Украинский бренд Bakhirka Apparel появился после запоминающегося путешествия, причем не только физического, по Южной Америке, но и путешествия внутрь себя. Создательница марки Катя Бахирка называет одежду не продуктом, а инструментом, с помощью которого можно выразить и выбрать свою идентичность.
В интервью ELLE Катя рассказывает о знаковых путешествиях, поисках гармонии со своим телом, а также о благотворительности, которая занимает не менее весомую часть ее жизни.
Идея создания бренда пришла к вам во время знакомства с племенами Амазонки. Что подтолкнуло вас к решению путешествовать?
Много лет назад, до того как я решила, чем хочу заниматься, у меня было ощущение, что я не принадлежу себе и не отождествляю себя с определенным местом или делом. Казалось, все вокруг знают, чего хотят, у всех есть определенный талант, направление в жизни, а у меня — нет. Было сложно почувствовать себя в своей тарелке в городской среде, в университете, среди ровесников. Я решила, что пришло время предпринимать какие-то шаги, следовать своей интуиции и слушать сердце. Точно не знаю, что подтолкнуло меня к решению путешествовать по Амазонке, но я почувствовала, что должна оказаться именно там, и не ошиблась.
Не так давно вы представили новую коллекцию Red Thread, а в Щербенко Арт Центре прошла ваша первая презентация. Как это было, какие эмоции вы испытывали?
Презентация коллекции была первым событием, которое прошло в Украине для друзей нашего бренда. Я была очень рада разделить пространство со всеми гостями, поделиться историей создания Bakhirka Apparel и дропа Red Thread. Для меня личные встречи — всегда ценный шанс вживую обменяться энергией с другими.
В своем Instagram вы часто упоминаете, что одежда Bakhirka Apparel «пробуждает и активизирует тело». А как вы относитесь к своему телу? Всегда ли вы находились в гармонии с ним?
Почти все духовные практики, с которыми я сталкивалась, кроме дзен-буддизма, рассматривают тело как инструмент для исследования себя. Я тоже считаю, что невозможно быть в гармонии с собой, если ты не находишься в гармонии со своим телом. Это касается не только внешних процессов нашей конституции, форм или размера одежды, но и внутренних процессов, таких как ритмы дыхания, пищеварение, состояние крови, мышц, суставов и прочее.
Я верю, что наши эмоции влияют на здоровье, поэтому человек, разговаривающий на языке собственного тела, осознает изменения в организме. В какой-то момент своей жизни я перестала носить неудобную одежду, обувь, перестала что-то требовать от своего тела, относиться к нему как к врагу и рабу. У меня исчезло ожидание того, что оно должно выглядеть определенным образом. Наверное, еще после рождения ребенка я начала относиться к своему телу как к храму, где мне безопасно и комфортно.
Накануне презентации вы вернулись из Перу. Почему для путешествия выбрали именно эту страну и какие были первые впечатления?
Впервые я попала в Перу в 2011 году, когда там еще была слабо развитая туристическая инфраструктура. Мне просто повезло оказаться в хорошем месте, куда я, можно сказать, поехала наугад. Перу — это мой второй дом, там я чувствую невероятную связь с землей. Джунгли тебя будто обволакивают и возвращают в лоно матери-природы. Там совершенно другой ритм жизни, очень рано темнеет и почти нет сети, поэтому ты большую часть времени наблюдаешь за жизнью гор, рек, леса и растений. Ритмы твоего тела и сознания тоже начинают перестраиваться, и появляется расслабленное, размеренное, ровное звучание. Будто отваливается вся суета, шелуха и тревога.
Как выглядела организация такой поездки, ведь вряд ли каждый желающий может пожить среди племен?
Когда я лечу с группой или со своим фондом The Deep Forest Foundation, беру минимум полгода на подготовку. Так как мы путешествуем по всей Южной Америке, есть очень отдаленные регионы и племена, которые требуют специального государственного разрешения для посещения. В таком случае мы работаем с учеными, антропологами, организациями, представляющими интересы коренных жителей, журналистами, переводчиками, которые помогают организовать поездку. Это долгий и часто сложный бюрократический процесс. Организация моей крайней поездки выглядела довольно просто, так как я летела совершенно одна и просто купила билет в свой любимый город Тарапото. Я решила ничего особо не планировать, просто примерно представляла, где буду жить и кого могу там встретить. Все сложилось наилучшим образом.
Ваши самые неожиданные открытия во время поездки? Изменил ли вас этот опыт?
Для меня каждая поездка в Перу — это открытие себя заново и возвращение утраченной частички своей души. Там я будто вспоминаю, кто я, для чего живу и чем могу поделиться с этим миром. Я была в очень красивом месте, которое называют «голубая лагуна» — El Sauce Lagoon. Там можно договориться с местными, чтобы тебя покатали на лодке вокруг лагуны, чтобы можно было хорошенько рассмотреть невероятные краски этого места. Пока мы плыли под жарким солнцем, я поймала себя на мысли, что являюсь абсолютно счастливым, целостным человеком, мое сердце просто разрывалось от любви и красоты. Я не смогла сдержать слез, мне совершенно искренне хотелось, чтобы каждый увидел то, что видела я своим внутренним и внешним взором.
Каждая ваша коллекция — это личная история. Стоит ли ждать дроп, вдохновленный полученным в Перу опытом?
Все, что я делаю, говорю, пишу, — это результат моего опыта и вдохновения, полученного во время путешествий по Южной Америке. Но как бы мне ни хотелось рассказать просто красивую историю, у таких путешествий есть и обратная сторона. Ты оказываешься в совершенно незнакомой среде, где тебя 24/7 грызут комары и мошки, не всегда есть привычные условия для проживания и гигиены, не работает телефон, постоянно мокрые волосы и вещи. Плюс нужно быть очень внимательным, чтобы не наступить на змею, жабу и насекомых, особенно ночью. Еще в джунглях бывает страшно и одиноко, потому что ты остаешься наедине с собой, своими мыслями и ощущениями, и от них некуда бежать, нечем себя отвлечь. Для меня это не самое сложное, но подобный образ жизни подходит не всем. Несмотря на все это, я чувствую, что после поездки получаю запас энергии, чтобы продолжать творить и создавать.
Вы — основательница The Deep Forest Foundation, организации, которая помогает коренным народам по всему миру. Что привело к идее создания фонда и помощи людям?
Я часто говорю, что The Deep Forest Foundation был всегда, мне просто посчастливилось придать ему определенную форму. После того как я впервые оказалась в Южной Америке, не смогла удержаться и начала возить с собой друзей. Часто, оставаясь в каких-то деревнях, мы видели, что людям не хватает простых вещей: холодильника, стиральной машины, каких-то бытовых удобств. Мы всегда старались перед отъездом оставить после себя что-то хорошее и нужное. Путешествуя в более отдаленные места, мы начали замечать более серьезные проблемы. Например, у людей нет чистой воды, не хватает домов для жизни, нет средств для перемещения, туалетов, электричества для обслуживания колодцев и так далее. Когда мы начали предоставлять крупную помощь и осуществлять большие проекты, нам понадобилась легальная юридическая структура. Мы очень аккуратно и медленно внедряем помощь, ведь это влияет на динамику развития общин.
Какие цели для себя ставит The Deep Forest Foundation на ближайшее время?
Сейчас фонд занимается строительством культурного центра в Бразилии — в Жордане, который называется Yuxibu Kayawa. Когда я познакомилась с Чана Икакуру, шаманом и президентом организации, представляющей интересы деревни и ее жителей, он сообщил, что это его мечта, ведь в деревне не хватает инфраструктуры, где старейшины и вожди племени могут передавать свои знания и обучать молодое поколение традициям племени Кашинава. Сейчас мы строим небольшие дома, кухню, экотуалеты и церемониальную малоку, где будет проходить основное обучение. Еще фонд постоянно курирует работы по установке солнечных батарей, чтобы у людей был доступ к чистой воде и электричеству без использования бензиновых генераторов.
Photograph: Анастасия Власова
Stylist: Варвара Барто
MUAH: Людмила Агаханова