«Культура благотворительности в Украине только начинает формироваться», — президент Parimatch Foundation Екатерина Белорусская

О культуре благотворительности, развитии будущего поколения, а также о корпоративной социальной ответственности бизнеса

Благотворительность и помощь тем, кто в нужде, — неотъемлемая часть развитого общества, которая помогает нам становиться лучше. О культуре благотворительности, развитии будущего поколения, а также о корпоративной социальной ответственности бизнеса — в интервью с Екатериной Белорусской, президентом Parimatch Foundation.

Екатерина, расскажите, что такое культура благотворительности? 

Культура благотворительности — это когда общество чувствует внутреннюю потребность помогать, а фонды и организации предоставляют комфортные способы это сделать. Это также о доверии и понимании ценности такого взаимодействия. 

Чем привычнее такие действия обществу, чем больше людей помогают благотворительным инициативам, тем выше культура благотворительности в стране или регионе.

Насколько развита эта культура в Украине?

Культура благотворительности в Украине только формируется. Люди все еще не доверяют некоммерческим организациям, и сейчас предстоит этот пробел заполнить. Когда будет доверие — тогда начнет формироваться и культура. 

В Украине распространена история, когда людям звонят по телефону и рассказывают, что кто-то умирает и срочно нужны деньги. Со мной такое было не раз. Ты чувствуешь, что не хочешь принимать в этом участия. Непонятно, откуда взяли твой номер телефона, что за человек тебе звонит, что за фонд. Это очень сильно отталкивает, и многие после такого не хотят взаимодействовать с некоммерческими структурами. Также, что часто случается при пожертвованиях, благодетели не получают фидбек на свою помощь и даже не знают, была ли спасена в итоге жизнь, за которую они тоже боролись.

Люди не любят, когда на них давят. Им нравится, когда до них спокойно доносят идеологию и ценность. Благотворительность — это добровольное дело, человек должен это делать осознанно и не всегда со слезами на глазах. Я прекрасно понимаю, что часто помощь нужна безотлагательно и от нее зависит чья-то жизнь, но разве не было бы эффективнее, если бы сумма на лечение уже была собрана? А ведь это возможно! Если, например, какое-то количество людей будет осознанно делать ежемесячные отчисления в фонд, который борется с лейкемией.

А когда люди жертвуют деньги на улице, это о культуре благотворительности? 

Нет, это скорее ее противоположность. Это одноразовое действие, которое, как правило, не приводит к изменениям. Когда человек дает 10 грн на улице, у него есть чувство, что он молодец, он помогает. Но, во-первых, эти деньги далеко не в полном объеме достаются просящему, за этим стоит целая организация. А во-вторых, даже если эти деньги достались просящему, то завтра вы все-равно найдете его на том же месте с протянутой рукой. Ведь обстоятельства, из-за которых он оказался на улице, не изменились.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что, например, не стоит покупать продукты пожилым, которым не хватает денег расплатиться на кассе. Но чтобы изменить ситуацию, лучше сотрудничать с организациями, которые уже работают в этом направлении и системно решают проблему.

Нужно приучать людей помогать системно, это и есть культура благотворительности. 

Какая культура благотворительности в западных странах и чем она отличается от нашей? 

Среднестатистический европеец регулярно делает пожертвования. Так, например, почти каждый третий житель Германии переводит деньги на счета благотворительных фондов, различных гуманитарных и церковных организаций. У нас же люди только начинают доверять благотворительным организациям.

Также для меня показатель состоятельности благотворительного сектора в Европе — это распределение пожертвований по сферам. Если украинцы в основном жертвуют на гуманитарную сферу — помощь нуждающимся, жертвам природных катастроф и войн, тяжело больным, — то европейцы наравне с этим поддерживают сохранение памятников и культурных объектов, защиту животных и окружающей среды, а также спорт.

Как привить Украине культуру благотворительности? С чего стоит начать?

Для формирования культуры благотворительности, в первую очередь, нужно обратить внимание на такие важные аспекты, как просвещение общества и открытость самого сектора.

Во-первых, некоммерческие организации и благотворительные фонды должны научиться выстраивать правильную коммуникацию и корректно взаимодействовать со СМИ. Конечно, это не всегда просто. Часто благотворительный фонд не может себе позволить нанять специалиста по коммуникациям, а если и может, то это не всегда хороший специалист. Ведь зарплаты в некоммерческом секторе не могут конкурировать с коммерческим, поэтому организациям приходиться перебиваться тем, что есть, или рассчитывать на временную помощь волонтеров-профессионалов.

Правильное взаимодействие со СМИ тоже важно. Медиа должны быть заинтересованы в освещении некоммерческого сектора. Сегодня средства массовой информации часто освещают благотворительные акции и марафоны только в связке со спонсором. Также журналистам интересно рассказывать про НКО, когда с ними взаимодействует государство. К сожалению, на то, чтобы осветить деятельность самих фондов, у НКО часто нет ресурсов. Фондам нужно научиться рассказывать о проделанной работе так, чтобы было понятно и ребенку.

Если идти дальше, то такая культура должна воспитываться с детства. Для этого необходима открытость педагогов и наличие методических материалов. Над последним еще много нужно работать, и это как раз таки — задача некоммерческого сектора. 

Parimatch Foundation системно работает с молодым поколением: мы хотим развивать детей и верим, что таким образом вкладываемся в развитие будущего своей страны. Наши благотворительные программы нацелены на то, чтобы дети выросли сознательными, здоровыми и всесторонне развитыми. С культурой благотворительности ситуация похожа. Сейчас много зависит от того, что мы вложим в головы молодому поколению. Что касается открытости самого сектора: благотворителям важно знать, как работают их деньги. Поэтому мы хотим, чтобы благотворительность была максимально прозрачной и простой, ведь никто не станет читать отчет на 200 страниц. 

Как бизнес может внести свой вклад в развитие общества, кроме как пожертвовать деньги благотворительной организации?

Когда дело доходит до помощи сообществу, у предприятий есть широкий выбор. Он варьируются от простых денежных пожертвований до предоставления долгосрочной поддержки социальным проектам. Конечно, один из самых простых способов помочь — сделать денежное пожертвование. Такого рода помощь очень легко предложить, и она позволяет получателю тратить деньги наиболее эффективным способом.

Компании могут проводить мероприятия по сбору средств среди своих потребителей, партнеров или сотрудников, а также спонсировать такие мероприятия. Воплощение может варьироваться от продажи открыток до более смелых, таких как прыжки с тарзанки или походы. Это к тому же прекрасный способ вовлечь сотрудников в поддержку сообщества и получить дополнительное преимущество в виде отличных возможностей для PR или маркетинга.

Также можно поддерживать муниципальные проекты. Благоустраивать парки и спортивные площадки, делать субботник и объединять сотрудников для сбора мусора или высадки деревьев.

И, конечно, не забываем о pro bono, когда компании могут выделять несколько часов рабочего времени своих специалистов для помощи благотворительным организациям. Такая помощь всегда очень нужна: разработать сайт или полезное приложение, написать хороший текст или помочь разобраться в юридических тонкостях. Ведь, повторюсь, большинство НКО не могут себе позволить высокооплачиваемых специалистов.

Что эффективнее: жертвовать деньгами или помогать навыками и временем? 

Эффективна любая систематическая помощь. Главное, чтобы вы чувствовали связь с организацией и вам действительно откликалось то, на что вы жертвуете. А время это или деньги — не имеет значения. Благотворительность не должна быть принудительной.

Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай із кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Апетитні кольори та інноваційні матеріали у новій колекції...


Читайте також
Популярні матеріали