НЕ ПРОПУСТИ: У ЛЬВОВІ ПРОЙДЕ ЛІТНЯ ВЕЧІРКА ELLE...

ФРАНЦУЗСКИЙ ПРИЕМ: 10 СПОСОБОВ СТАРЕТЬ КРАСИВО...

20 МЕЛОЧЕЙ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ...

КУДИ ПІТИ: 7 ПОДІЙ ЦИХ ВИХІДНИХ

«ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ МОЗГИ, ТЫ ПРОСТО ОБЯЗАН ИХ...

Раду Поклитару о сомнениях, зрителях и своем новом балете "Жизель"

Читайте интервью с создателем самого современного и самого обсуждаемого балета Украины

С Раду Поклитару — создателем KYIV MODERN BALLET — мы встретились накануне премьеры современной версии балета «Жизель». Мы проговорили больше часа и успели обсудить не только постановку, но и ее создание на берегу моря под пение чаек в Гааге. Мы сравнивали ремесло и творчество. Говорили об энергии и сомнениях. Обсуждали новые открытия, музей Васа в Стокгольме и книги Гарсиа Маркеса.

Самоопределение и творчество

Я — человек, умеющий делать танец. И языком тела рассказывать истории, которые заставляют зрителей сопереживать тому, что они видят. Мое первое детское воспоминание связано с тем, что я сидел в театре, наблюдал за репетицией мамы и катал игрушечную машинку по пыльным стульям зала. Пожалуйста, не романтизируйте хореографов. Мы не танцуем наедине с собой «Танец гнева», чтобы выпустить пар. Мы такие же, как и все. Вы ведь не просите писателя приготовить вам завтрак в стихах. Это же просто невозможно. Так и мы — обычные, творческие люди.

Ремесло, творчество и энергия

Мы в первую очередь ремесленники, а после художники. Я могу не гореть изнутри какой-то колоссальной идеей, но на качество ремесла это никак не скажется. Ремесло и сердце — не антонимы. Это просто два необходимых пазла для того, чтобы собрать общую картинку танца. Естественно, мы работаем не на заводе и не кладем плитку. В каждом нашем дне живет творчество, которое без сердца просто не может существовать. Качество итогового продукта не зависит от того, много у тебя энергии или нет. Бывает, что ты приходишь в зал уставшим и разбитым после трудового дня, и вдруг — создаешь нечто особенное. А бывает ты преисполнен энергией, влил в себя восемь чашек кофе, а ощущаешь себя в совершенном творческом тупике.

О репетициях

Чтобы донести до своих танцоров мысль, я обычно выражаюсь вот так: «Представьте, что в вашей душе низвергается ярость. Покажите мне это в танце — и в замедленной съемке». Я всегда прошу их выражать услышанное без моей помощи — самостоятельно. А сам остаюсь сторонним наблюдателем. На репетицию всегда прихожу с ощущением конкретной сцены, которую хочу сделать. С размытым образом в голове. Смутной картинкой. Таким себе поздним Моне. И мне важно быть услышанным и понятым своими танцорами.

Жизель. Создание

Я две недели провел в Гааге. Снимал квартирку, из окон которой было видно море. Так, как я моржообразный человек, после пробуждения ходил на море, купался, возвращался домой, открывал ноут и придумывал свою «Жизель». В полной тишине, спокойствии и чайками за окном. Чтобы сесть и потворить — нужно просто сесть и потворить. По-моему Пушкин говорил о том, что для того, чтобы писать стихи, нужно каждый день писать стихи. Вот такой вот незамысловатый секрет. И не стоит ждать, когда к тебе прилетит ангел и навеет гениальные строки. Такое крайне редко случается.

О сомнениях и балете

Несмотря на то, что у меня невероятный опыт за плечами, каждый раз, когда я прихожу на репетицию, чувствую себя совершенно бездарным. Как будто я маленький мальчик и никогда в жизни ничего не делал. Сделать первый шаг всегда трудно. И это великие муки, скажу я вам. Сомнения всегда присутствуют в моем творчестве. И как бы они меня не выматывали, я им всегда рад. Потому что как только они закончатся, я перестану быть хореографом. Я вообще считаю, что уверенно можно только вытачивать гайку на заводе, а в творчестве всегда должны быть колебания. KYIV MODERN BALLET для меня — это мой творческий дом. Это то место, куда я возвращаюсь всегда. И какие бы интересные путешествия меня не ждали впереди, экзотические страны не манили, я всегда приезжаю к себе домой.

О культуре и зрителях

Украинцы готовы воспринимать современную культуру. Мало того, они это доказывают каждый раз аншлагами в зале. Зритель всегда голосует тем, что покупает билеты. И я этому несказанно рад. Помню такой случай. Как-то после одного спектакля выходила толпа людей. И среди них шел маленький мальчик лет десяти. Билетёрша остановила его и поинтересовалась, понравился ли ему спектакль или нет. Он поднял на нее глаза, остановил все движение и со всей серьезностью сказал: «Это самый лучший спектакль, который я видел в своей жизни». Лучше похвалы и не придумаешь.

Об открытиях

Не так давно побывал в музее Васа в Стокгольме. И, скажу я вам, до сих пор под большим впечатлением. Это один из наиболее посещаемых музеев города. Основная экспозиция — огромный деревянный корабль, который затонул сразу же, как только вышел в море. Его подняли и специально для него построили музей. Если говорить про музыку, недавно для себя открыл первые симфонии Моцарта. Это что-то удивительное. Правда. Мне до сих пор непонятно, как Моцарт свою первую симфонию написал в четыре года? Как? В это время мальчики играют на улице и стреляют из рогаток. А он сидел и сочинял шедевры. После смерти Гарсиа Маркеса заставил себя прочесть «Сто лет одиночества». Совершенно затягивающая вещь. И чисто для работы перечитал «Лолита» Владимира Набокова.

О постановке «Жизель»

«Жизель» — среди самых популярных балетов — настоящий долгожитель. Премьера состоялась в 1841 году в Париже. И с тех пор прошло столько времени, а балет не устает собирать залы. Надеюсь, что не обману ожидания, если скажу, что будет пронзительно-трогательная история. Безмерно трагичная, но при этом очень светлая. Раньше всегда после премьеры было ощущение какого-то опустошения. Я себя чувствовал родителем, который воспитал ребенка, а он взял и уехал. Но с годами это ощущение прошло. Я стал черствея, пожалуй. И сегодня чувствую только гордость за проделанную работу. У меня есть такая особенность: несмотря на бессонные ночи накануне премьеры, ровно в шесть часов вечера — за час до начала — я перестаю нервничать. Я четко понимаю, что все, что мог сделать — сделал. Остальное — от меня не зависит.

Премьера балета «Жизель» состоится 9 и 10 апреля.

Прима-балерина Яна Саленко соберет мировых звезд балета на киевской сцене

Сергій Полунін їде до Києва, щоб презентувати фільм про себе

Яна Саленко о бесстрашии, любви с первого взгляда и мировой премьере балета "Марлен Дитрих"

Загрузка...