Чем популярнее в модных кругах тема sustainable, тем чаще на красных дорожках можно увидеть знаменитостей в винтажных нарядах. Так, Гвинет Пэлтроу на недавно прошедшей церемонии «Эмми» была в платье Valentino 1963 года.
Марго Робби на «Оскаре» появилась в платье из кутюрной весенне-летней коллекции Chanel 1994 года.
Ким Кардашьян регулярно появляется в дизайнерских вещах конца 1980 — начала 1990-х. Thierry Mugler, Azzedine Alaïa, Versace, Jean Paul Gaultier: звезда реалити выбирает самые провокационные имена эпохи.
Хотя, надо сказать, к архивам модных брендов звездные стилисты присматривались еще задолго до того, как осознанное потребление стало трендом. Черное бархатное платье со вставками из белого шелка Valentino Couture, в котором Джулия Робертс получила «Оскар» за фильм «Эрин Брокович» в 2001 году, было представлено на подиуме в 1982-м.
«Ту оскаровскую трансляцию я смотрел в Риме, — рассказывал позже Валентино Гаравани, — и ждал появления Джулии до самого утра, надеясь, что она выбрала именно мое платье!»
Еще один знаковый винтажный наряд на «Оскаре» — расшитое кристаллами платье Christian Dior 1955 года. В 2006-м Риз Уизерспун в нем получила заветную статуэтку за роль в картине «Переступить черту». Актриса до сих пор хранит это платье и надеется, что именно в нем выйдет замуж ее дочь Ава. Носят винтаж Дженнифер Лопес, Пенелопа Крус, Натали Портман, Рианна и другие звездные модницы.
Выбирая «платья с историей», стилисты создают вокруг наряда звезды дополнительный инфоповод, а также минимизируют риск дабл-дрессинга, когда на красной дорожке появляется целый ряд знаменитостей если не в одинаковых, то в подобных платьях из текущей коллекции одного модного бренда. Так что винтаж — это не только про осознанность, но еще и про уникальность.
В 2019 году интерес общества к модному секонд-хенду перешел на качественно иной уровень. По данным Boston Consulting Group, рынок люксового винтажа растет в четыре раза быстрее, чем люкс в целом. А исследование компании-ресейлера thredUP свидетельствует, что основной рост сегмента секонд-хенда обеспечили миллениалы и поколение Z: на них пришлось соответственно 34% и 46% роста этого рынка за последние два года. Естественно, крупные игроки индустрии не могли остаться в стороне. Британский Selfridges совместно с Vestiaire Collective запустили онлайн-платформу, на которой можно купить, например, Rainbow Jacket из коллекции Thierry Mugler SS 1990 или платье Azzedine Alaïa «Mon Coeur est à Papa» сезона SS 1992, а также выставить на продажу ненужные дизайнерские вещи. Burberry при поддержке ресейл-платформы The RealReal создали программу, стимулирующую клиентов сдавать свои старые вещи в обмен на бонусы, которые они могут использовать при покупке новых, а Farfetch объявил о партнерстве с благотворительным проектом секонд-хенд Thrift+ и тестирует платформу для перепродажи сумок.
Конечно, одеваться в винтаж с ног до головы не стоит (разве что если вы идете на киевский «Ретрокруиз»). Вещи из модного прошлого лучше миксовать либо с базой, либо с ультрамодными аксессуарами. Так что речь о полном отказе от шопинга не идет. Но согласитесь — кутюрное платье, на создание которого были потрачены сотни часов ручной работы, не должно быть нарядом одного вечера. Меня радует тот факт, что сегодня ему дают вторую жизнь. Присоединяйтесь!