В прошлом году мировое fashion-сообщество всколыхнула новость о том, что сразу две недели моды — Stockholm Fashion Week и Oslo Runway — объявили о прекращении своей деятельности.
«Отказ от традиционного формата был трудным, но обдуманным решением, — заявила генеральный директор Шведского модного совета Дженни Розен. — Мы должны забыть прошлое и стимулировать развитие актуальной модной платформы, сосредоточиться на создании инструментов для поддержки и подготовки индустрии к будущему».
В социальных сетях сразу же поставили диагноз: формат показов изжил себя, и в скором времени за скандинавами последуют все остальные. Экоактивисты, социалисты, феминисты и популисты с ходу предложили альтернативу: по их мнению, дорогостоящие шоу лучше заменить рассылкой фото- и видеолукбуков либо же онлайн-трансляцией, а сэкономленные деньги отдать на спасение детей Африки или в фонд по борьбе с гендерным неравенством. Но что действительно ждет индустрию, если недели моды перестанут существовать? Тысячи людей потеряют работу: модели, визажисты, фотографы, режиссеры-постановщики, декораторы, осветители, флористы, администраторы, курьеры и все те, кто каждый сезон задействован в организации показов. В Париж, Лондон и другие модные столицы перестанут приезжать богатые и знаменитые гости front row.
А это значит, что пострадает сфера услуг, в первую очередь отели. Те, кто пытались забронировать номер в разгар недели моды, знают, что миссия практически невыполнима: количество свободных мест тает с каждой минутой, притом что цены взлетают до небес. Убытки также понесут кафе и рестораны, спа-салоны и бутики. Так выиграет или проиграет наше общество, если недели моды останутся в прошлом?
Но не будем сводить все к банальному расчету, ведь мода — это не только бизнес, но и искусство, которое может удивлять и вдохновлять.
«Показ колекцій — це квінтесенція, переконлива ілюстрація міждисциплінарності моди як напряму мистецтва. Це образи, музика, світлові інсталяції, архітектура, предметний дизайн, медіаарт і багато іншого. Моду, як і решту видів мистецтва, неправильно й некорисно споживати лише з монітора ґаджета. Якби цього було достатньо, ми не їхали б на Burning Man, до Канн чи на Sziget Festival. Тиждень моди працює за тими самими принципами: тут відбуваються спілкування спільноти, емоційна взаємодія й обмін енергіями. Як і бієнале у Венеції, тиждень моди — це зріз сучасного стану мистецтва моди. Це тенденції. Це меседжі. І артдилери, яких у fashion називають баєрами. Паралелі з мистецтвом і форматами мистецьких подій можна продовжити», — пишет глава Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская в своей колонке для don`t Take Fake, и с ней сложно не согласиться. История знает множество примеров, когда показ становился настоящим художественным высказыванием: на ум сразу приходит Александр МакКуин и его шоу 1998 года, в финале которого два робота с автомобильного завода обрызгали краской модель в белом платье-пачке.
К легендарным постановкам можно отнести показ Fendi на Великой Китайской стене в 2008 году, прощальное шоу Марка Джейкобса с каруселями и фонтанами для Louis Vuitton в 2013-м и, конечно же, грандиозные показы, которые Карл Лагерфельд устраивал для Chanel по всему миру. Такие мероприятия запоминаются на всю жизнь.
Показ Fendi на Великой Китайской стене, 2008 год
Умеют удивлять и украинские дизайнеры. Национальный художественный музей, аллеи Ботанического сада, Киевс-кий велотрек — каждый сезон Олеся Кононова и Анастасия Рябоконь из Lake Studio устраивают показ в новом атмосферном месте. Во время недавно прошедшего UFW девушки пригласили светский Киев в здание Речного вокзала.
Показ Lake Studio
Жан Грицфельдт играл модную свадьбу в ЗАГСе, выводил моделей на лед и взлетно-посадочную полосу. В прошлом году Лиля Литковская устроила грандиозное шоу под открытым небом на ступенях бизнес-центра «Торонто». Но пальму первенства в номинации «Лучшая fashion-постановка» уже много лет удерживает Иван Фролов. У него танцевали стриптизерши, пел церковный хор и играл симфонический оркестр, а локациями служили школа, гостиница «Салют» и главный зал Дома учителя.
«Пока есть такие показы, как Frolov, после которых люди выходят вдохновлёнными, в состоянии катарсиса или со слезами на глазах, остальным есть с кого брать пример и куда расти. Лукбук неспособен закрыть эмоциональную составляющую моды. Фото не передадут атмосферу, не заменят тактильности. У меня неоднократно случались ситуации, когда в коллекции — нереально красивые вещи со сложной вышивкой или кроем, но на фотоотчете нет и половины из того, что я видела», — говорит организатор шоу с многолетним опытом Виктория Зубенко.
Показ Frolov
«Актуальны ли сегодня показы? Для меня ответ очевиден: сейчас они актуальны как никогда! Честно сказать, я не могу понять, зачем мы раньше их делали? Если вы захотите посмотреть мои коллекции до 2012 года, у вас ничего не получится. Их невозможно найти в интернете. Сегодня же, проведя показ, вы сможете пересматривать его снова и снова, а информация о нем будет жить в самых разных форматах годами», — говорит Эми Смилович, креативный директор Tibi. С ней согласен основатель агентства «Выше» Максим Некрасов, отвечающий за организацию нью-йоркских шоу Светланы Бевзы:
«Участие в NYFW послужило своего рода трамплином для Bevza. После пяти сезонов бренд стал полноправным игроком на международном рынке. Конечно, помимо показов ведется кропотливая работа каждую минуту, но само шоу — это мощнейший всплеск внимания. Нью-Йорк дал возможность охватить максимальную аудиторию. А это самое главное».
Действительно, после показа количество упоминаний бренда увеличивается в несколько раз: этому способствуют журналистские обзоры коллекции для авторитетных изданий и публикации инфлюэнсеров (без них сегодня не обходится ни одно мероприятие) в соцсетях. Сможет ли дать такое покрытие рассылка лукбука? Сомневаюсь.
С каждым годом интерес широкой публики к неделям моды только растет. Сегодня по масштабу и уровню подготовки они могут конкурировать с театральными постановками и концертами рок-звезд. Не зря презентацию мужской весенне-летней коллекции Balmain креативный директор Оливье Рустен совместил с музыкальным фестивалем Fête de la Musique, на который мог прийти любой желающий. В качестве хедлайнеров мероприятия Рустен пригласил Даррена Крисса, который исполнил композиции Queen, Rolling Stones, Rag’n’Bone Man и Years & Years.
Показ Balmain
Сделать шоу доступным не только для инсайдеров, но и для всех интересующихся, решили в Британском совете моды. С этого года билет на некоторые показы в рамках London Fashion Week можно было купить. Первыми добровольцами стали Alexa Chung, House of Holland и Self-Portrait. Цены на билеты варьировалась от £135, место в первом ряду обошлось в £245. В стоимость также входило посещение арт-инсталляции BFC discoveryLAB, выставки Positive Fashion Designer и дискуссии с лидерами индустрии, в том числе актером Билли Портером и главой модного департамента Instagram Евой Чен.
«Это естественная эволюция формата данного мероприятия, — поясняет Кэролайн Раш, генеральный директор Британского совета моды. — В последние годы интерес зрителей к закулисью только рос. Открывая шоу для всех, мы намерены обеспечить дизайнерам новую аудиторию».
«Світові стане легше не тоді, коли ми закриємо тижні моди, а коли навчимо світ купувати якісний одяг, а не дешеві ганчірки, які шаленими темпами засмічують планету. Якісне за ідеєю й виробництвом живе довго», — резюмирует Ирина Данилевская. Учитывая ее многолетний опыт (Ukrainian Fashion Week существует уже 22 года), не вижу причин ей не доверять. Да здравствует мода!