
Эти фотографии короля были сделаны в 1999 году для обложки его альбома Invinсible и по условиям контракта должны были быть опубликованы спустя 10 лет. Все эти годы фотограф Арно Бани ждал возможности рассказать о часах, проведенных с Майклом Джексоном. Но после смерти звезды он отложил публикацию снимков еще на год: отказался от предложений журналов, от чеков с многочисленными нулями. Он хотел кого-то достойного. Им стал Пьер Берже, друг и партнер Ива Сен-Лорана, который предложил Бани издать книгу и устроить эксклюзивный аукцион* фотографий.
В 1999 году Бани 22 года, и у него в активе уже есть обложка для приложения Style журнала The Sunday Times. Модель на ней выглядела интригующе: так, будто пришла из Cредневековья и из будущего одновременно. Джексон увидел журнал в Лондоне и захотел такое же фото на обложку своего альбома.
И вот Арно Бани едет в Нью-Йорк. С собой у него лучшие образцы французского haute couture: вышивки от Франсуа Лесажа, одежда от Кристиана Лакруа, костюмы от Эди Слимана для Yves Saint Laurent. «Я поднялся на верхний этаж в сьют Майкла Джексона очень взволнованным. Меня обыскали, а затем сказали постучать. Дверь открыл он сам», — вспоминает Арно. Майкл, одетый в атласную пижаму, выглядит элегантно, как Хью Хефнер. Приветствуя Арно, звезда обнимает его. А потом тонким детским голосочком спрашивает: «Расскажи, какие у тебя идеи». «Мы вели себя как дети, — вспоминает Арно. — Майкл был чрезвычайно возбужден и, пока перебирал одежду, не переставал повторять: «Это мне нравится! И это нравится!»
Было решено: Майкл приедет на фотосессию к Арно в Париж в июне. Команда подбиралась, будто для секретной миссии агента 007: «Да, людей будет много, но имен называть не могу», — говорил Арно продюсеру моды Маиде Грегори-Боина, а также визажисту Тополино, стилисту по прическам Сэбу Басклю, художнику-постановщику Даниелю Адрику. В команде была и Фредерик Лорка, подруга Жан-Поля Готье, — большой человек в мире моды. Кроме нее, не было никого старше тридцати. Но всех объединяло огромное уважение к музыканту. Джексону в то время почти сорок, а его альбом вскоре станет самым продаваемым в истории музыки. Но он уже не та звезда, какой был когда-то. Обвинения в педофилии уже ранили его до глубины души.
Арно вовсю импровизирует на площадке: «Казалось, Майклу очень нравилось работать с молодой командой. Он говорил «да» на все, что мы ему предлагали!» И «нет» своему окружению. Его команда, например, считала, что одежда haute couture — это слишком дорого. Они даже показали Арно огромный сундук, забитый сценическими костюмами. «Это было похоже на одежду для выступления в цирке!» — с жаром восклицает Арно.
Майкл слушает фотографа во всем и заходит настолько далеко, что разрешает Сэбу Басклю отстричь свои длинные волосы, а Тополино — покрыть руку блеском, в память о своей знаменитой перчатке. «Мне никогда не доводилось работать с таким легким человеком, — вспоминает Маида. — Он был гораздо проще, чем Мадонна или другие звезды, с которыми я работала. Он доверял нам. Думаю, своим энтузиазмом мы напомнили ему молодость. Все для него было в новинку: Comme des Garçons, Йоджи Ямамото. Но что меня поразило больше всего: не зная имен, брендов, Майкл знал моду. Просто ее чувствовал. Он надевал какую-то вещь, и она на нем смотрелась так, будто была его собственной. Этот человек никогда не следовал моде, он был самой модой!» Джексон, который всегда вдохновлял дизайнеров — своими пиджаками в стиле милитари, мягкими ботинками и белыми носками, — после той съемки стал наслаждаться одеждой haute couture. Перед своим концертным туром This is it Джексон заказал обувь от Repetto и примерял наряды Рикардо Тиши для Givenchy.
«В какой-то момент Майкл вдруг «выключился»: словно свет погасили, — вспоминает фотограф. — Не покидало чувство, что он узник системы. Для меня пожить его жизнью хотя бы минуту было бы пыткой». Непонятый, недооцененный — таким его увидела команда Арно. Образ очень и очень далекий от того, что ожидаешь увидеть, прочитав название альбома: Invincible — «Непобедимый».
Может быть, поэтому для обложки был выбран другой кадр — с более привычным Майклом — из съемки фотографа Альберта Уотсона. Арно показал его совсем другим. В черном свитере, вышитом сотнями маленьких зеркал, Джексон выглядит тонким и элегантным — как если бы он уже был тенью самого себя.
Эксклюзивный аукцион Pierre Bergé & Associés пройдет в Париже 13 декабря. Каталог доступен с 20 октября, это совместное издание Editions du Chêne — Hachette Group. Больше информации на www.pba-auctions.com и www.pba-auctions-michaeljackson.com
Фото: Arno Bani / ©Vente Aux Enchères Pierre Bergé & Associés