Как украинская мода за 20 лет стала частью мировой fashion-системы

Хронология событий

Мода — явление интернациональное и строгой географической привязки не имеет. Так принято считать, однако на деле при упоминании имени дизайнера в модной прессе или соцсетях рядом обязательно присутствует приписка о месте дислокации его бренда.

За последние несколько лет сочетания Kyiv-based и Ukraine-based стали появляться в международной fashion-прессе на регулярной основе. Украинские дизайнеры сегодня представлены на крупнейших платформах онлайн-шопинга, одежду и аксессуары их авторства с удовольствием носят топовые мировые селебрити. Инфлюенсеры всех мастей уже точно знают, что за джинсами, на которые сбегутся все стритстайл-фотографы, нужно идти к KSENIA SCHNAIDER, за шляпой как у Мадонны и Беллы Хадид — к Ruslan Baginskiy, а за льняным невесомым платьем для лучших фотографий в жанре «сними меня загадочно на фоне моря и кедров» — к Sleeper.

ukrELENA BURENINA

По случаю 20-летнего юбилея журнала ELLE в Украине, который, безусловно сыграл очень важную роль в развитии украинской моды, мы решили разобраться, каким было появление наших отечественных дизайнеров на мировой модной карте, и составить краткую хронологию событий. 

1991–1997

Украинские дизайнеры, появившиеся в первые годы независимости, сразу столкнулись как с глобальными, так и с локальными проблемами. Пробиться в расписание мировых Недель моды тогда казалось фантастикой: мир моды и сейчас синоним снобизма, а в те годы и вовсе был абсолютно закрытым комьюнити. Кроме того, на фоне постсоветского кризиса мало кто думал о дизайнерской одежде, а среди платежеспособного населения в 1990-х особым шиком и показателем статуса считались скорее Versace и иже с ними, но никак не локальные бренды. Исключение составляли разве что некоторые марки, работавшие по принципу элитного ателье. Например, мужские костюмы Михаила Воронина уже тогда пользовались большим спросом среди так называемых новых украинцев. Поэтому дизайнеры-первопроходцы (Лилия Пустовит, Сергей Бызов, Виктория Гресь и другие) в те годы свои коллекции создавали скорее вопреки обстоятельствам и в первую очередь из большой любви к искусству и моде. 

1997

Этот год стал переломным в истории формирования украинской fashion-системы. Ирина Данилевская, которая тогда была главным редактором журнала «Ева», организовала в киевском Доме актера групповые показы fashion-дизайнеров под названием Украинская неделя prêt-à-porter «Сезоны моды» (в 2005-м проект переименовали в Ukrainian Fashion Week). Открывала этот проект Лилия Пустовит — будущий президент Синдиката моды Украины тогда только вернулась после учебы и работы во Франции и создала свой именной бренд. 

Первые годы существования «Сезоны моды» были нишевым и закрытым мероприятием. Основным потребителем в основном были представители шоу-бизнеса и киевской богемы. Поэтому нередко больше внимания в коллекциях уделялось китчу и эпатажу, а не утилитарности.  

Начало 2000-х

Акценты начали смещаться, когда известные женщины-политики (включая Юлию Тимошенко), а также супруги высокопоставленных чиновников стали постепенно делать выбор в пользу одежды с пометкой Made in Ukraine и тем самым показали массовому потребителю, что местные дизайнеры могут создавать не только весьма оригинальные сценические костюмы, но и практичные и стильные вещи.

Весомый вклад в популяризацию украинской моды в те годы внес и дизайнер Андре Тан. Тогда помимо работы над брендом он был еще и телеведущим на популярных каналах. Его программы «Жертва моды» и «ПроFashion» весьма наглядно показали украинскому зрителю, что дизайнеры есть не только в далеком Милане, Париже и Нью-Йорке, но и на родных просторах. Показательными были не только высокие рейтинги этих телевизионных передач, но и тот факт, что когда в торговых центрах появились фирменные магазины a.Tan (второй линии Andre Tan), мало кто проходил мимо вывески с популярным именем.   

2010

Ukrainian Fashion Week и журнал Zefir учредили первую национальную премию в области моды Best Fashion Awards. За награду, которую присуждают тайным голосованием 30 fashion-экспертов, могут побороться не только дизайнеры с богатым послужным списком. Номинации «Прорыв года» и «Открытие года» за последние 10 лет явили миру немало талантов, которые сегодня занимают почетное место в пуле ключевых игроков украинской fashion-индустрии (в разные годы награду получали, например, Артем Климчук, Иван Фролов и Катя Сильченко).

укр брендыKatya Silchenko

В том числе благодаря духу соревнования, который сформировала эта премия в профессиональной среде, именно в этот период у украинской моды начинает формироваться своя узнаваемая концепция: на авансцену выходит минимализм, умеренное переосмысление кодов национального костюма, а также появляются первые бренды, специализирующиеся на монопродуктах.

2011–2014

В мировой моде начинает активно развиваться новое направление — streetstyle. Фотографы ездят по миру в поисках новых ярких героев, и Украина также попадает на карту их путешествий (во многом благодаря работе оргкомитета недель моды, которые приглашают их на свои мероприятия).

укр дизайнерыМногие украинские дизайнеры быстро понимают и принимают вызов времени и начинают одевать в свои наряды не только моделей для подиума, но и друзей брендов, которые приходят к ним на показы и попадают в объективы мировых фотографов. Кроме того, хорошим тоном среди редакторов и стилистов (понятия «инфлюенсер» тогда еще не было) становится брать с собой в командировки в Милан или Париж целый чемодан с нарядами от украинских дизайнеров и надевать именно их при выходе на показы и презентации, проходящие в рамках недель моды. Таким образом отечественные бренды получают первую порцию глобальной узнаваемости в мировой модной прессе. 

укр дизайнеры2014

Украина оказалась в топе новостей и стала центром повышенного интереса со стороны мировой общественности. В поле зрения попали и украинские дизайнеры, поскольку мир интересовали все аспекты жизни страны. Бренды стали ощущать свою значимость. Во-первых, о них массово начала писать мировая пресса (а не только публиковать streetstyle с сухим упоминанием названия). А во-вторых, в Украине в знак общей солидарности стало модно и почетно отдавать предпочтение местной продукции. Одежда Made in Ukraine автоматически попала в этот обновленный список потребительских запросов. Правда, возникла проблема: дизайнерские вещи априори не могли быть общедоступными. И тут в украинской модной индустрии произошло еще одно значимое событие — появление отечественного качественного массмаркета. Например, в 2014 году громко заявил о себе бренд Must Have, а впоследствии явление приобрело такие масштабы, что сегодня в самом центре Киева рядом с мировыми массмаркет-гигантами успешно функционирует мультибрендовый двухэтажный магазин «Всі.Свої», в ассортименте которого представлены только локальные бренды одежды и аксессуаров по доступной цене.

укр дизайнерыMustHave

2015 – 2018

Почувствовав свою востребованность, дизайнеры начинают постепенно менять подход и к презентациям коллекций. Fashion-показы перестали быть закрытым мероприятием, о котором знает лишь узкий круг клиентов бренда и профессионалы из индустрии. Они превратились в настоящие культурные события, которые обсуждает если не весь Киев, то уж точно гораздо больше людей, чем может вместить в себя площадка показа. Стоит вспомнить, например, показы коллекций Lake Studio в Ботаническом саду им. Фомина или их же шоу на киевском велотреке, провокационные постановки FROLOV в гостинице «Салют» или в парке Победы на Дарнице, финальное дефиле Jean Gritsfeldt по крыше поезда на железнодорожном вокзале.

ukrFROLOV

Некоторые бренды, укрепив свои позиции в Украине, выходят и на мировой уровень показов. Например, Litkovskaya впервые представили свою весенне-летнюю коллекцию во французской столице в 2017-м и стали постоянными участниками Парижской недели моды. Резидентом New York Fashion Week также является бренд BEVZA. 

укр брендыBEVZA 

Есть и те марки, которые выбирают в этот период другой путь к глобальной узнаваемости и успеху. В лучших традициях новой диджитал-реальности они делают ставку на маркетинг и пиар в соцсетях. Ruslan Baginskiy, Sleeper, IENKI IENKI, KSENIA SCHNAIDER рассылают свою одежду и аксессуары стилистам топовых инфлюенсеров, и теперь другие селебрити сами заказывают их изделия, мировые онлайн- и офлайн-ритейлеры заключают с ними крупные контракты, а уровень узнаваемости в мире у этих брендов все время только растет. 

2018 – наши дни

Местные ритейлеры тоже пересмотрели свое отношение к локальным дизайнерам. Например, крупнейший украинский универмаг ЦУМ выделил для отечественных брендов целый этаж. Так что теперь приобрести одежду украинских дизайнеров можно для любого события в своей жизни, и для этого вовсе не обязательно совершать турне по шоурумам — все собрано в одном месте.

 

 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали