йохана Перссона, компания планирует полностью перейти на экоматериалы для всех линеек к 2030 году.

H&M Conscious Exclusive 2019H&M Conscious Exclusive

Спрос рождает предложение, и если мы как покупатели сделаем свой выбор в пользу сознательной моды, то брендам не останется ничего другого, как перейти на более этичные формы выпуска коллекций.

 

Читайте также: «3 украинских модных бренда, которые заботятся об экологии»


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали