«Легко быть модной в двадцать пять. А что делать, когда тебе пятьдесят?» — говорит мне мама, листая гид по главным трендам сезона в нашем сентябрьском номере. Так у меня появилась идея написать этот материал.
На самом деле последние лет пять в модной индустрии параллельно развиваются два направления: с одной стороны, дизайнеры заигрывают с миллениалами, а с другой — отдают дань уважения более взрослой (и состоятельной) аудитории. Прекрасный пример — совместный выход 21-летней Джиджи Хадид и 72-летней Лорен Хаттон на юбилейном шоу Bottega Veneta в 2016 году.
Сюда же можно записать триумфальное воссоединение легендарных топ-моделей 1990-х Синди Кроуфорд, Клаудии Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Хелены Кристенсен и Карлы Бруни под песню Freedom Джорджа Майкла в финале показа Versace в 2017 году и появление Моники Беллуччи на показе Dolce & Gabbana в 2018-м. В сезоне FW 2019/20 тема возраста звучала особенно ярко.
По данным британского ELLE, в этот раз моделей старше 50 лет участвовало на 33% больше, чем на показах SS 2019.
Кристи Тёрлингтон и Марк Джейкобс
Нью-йоркское шоу Marc Jacobs открыла 18-летняя Угбад Абди, а закрыла 50-летняя Кристи Тёрлингтон. Ее же Марк сделал лицом своей новой рекламной кампании. Во время показа Burberry 48-летняя Стелла Теннант вышла на подиум вместе с 21-летней Анок Яй. Дизайнер Симон Роша пригласила Хлою Севиньи, Дженни Ховорт и топ-модель 80-х Мари-Софи Уилсон-Карр представить ее новую коллекцию, вдохновленную образом художницы Луизы Буржуа, — женщины, которая, как говорит сама Роша, «была прекрасна в любом возрасте». Пять из 56-ти моделей шоу Balenciaga были старше 50 лет. «Сейчас, выходя на улицу в Париже, я вижу именно это», — пояснил свой выбор Демна Гвасалия. Кроме того, мы увидели больше моделей старше 60-ти: 69-летняя Пэт Кливленд в огненно-красном комбинезоне Hellessy, 63-летняя Патти Хансен в золотом смокинге Michael Kors Collection — список можно продолжать.
Появление возрастных моделей — логичное продолжение тренда на инклюзивность. Изначально внимание было приковано к расе, полу и телосложению — к тому, что наиболее заметно на подиуме, — но чем больше женщин в возрасте занимают руководящие должности (Ангела Меркель и Дайан Эбботт — в политике, Опра Уинфри, Джейн Фонда и Селин Дион — в шоу-бизнесе, Мерил Стрип, Сьюзан Сарандон и Изабель Юппер — в кино), тем чаще дизайнеры, фотографы, стилисты и другие инсайдеры индустрии обращают внимание на «моделей с опытом».
Селин Дион
«В чем смысл устраивать еще одно шоу, в котором молоденькие девушки идут по подиуму?» — спрашивает Томми Тон, стритстайл-фотограф и креативный директор бренда Deveaux, созданного Мэттью Брином и Андреа Тсао. Дефиле Deveaux стало одним из наиболее обсуждаемых не столько благодаря дизайну, сколько особому кастингу. «Мы хотели отобразить реальность и показать одежду на людях, которых вы обычно видите на улице», — говорит Тон. И какова вероятность, что вы встретите только тех, кому чуть меньше двадцати лет? Если кто и способен ответить на вопрос, так это Тон, который много лет снимает людей на улицах мировых столиц моды и теперь переосмысливает свой опыт стритстайл-фотографа в новом качестве: «Это серьезное демографическое исследование. Недостаточно просто разработать дизайн одежды. Вы не поймете, что делаете, пока не увидите эту одежду на обычных людях». Провести отвечающий таким требованиям репрезентативный кастинг оказалось непросто: нью-йоркские агентства не располагали большим выбором моделей в возрасте. «Было сложно, — признается Тон. — Мы хотели, чтобы модели передали суть нашей идеи. Они олицетворяют тех, кого мы представляем, создавая одежду».
Deveaux
Не отстают и украинские дизайнеры: новую коллекцию Марины Рыбалко во время недавно прошедшей Ukrainian Fashion Week демонстрировали представители Агентства взрослых моделей «Жизнелюб». «Наша главная миссия призвана показать, что красота — вне возраста, вне трендов и вне параметров. Красота — это внутреннее состояние человека, его отношение к жизни. На сегодняшний день в агентстве 38 моделей, от 50 до 83 лет. Мы всегда открыты к сотрудничеству с дизайнерами, режиссерами, фотографами, стилистами, рекламными и кастинг-агентствами. Мы мечтаем, чтобы у каждого успешного бренда была хотя бы одна кампания, построенная на эстетике возраста», — говорят в «Жизнелюбе».
На людей старше 50-ти в Великобритании приходится 47% потребительских расходов, а для отдельных брендов эта цифра может быть намного выше. Поэтому неудивительно, что владельцы люксовых конгломератов с помощью показов и рекламных кампаний начинают активно коммуницировать с теми, кто обладает большей покупательской способностью. 49-летняя Наоми Кэмпбелл снимается для Valentino, 45-летняя Кейт Мосс — для Alexander McQueen.
Выросшая репрезентативность не ограничивается модой. Косметические бренды — как стартапы, так и старая гвардия, — тоже правдиво показывают своих клиентов. В их числе компания L’Oréal, в рекламе которой снялась 74-летняя Хелен Миррен.
«Люди в мире моды пытаются разрушить возрастные стереотипы, но мы все еще склонны считать такое поведение скорее аномальным, чем нормальным. Мы смотрим на стильную 60-летнюю женщину как на единорога, вместо того чтобы признать: много 60-летних одеваются или, по крайней мере, хотят одеваться модно», — говорит 54-летняя инфлюэнсер Грис Ганем. Преподавательница йоги из Монреаля была удивлена своему успеху в инстаграме. «Я всегда интересовалась модой, поэтому еще в 2016 году дочь создала мне профиль, чтобы я следила за модными блогерами и стритстайл-фотографами». Сегодня же на саму Ганем подписано более 125 тысяч человек. Она любит Tibi, Maison Margiela и Celine времен Фиби Файло, а совсем недавно познакомилась с украинскими дизайнерами: во время Парижской недели моды Грис заглянула в шоу-рум Litkovskaya и осталась под большим впечатлением.
«С возрастом вы развиваете уверенность в себе и находите собственный стиль, в котором вам максимально комфортно. Поэтому я считаю, что мода должна учитывать весь возрастной спектр. Всеобъемлющая репрезентативность меняет наше понимание красоты. Это революция в индустрии», — уверена Грис.
«За последние пять лет мы увидели, что разнообразие необходимо на всех уровнях. И возраст — неотъемлемая часть этого процесса, особенно учитывая тот факт, что сегодня мы наблюдаем торжество женщин в возрасте на руководящих должностях в самых разных сферах жизни. И, откровенно говоря, зрелые женщины обладают большей покупательской способностью. Они представляют собой важную аудиторию для люксовых брендов», — пишет Стелла Багби, главный редактор The Cut.
Эту же мысль подтверждает скандальный выпуск «Осторожно, Собчак!», в котором представительницы «старого света» четко дали понять: их не устраивает ситуация, когда они тратят на шопинг в бутиках тысячи долларов, а вниманием и презентами бренды одаривают юных инстаграмщиц.
«Наша стратегия — не зацикливаться на возрасте», — подчеркивает Натали Кингхэм, директор по закупкам сети магазинов MatchesFashion.com, возрастная категория клиентов которых колеблется от 18 до 60+. «Мы думаем о разных женщинах и о том, чего они могут захотеть в любой момент жизни». Что советует Кингхэм?
«Просто чувствуйте себя комфортно. Не бойтесь пробовать одежду новых дизайнеров и новые модели. Не думаю, что возраст ограничивает потенциал быть стильной».
Следующий раз, изучая новые тренды сезона и размышляя, стоит ли их примерять на себе, попробуйте ориентироваться не на возраст, а на свое чувство прекрасного. Посмотрите на модные эксперименты Джулианны Мур, Дайан Китон, Кейт Бланшетт или Селин Дион — эти женщины появляются на светских мероприятиях в самых эффектных вещах из последних коллекций ведущих брендов и делают это легко и непринужденно. Уверен, вы справитесь не хуже — ведь вы читаете ELLE!