В последнее воскресенье апреля истинные ценители европейской эстетики первой половины ХХ века устраивают «Ретро Круиз» - давно полюбившийся киевлянам праздник хорошего вкуса и добрых традиций. В то время как гости фестиваля приводят в порядок свои твидовые костюмы и ретро-велосипеды, идейный вдохновитель и организатор события Марианна Факаc занимается последними приготовлениями в ботаническом саду им. Фомина. Кроме того, она находит время на танцы с дочерью, помощь бабушке в семейной студии арт-терапии, преподавательскую деятельность в школе живописи и собственный ретро-бар на колесах «Кураж Винтаж». О ностальгии по прошлым эпохам, династии художниц, английской литературе и, само собой, о работе над «Ретро Круизом» – в интервью ELLE.ua.
Праздник английского стиля
В этом году «Ретро Круизу» исполняется четыре года. Когда-то это был небольшой велопарад в английском стиле для друзей и единомышленников, а сейчас мы устраиваем масштабный фестиваль культуры, занимающий большую часть ботанического сада имени Фомина. Делают этот фестиваль искусствоведы, историки моды, художники, а участвуют в нем реставраторы, коллекционеры, антикварщики, музыканты, танцоры – в общем, по-настоящему творческий коллектив. Для меня это настоящий праздник, в котором крайне важна эстетическая составляющая.
В первую очередь, на «Ретро Круизе» идет речь о культуре отдыха и времяпрепровождения, об эстетике танца, музыки, дресс-кода – всего спектра атрибутов культуры первой половины двадцатого века. Конечно, я понимаю, что эта эстетика уже никогда не станет массовой, да это на самом деле и не нужно. На фестивале мы, по сути, играем в эту эпоху. Но для многих моих единомышленников это больше, чем просто игра. Я, например, живу в том времени так же, как и в сегодняшнем дне. В какой-то степени чувствую себя суфражисткой: когда-то девушки такого нрава пытались сломить ход истории в пользу наших сегодняшних реалий, а я делаю примерно то же самое, только в обратном направлении. Пытаюсь донести, что ретро – это не веяние и не мода, а стиль мышления и образ жизни. В Киеве всегда было принято выглядеть как леди и джентльмен. Хотелось бы напомнить об этих городских традициях.
Мой младший ребенок
«Ретро Круизом» я занимаюсь отчаянно, как и всем, во что влюблена. Каждый раз будто последний, по словам друзей. Вообще меня легко влюбить в себя, это мое слабое место. Заодно я расту вместе с проектом. Фестиваль для меня словно младший ребенок. Даже моя дочь Белла, которой 4,5 года, понимает, что она старшая. Такое вот гипертрофированное чувство заботы, переходящее в комплекс большой мамы.
После события, как правило, я просто исчезаю. Стараюсь не сразу включаться в другие проекты. Надеюсь, что мой годовалый бар «Кураж Винтаж» подождет, пока я восстановлюсь. На самом деле, хотелось бы научиться заниматься организацией отстраненно, без личной привязанности, но до этого, судя по всему, далеко. Мое рациональное Я очень устает после фестиваля, а эмоциональное ликует от радости. Настоящий Эверест чувств. Не из-за материального или другого успеха, ведь проект еще только становится на ноги, но благодаря пониманию, что ты смог сформулировать, донести мысль, которая впоследствии была услышана.
Причины и следствие
У меня очень сильная эмоциональная связка с «Ретро Круизом», потому что я делаю его в своем тайном саду – научной части старого ботанического сада. В детстве я ходила через «ботанику» каждый день, понимая, что за ограждениями еще прекраснее. Вечно пыталась перелезть, рвала колготки, повисая на заборах, но безуспешно. Я никогда не была спортивной девочкой, я играла на фортепиано и в театральной труппе. Поэтому даже охранники научной части не ругали восьмилетнюю малышку в очках и с папкой нот в руках за попытки попасть в запретную зону. Эта была моя terra incognita. И вот сейчас, когда тайное становится общедоступным, необходимо преодолеть некий внутренний барьер.
Вообще, если вспоминать детство, ощущение ностальгии мне знакомо с тех самых пор. Надо признаться, довольно тяжелая ноша, потому что это вечный источник хоть и приятной и светлой, но все же меланхолии. Уже тогда я тосковала по ушедшим временам, пыталась найти свои корни, была любознательна в историческом контексте, постоянно вспоминала сцены из прошлого. И так всю жизнь. Не то чтобы я была мистиком, но верю, что душа многое помнит. Сейчас у меня с Беллой происходят постоянные флешбеки. Узнаю себя в этом же возрасте.
Английская литература
Читать я научилась поздно, потому что для меня всегда читали родители. Первая книга, которую прочитала сама от корки до корки, – «Хоббит, или Туда и обратно» Толкина. На фоне невероятных полуфантазийных английских пейзажей автор объясняет, что такое добро и зло. Это была моя первая культурная инъекция. Если говорить о произведениях, связанных с тематикой ретро, вспоминаются «Таинственный сад» Фрэнсис Элизы Бёрнетт, английские детективы Агата Кристи, Алана Милна. Или Конан Дойл с его удивительной атмосферой эпохи. И хотя Шерлок Холмс и доктор Ватсон сейчас не на пике популярности, но парни они неплохие. Все они – мои «якоря».
Династия художниц
У меня художественная семья. Но, в отличие от остальных, я не практик, а теоретик живописи. Наверное, я выбрала профессию искусствоведа, чтобы ностальгировать профессионально. Бабушка, мама и дочь – живописцы, а младшая сестра – график. Дома картин больше, чем предметов быта, негде сумку положить. Это связано еще и с тем, что уже около двадцати лет у моей бабушки домашняя студия живописи, где я стараюсь помогать по мере временных возможностей.
В последние годы бабушкина школа трансформировалась в студию арт-терапии, куда приходят дети с аутизмом. Живопись – это инструмент самовыражения. Все как в жизни: результат важен, но ценен сам процесс. Ученики приходят к нам и начинают «месить» краски. Часто получаются настоящие картины. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что наша система и практика помогает больным детям как на начальных стадиях, так и на более сложных. Результаты потрясающие. Мне хотелось бы больше времени уделять студии. Когда круглые сутки занимаюсь «Ретро Круизом» или другими проектами, Белла и бабушка напоминают о том, что важно не забывать и о нашей школе. Вообще, мне часто кажется, будто я младшая в семье, потому что мои домашние женщины: бабушка, мама и сестра – все очень мудрые. Они всегда давали бесценные жизненные советы, а теперь еще и дочка присоединилась. Благодаря им не приходится искать свет в конце туннеля, потому что свет исходит от них и окружает меня повсюду.