Опыт Мне давно нравился бренд Ami: я регулярно сохранял их фото в Instagram в папке wish list, следил за новыми поступлениями на сайте, а во время недавней поездки в Милан удачно купил со скидкой полосатый свитер, который собирает комплименты каждый раз, как я его надеваю.
Эта искренняя симпатия к бренду продолжалась бы и дальше (я уже задумывался о покупке вельветового костюма и пары рубашек с фирменным алым сердцем и буквой А), но тут мне в ленте попался на глаза пост моего знакомого Артема, которого я, честно говоря, недолюбливаю. Если коротко — его портрет отлично подошел бы для иллюстрации статьи «Высокомерный сноб». В том посте он в своем фирменном стиле рассуждал о чем-то важном, а на прикрепленном к тексту фото был запечатлен у барной стойки в рубашке с крупной буквой A (я уверен — он специально выбрал модель с большим логотипом, чтобы всем было видно издалека). Стоит ли говорить, что этой рубашки Ami в моем wish list больше нет. Артем — прекрасный пример анфлюенсера (слово, образованное от influencer и отрицательной приставки un-).
Теория Одной из первых о феномене анфлюэнсеров написала журналистка The Cut Мариса Мельтцер. Термин этот обозначает блогера, рекомендации которого вызывают отторжение, гнев и непреодолимое желание сделать наоборот: никогда не покупать выбранный им товар, не смотреть рекомендованный им фильм, не посещать его любимое кафе.
Анфлюэнсеров нельзя обвинить в некачественном контенте — они следят за трендами и хорошо ориентируются в актуальной повестке. Скандинавские фьорды, флешмоб #10yearschallenge, советы по саморазвитию, фото с милыми собаками — такие сюжеты гарантированно собирают лайки, и авторы этим активно пользуются.
Однако постепенно становится заметно, что посты в ленте 1) слишком вылизанные; 2) заточенные на хайп и не отображают реальных интересов человека; 3) неоригинальны и, что самое обидное, сделаны за деньги, а не по любви. Посты у таких блогеров могут начинаться с фразы «Вы часто меня спрашиваете...», хотя их никто ни о чем таком не спрашивал. Это просто топорная интеграция проплаченного продукта. Подписчики могут проглотить заказуху раз или два, но когда они понимают, что им постоянно пытаются что-то продать, начинается отторжение.
В этой связи брендам, которые делают ставку на звезд соцсетей, стоит внимательнее относится к выбору амбасадоров: анализировать количество лайков и характер комментариев под постами, а также tone of voice самого блогера.
Например, есть одна девушка, которая в сторис любит жаловаться и выяснять отношения с различными плохо ее обслужившими сервисами. Набор эксклюзивной косметики среди этих излияний «праведного гнева» смотрится странно. Со временем детали забываются и ты уже не можешь точно сказать, что ей не понравилось: помада или меню в новом модном ресторане.
Отдельно хочется сказать о тех, кто не брезгует рекламировать подделки. Недавно аккаунт, продающий «реплики французских духов», рекомендовал известный украинский телеведущий. На месте компаний, у которых с ним был долгосрочный контракт, я бы прекратил сотрудничество в срочном порядке. Все-таки качественный продукт — будь то немецкий автомобиль или американские кроссовки — не может стоять в одном ряду с фейками.
С каждым днем анфлюенсеров будет только больше – стать блогером и заработать легкие деньги хотят многие. Но не каждый готов «фильтровать» свой контент, делать его актуальным, полезными и хотя бы иногда бескорыстным.
Брендам придется следить, анализировать и вручную выбирать тех, кому можно доверять свои бюджеты. А мы с вами можем избавиться от надоевшего анфлюенсера в один клик. Достаточно нажать кнопку unfollow.