Исчезнут ли недели моды в ближайшем будущем

Недели моды сегодня переживают кризис жанра. Fashion-редактор ELLE Роман Тимофеев расспросил инсайдеров индустрии, что придет на смену модным шоу в ближайшем будущем.

В прошлом году мировое fashion-сообщество всколыхнула новость о том, что сразу две недели моды — Stockholm Fashion Week и Oslo Runway — объявили о прекращении своей деятельности.

«Отказ от традиционного формата был трудным, но обдуманным решением, — заявила генеральный директор Шведского модного совета Дженни Розен. — Мы должны забыть прошлое и стимулировать развитие актуальной модной платформы, сосредоточиться на создании инструментов для поддержки и подготовки индустрии к будущему».

В социальных сетях сразу же поставили диагноз: формат показов изжил себя, и в скором времени за скандинавами последуют все остальные. Экоактивисты, социалисты, феминисты и популисты с ходу предложили альтернативу: по их мнению, дорогостоящие шоу лучше заменить рассылкой фото- и видеолукбуков либо же онлайн-трансляцией, а сэкономленные деньги отдать на спасение детей Африки или в фонд по борьбе с гендерным неравенством. Но что действительно ждет индустрию, если недели моды перестанут существовать? Тысячи людей потеряют работу: модели, визажисты, фотографы, режиссеры-постановщики, декораторы, осветители, флористы, администраторы, курьеры и все те, кто каждый сезон задействован в организации показов. В Париж, Лондон и другие модные столицы перестанут приезжать богатые и знаменитые гости front row.

А это значит, что пострадает сфера услуг, в первую очередь отели. Те, кто пытались забронировать номер в разгар недели моды, знают, что миссия практически невыполнима: количество свободных мест тает с каждой минутой, притом что цены взлетают до небес. Убытки также понесут кафе и рестораны, спа-салоны и бутики. Так выиграет или проиграет наше общество, если недели моды останутся в прошлом? 

Но не будем сводить все к банальному расчету, ведь мода — это не только бизнес, но и искусство, которое может удивлять и вдохновлять.

«Показ колекцій — це квінтесенція, переконлива ілюстрація міждисциплінарності моди як напряму мистецтва. Це образи, музика, світлові інсталяції, архітектура, предметний дизайн, медіаарт і багато іншого. Моду, як і решту видів мистецтва, неправильно й некорисно споживати лише з монітора ґаджета. Якби цього було достатньо, ми не їхали б на Burning Man, до Канн чи на Sziget Festival. Тиждень моди працює за тими самими принципами: тут відбуваються спілкування спільноти, емоційна взаємодія й обмін енергіями. Як і бієнале у Венеції, тиждень моди — це зріз сучасного стану мистецтва моди. Це тенденції. Це меседжі. І артдилери, яких у fashion називають баєрами. Паралелі з мистецтвом і форматами мистецьких подій можна продовжити», — пишет глава Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская в своей колонке для don`t Take Fake, и с ней сложно не согласиться. История знает множество примеров, когда показ становился настоящим художественным высказыванием: на ум сразу приходит Александр МакКуин и его шоу 1998 года, в финале которого два робота с автомобильного завода обрызгали краской модель в белом платье-пачке.

К легендарным постановкам можно отнести показ Fendi на Великой Китайской стене в 2008 году, прощальное шоу Марка Джейкобса с каруселями и фонтанами для Louis Vuitton в 2013-м и, конечно же, грандиозные показы, которые Карл Лагерфельд устраивал для Chanel по всему миру. Такие мероприятия запоминаются на всю жизнь.

показ Fendi на Великой Китайской

Показ Fendi на Великой Китайской стене, 2008 год

Умеют удивлять и украинские дизайнеры. Национальный художественный музей, аллеи Ботанического сада, Киевс-кий велотрек — каждый сезон Олеся Кононова и Анастасия Рябоконь из Lake Studio устраивают показ в новом атмосферном месте. Во время недавно прошедшего UFW девушки пригласили светский Киев в здание Речного вокзала.

Показ Lake StudioПоказ Lake Studio

Жан Грицфельдт играл модную свадьбу в ЗАГСе, выводил моделей на лед и взлетно-посадочную полосу. В прошлом году Лиля Литковская устроила грандиозное шоу под открытым небом на ступенях бизнес-центра «Торонто». Но пальму первенства в номинации «Лучшая fashion-постановка» уже много лет удерживает Иван Фролов. У него танцевали стриптизерши, пел церковный хор и играл симфонический оркестр, а локациями служили школа, гостиница «Салют» и главный зал Дома учителя.

«Пока есть такие показы, как Frolov, после которых люди выходят вдохновлёнными, в состоянии катарсиса или со слезами на глазах, остальным есть с кого брать пример и куда расти. Лукбук неспособен закрыть эмоциональную составляющую моды. Фото не передадут атмосферу, не заменят тактильности. У меня неоднократно случались ситуации, когда в коллекции — нереально красивые вещи со сложной вышивкой или кроем, но на фотоотчете нет и половины из того, что я видела», — говорит организатор шоу с многолетним опытом Виктория Зубенко.

Показ Frolov

Показ Frolov

«Актуальны ли сегодня показы? Для меня ответ очевиден: сейчас они актуальны как никогда! Честно сказать, я не могу понять, зачем мы раньше их делали? Если вы захотите посмотреть мои коллекции до 2012 года, у вас ничего не получится. Их невозможно найти в интернете. Сегодня же, проведя показ, вы сможете пересматривать его снова и снова, а информация о нем будет жить в самых разных форматах годами», — говорит Эми Смилович, креативный директор Tibi. С ней согласен основатель агентства «Выше» Максим Некрасов, отвечающий за организацию нью-йоркских шоу Светланы Бевзы:

«Участие в NYFW послужило своего рода трамплином для Bevza. После пяти сезонов бренд стал полноправным игроком на международном рынке. Конечно, помимо показов ведется кропотливая работа каждую минуту, но само шоу — это мощнейший всплеск внимания. Нью-Йорк дал возможность охватить максимальную аудиторию. А это самое главное». 

Действительно, после показа количество упоминаний бренда увеличивается в несколько раз: этому способствуют журналистские обзоры коллекции для авторитетных изданий и публикации инфлюэнсеров (без них сегодня не обходится ни одно мероприятие) в соцсетях. Сможет ли дать такое покрытие рассылка лукбука? Сомневаюсь. 

С каждым годом интерес широкой публики к неделям моды только растет. Сегодня по масштабу и уровню подготовки они могут конкурировать с театральными постановками и концертами рок-звезд. Не зря презентацию мужской весенне-летней коллекции Balmain креативный директор Оливье Рустен совместил с музыкальным фестивалем Fête de la Musique, на который мог прийти любой желающий. В качестве хедлайнеров мероприятия Рустен пригласил Даррена Крисса, который исполнил композиции Queen, Rolling Stones, Rag’n’Bone Man и Years & Years. 

Показ Balmain

Показ Balmain

Сделать шоу доступным не только для инсайдеров, но и для всех интересующихся, решили в Британском совете моды. С этого года билет на некоторые показы в рамках London Fashion Week можно было купить. Первыми добровольцами стали Alexa Chung, House of Holland и Self-Portrait. Цены на билеты варьировалась от £135, место в первом ряду обошлось в £245. В стоимость также входило посещение арт-инсталляции BFC discoveryLAB, выставки Positive Fashion Designer и дискуссии с лидерами индустрии, в том числе актером Билли Портером и главой модного департамента Instagram Евой Чен.

«Это естественная эволюция формата данного мероприятия, — поясняет Кэролайн Раш, генеральный директор Британского совета моды. — В последние годы интерес зрителей к закулисью только рос. Открывая шоу для всех, мы намерены обеспечить дизайнерам новую аудиторию».

«Світові стане легше не тоді, коли ми закриємо тижні моди, а коли навчимо світ купувати якісний одяг, а не дешеві ганчірки, які шаленими темпами засмічують планету. Якісне за ідеєю й виробництвом живе довго», — резюмирует Ирина Данилевская. Учитывая ее многолетний опыт (Ukrainian Fashion Week существует уже 22 года), не вижу причин ей не доверять. Да здравствует мода! 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали