Sustainable fashion: как оставаться модным в эпоху перепотребления

Главный тренд сегодня — не цвет, не фасон и не стиль. Умы модных инсайдеров занимают проблемы экологии, отказ от натурального меха, ресайклинг, апсайклинг и другие идеи sustainable fashion. В вопросе разбирался Роман Тимофеев

Роман Тимофеев

Долгое время шопинг был моим любимым времяпровождением: я часами мог ходить по магазинам, выбирая одежду и обувь. Но недавно в моем гардеробе произошел кризис «Нечего надеть и некуда складывать». К решению проблемы я подошел серьезно и устроил ревизию шкафа по книге «Магическая уборка» Мари Кондо — теперь я получаю гораздо больше удовольствия не от покупок, а в момент избавления от вещей. Это созвучно глобальному тренду на модный аскетизм.

Но расставаться с одеждой, равно как и покупать ее, нужно осмысленно. Увы, официальная статистика неутешительна. На изготовление одной хлопковой футболки уходит более двух тысяч литров воды, одной пары джинсов — до семи тысяч. Наибольший урон природе наносит нефтедобыча и нефтепроизводство, но не все знают, что второе место в этом рейтинге уже много лет занимает легкая промышленность. При окрашивании тканей часто используются токсичные химикаты, которые затем попадают в воду. Вдумайтесь — в 2015 году было продано 62 млн тонн одежды! По прогнозам экспертов, к 2030 году эта цифра достигнет 102 млн тонн. При этом дешевые, но быстро теряющие свой товарный вид вещи из полиэстера разлагаются как пластик, а это значит, что выброшенный в мусор свитер будет отравлять почву ближайшие 150—200 лет. Такая статистика отрезвляет и побуждает нас пересмотреть свое отношение к шопингу. Что мы можем сделать для экологии прямо сейчас? 
 

  1. Осознанно, а не эмоционально подходить к покупкам и инвестировать в качественные вещи из натуральных материалов: они прослужат дольше и легко сочетаются между собой. Ориентироваться можно на образы блогеров, участвующих в Instagram-флешмобе #30wears, цель которого — составить хотя бы 30 разных комплектов с одной и той же вещью. 
  2. Ухаживать за одеждой и обувью, ремонтировать, а не покупать новое. 
  3. Давать вещам вторую жизнь: перешивать, дарить друзьям или отдавать на благотворительность — например, в магазины, которые снабжают одеждой нуждающихся или продают ее, а прибыль перечисляют в специальные фонды. Среди самых известных благотворительных магазинов такого формата — Laska Charity Store в Киеве и «Шафа добра» в Харькове.
  4. В поисках наряда для особого случая (выпускной, свадьба подруги, красная дорожка кинофестиваля) заходить в магазины и маркеты винтажных вещей или брать платье напрокат (некоторые украинские дизайнеры создают коллекции специально для Oh My Look!).

Маркеты винтажных вещей в Киеве

Если же вы не можете отказаться от ежесезонного шопинга, обратите внимание на марки, которым небезразлична судьба нашей планеты. Главными fashion-экоактивистками по-прежнему считаются британки Вивьен Вествуд и Стелла Маккартни. Например, Вивьен снимает короткометражки об ужасах консьюмеризма, финансирует программы по защите окружающей среды, регулярно участвует в митингах Greenpeace и даже свои собственные показы превращает в акции протеста, привлекая всеобщее внимание  к проблемам климатических изменений.

Sustainable fashion: как оставаться модным в эпоху перепотребления

В прошлом году еще целый ряд крупных брендов отказался от использования натурального меха. В их числе Burberry, Gucci, DKNY, Versace, Michael Kors и участники Лондонской недели моды. Шаг в сторону сознательной моды сделали в Chanel и Victoria Beckham, приняв решение отказаться от использования меха и кожи экзотических животных. К этой категории относятся крокодилы, ящерицы, змеи и скаты.

«Мы стремимся создавать более этичную моду и сокращать негативное влияние на окружающую среду. Такое решение отражает не только политику бренда, но и пожелания наших клиентов», — говорят в Victoria Beckham.

Идею sustainable fashion активно продвигает американская марка Reformation, в числе поклонниц которой — Рианна, Карли Клосс, Эмили Ратаковски, Кендалл Дженнер, Кайя Гербер и герцогиня Сассекская Меган. Все магазины и производственные помещения Reformation построены из экологически чистых материалов, компания инвестирует в программы по защите водных и лесных ресурсов, использует вешалки из переработанной бумаги и многоразовые холщовые сумки, а коллекции отшивает из этичных тканей с использованием современных технологий, позволяющих минимизировать расход воды и выбросы углекислого газа в атмосферу. Информацию об этих инициативах и ежегодный отчет, The Sustainability Report, бренд выкладывает в открытый доступ на своем сайте.

ReformationReformation

Отдельно хочется сказать о социально ответственном датском бренде Carcel. Дизайн минималистичных коллекций разрабатывает креативная команда в Копенгагене, а шьют эти вещи женщины, отбывающие заключение в тюрьмах Перу и Таиланда. «Среди главных причин женской преступности — бедность. Чаще всего это касается молодых матерей-одиночек с низким уровнем образования и доходов. Carcel помогает освоить им новую профессию и обеспечивает достойную зарплату», — говорят представители компании.  

CarcelCarcel

Переработка (ресайклинг) и повторное использование материалов (апсайклинг) — еще один способ минимизировать урон, наносимый окружающей среде. С 2015 года adidas выпускает кроссовки из переработанного пластика, которым переполнен Мировой океан, но особенно популярен этот формат в скандинавских странах. И речь не только о локальных экобрендах, но и о международных компаниях. Уже восемь лет шведский гигант масс-маркета H&M выпускает лимитированную коллекцию Conscious Exclusive из инновационных материалов. В этом году альтернативой натуральной коже послужили ткани, изготовленные из волокон ананасовых листьев, шелковая ткань из отходов производства цитрусового сока, а также вторично переработанные стекло и пластик. Капсула включает в себя одежду, обувь и аксессуары с фантазийными принтами на тему природы. Must-have — белый брючный костюм и топ с серебряным напылением. Кроме того, в апреле в магазины H&M по всему миру поступит в продажу новая весенняя коллекция, созданная исключительно из повторно использованных материалов. По заявлению генерального директора H&M Карла-Йохана Перссона, компания планирует полностью перейти на экоматериалы для всех линеек к 2030 году.

H&M Conscious Exclusive 2019H&M Conscious Exclusive

Спрос рождает предложение, и если мы как покупатели сделаем свой выбор в пользу сознательной моды, то брендам не останется ничего другого, как перейти на более этичные формы выпуска коллекций.

 

Читайте также: «3 украинских модных бренда, которые заботятся об экологии»


Реклама

Популярні матеріали

10 фільмів, які варто передивитися цієї осені


Одна сумка, яку полюбили всі модниці цієї осені


Благодійні ініціативи до місяця обізнаності про рак молочної...


Читайте також
Популярні матеріали