«Я с ужасом думаю, что могу прийти к ситуации, когда живешь на две страны», — Святослав Вакарчук

24 августа на НСК «Олимпийский» после творческой паузы вернется «Океан Ельзи». Каким вернулся Святослав Вакарчук после жизни в Америке и путешествия в Японию, мы узнали чуть раньше

Портрет Святослава Вакарчука

Виталий Пасечник: Хочу спросить про Японию, из которой вы только что прилетели. Вы туда давно хотели. Почему?

Святослав Вакарчук: Я везде всегда давно хочу. Я очень когнитивный человек, который живет познанием. Для меня познание — один из самых важных процессов, который дает мне смысл жизни. И с возрастом это только усиливается. Потому что большинство эмоций, которые мы переживаем часто, приедаются.

В. П. Каких эмоций?

С. В. Которые часто повторяются. Например, от получения чего-то материального, очень желаемого. Моей первой машиной была Renault Laguna — подержанная, шестилетняя, которая стоила столько, сколько я мог себе позволить в то время заплатить. Моя нынешняя машина во много раз дороже. И лучше, даже нельзя сравнивать. Но не было у меня таких эмоций, как первый раз. И так со всеми материальными вещами, с квартирами и так далее. И я заметил, что с путешествиями все по-другому. С одной стороны, ты вроде бы и сидел в ресторане когда-то, и в отеле жил, и ездил с правым рулем. Но каждый раз это все равно новое. Потому что обычаи, люди, вещи — все по-другому. Япония в этом смысле, наверное, самая непохожая страна в мире. Поэтому я всегда хотел там побывать. 

В. П. И поехали именно сейчас.

С. В. Середина весны и осени — лучшее время для посещения Японии — у нас обычно были заняты гастролями. И это чуть ли не первая весна, когда я сам себе принадлежу. 

В. П. Ваши ожидания от поездки оправдались?

С. В. Я бы сказал, что получил больше, чем ожидал. В Японии содержание довлеет над формой. Европейская культура двояка. Что касается Украины, у нас очень часто форма довлеет над содержанием. Когда ты находишься во Франции или США, ты видишь или хочешь видеть Украину через много лет. То есть ты понимаешь, что если долго и правильно развиваться, мы можем к этому образу жизни прийти.

Когда смотришь на Японию, ты понимаешь, что это тот образ, к которому мы никогда не сможем прийти. Потому что это непохоже, это какая-то параллельная история. 

Святослав Вакарчук

В. П. Гулливер Свифта побывал в Стране великанов, лилипутов и только в одной реальной стране — Японии. Все говорят, что это совершенно другой мир.

С. В. Это выражается во всем. В использовании цветов и в их сочетании. Как говорят люди, как они одеты, как улыбаются. Можно пройти весь Токио пешком — и ты не увидишь ни одного окурка. Вообще не увидишь мусора. Самое интересное, что урн тоже нет. Куда девается мусор? Загадка. Насколько я знаю, культура у японцев такова, что они забирают его с собой. И это не просто правила, это внутренняя культура — они действительно себя так ведут. 

В. П. Я, когда представляю себе Японию, вижу Билла Мюррея из «Трудностей перевода» — в халате, в гостинице, в депрессии, напротив огромного панорамного окна, там японские небоскребы, реклама и ничего не происходит. Готовясь к этому интервью, я пересмотрел ваш последний клип «Без тебе». И там все эти поиски себя, бога, похожести...

С. В. Да, вы правы. 

В. П. ...И здесь я узнаю, что вы только вернулись из Японии.

С. В. «Совпадение? Не думаю...» Поиски себя и то, что мы уже год не играем концерты, и Япония, и масса других событий в жизни — это все, наверное, как-то связано. 

Святослав Вакарчук после Японии

В. П. Как вы справляетесь с поисками себя? 

С. В. Как все люди. Я уже говорил когда-то, что быть счастливым — это искусство баланса между тем, чтобы не хотеть слишком много и не хотеть слишком мало. И, возможно, сейчас я прохожу некоторое испытание, пытаясь восстановить этот баланс. 

В. П. Вы сами его нарушили?

С. В. Наверное, человек сам всегда все делает. Это слишком удобная позиция — говорить, что внешние обстоятельства виноваты. 

В. П. Года три назад мы почти всей редакцией ELLE обедали в одном из ресторанов Львова, а вы сидели за соседним столиком. И мы уже все блюда попробовали, наливку заказали, кто-то даже уехал, а вы, по-моему, даже свой кофе не смогли допить — такое количество желающих сфотографироваться, поблагодарить, взять автограф. О каком балансе можно говорить?

С. В. Для этого и нужны паузы. Очень помогают поездки в места, где меня меньше знают. Я сейчас пожил полгода в Америке, и это какой-то баланс возвращает.

Я с ужасом думаю, что могу прийти к ситуации, когда живешь на две страны, — это выбор многих публичных людей.

В одной стране Слава Вакарчук из фейсбука, твиттера, телевизора и стадионов, тебя все здесь знают, — и в другой стране, где Слава Вакарчук может быть собой, обычным человеком.

В. П. Почему с ужасом?

С. В. Потому что я патриот и даже не думал всерьез когда-нибудь не жить в Украине. Но я понимаю, что выезды — пускай не на полгода, а меньше, — в какой-то момент станут необходимыми. И с возрастом это усиливается. 

Вакарчук

В. П. И что делать, когда сам себе не принадлежишь?

С. В. Это всегда непростой экзистенциальный выбор. Первый вариант — условно говоря, уйти в отшельники. Уехать куда-то надолго. И потом, когда через пять лет о тебе забудут, возвращаться домой и продолжать жить тем, кто когда-то был кем-то. Это выбор многих, но он непростой, потому что ты нивелируешь свое эго. Или направляешь свое эго в какие-то совсем уже трансцендентные вещи и становишься просветленным. Но не все могут это сделать. Второй вариант — это продолжать, гнуть свою линию. Раз тебе бог дал талант, харизму, возможности — нужно продолжать. 

В. П. То есть вы сейчас в поисках баланса между эго и просветлением?

С. В. Абсолютно. 

В. П. И какие прогнозы?

С. В. В глубине души я догадываюсь, что это невозможно. Не зря многие великие книги пишут, что эго и гордыня — смертный грех, что они вообще не нужны, что это только мешает. 

В. П. При этом вы говорили, что без наглости, напористости человек не достигнет вершины. 

С. В. Даже больше скажу: талант для известности играет достаточно второстепенную роль.

Я вижу огромное количество людей, которые добились большого успеха, и при этом они лишены хоть какого-то музыкального таланта.

И ты понимаешь, что успех и талант — это вообще не коррелирующие вещи. К счастью, иногда это совпадает. 

В. П. То же вы говорили об экстравертах: что интровертам в этой гонке делать нечего.

С. В. Особенно в музыке. В живописи, например, другое дело — художник может быть интровертом.   Люди могут приходить на протяжении многих лет в галерею, хоть каждый день, смотреть на его работу, получать от нее свои эмоции, ощущать энергию автора. А концерт — это одноразовое, сиюмоментное действо, и если ты не экстраверт, то не сможешь людям отдать энергию. И мне кажется, этому нельзя научиться. 

Святослав Вакарчук

В. П. Да, я видел вас на концертах и сейчас на вас смотрю. Можно сказать, у меня нет сомнений в том, что вы — экстраверт (пока я это произношу, Слава два раза роняет на пол телефон и четыре раза меняет позу. — В.П.) Но вот ваш клип «Без тебе» — это самое интровертное видео, что я видел. 

С. В. Да, это так, но и нет — это не так. Как бы сказать, чтобы это не выглядело слишком сенсацией... Наверное, нужно говорить как есть: это про человека, который заблудился. Ты идешь по лабиринту и ты не знаешь, выберешься или нет. 

В. П. Но это же любимое занятие интроверта, разве нет?

С. В. Не обязательно. Если ты экстраверт, то бог дал тебе талант налаживать контакт с другими людьми, но не всегда с собой.

В. П. При этом клип очень американский. В том смысле, что поиск себя может быть по европейской схеме, она же вертикаль — ты переезжаешь, например, в Киев, забираешься наверх, снимаешь квартиру и начинаешь читать, писать и налаживать контакт с собой. Или горизонтальная схема, она же американская — за те же 0, которые в Европе ты тратишь на мансарду, покупаешь машину и едешь от океана к океану. 

С. В. По-моему, эта машина где-то так и стоила (смеется) — она столько раз глохла за время съемок. И да, мансард там не много. Согласен с метафорой. За все время, что я прожил в Америке — а это чуть меньше года, — могу сказать, что она очень разная. Это не всегда «Мальчишник в Вегасе» и не всегда «Завтрак у Тиффани». Иногда это про road trippin и про поиск себя.

В. П. Вы часто проводите встречи с молодежью здесь и в Америке. Вы их понимаете?

С. В. Больше чувствую. Думаю, лицемерием будет сказать, что кто-то, кому сейчас сорок плюс, искренне понимает тех, кому двадцать. Не хочу играть в эту игру — что я такой стильный молодой мальчик, только с седыми волосами, но я такой же, как вы. Нет, это неправда.

Я вообще меньше мозгом воспринимаю людей, больше чувствами. И когда прихожу в молодежную аудиторию, то пытаюсь поймать их энергию. И наверное, это удается. Раз им интересно.

Раз на концертах за последние двадцать лет я не помню, чтобы в первых рядах нашей фан-зоны не было тинейджеров. Они как были, так и есть. Их не становится сильно меньше. Просто они меняются в фан-зонах. А те, кто был с нами с самого начала, постепенно перемещаются с фан-зон на трибуны. 

В. П. Это правда. Вы говорите с человеком, у которого любимая песня «Океана Ельзи» — «Африка» (альбом «Янанебібув», 2000 г.)

С. В. Не могу обещать, но мы можем подумать над тем, чтобы сыграть «Африку» 24 августа на Олимпийском. Мы очень давно ее не играли.

В. П. А что еще на Олимпийском планируете? Это же будет ваше возвращение после годичной паузы. Чего ждать? Особенных гостей?

С. В. Скажем так, будет интересно не только поклонникам поп-музыки. 

интервью Святослава Вакарчука

Фото: Дмитрий Гончаров

Стиль: Наталья Осадчая

Продюсирование: Анастасия Белоус 

Макияж: Татьяна Овдиенко

Прическа: Маргарита Крыгина 

Ассистент фотографа: Тарас Лайко 


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали