Как мода за 20 лет стала частью глобальной индустрии: отвечают Ирина Данилевская, Лилия Литковская, Елена Пащенко и Лилия Пустовит

Рассказывают эксперты из разных областей фэшн-индустрии

Ирина Данилевская, Лилия Литковская, Елена Пащенко и Лилия Пустовит — знаковые личности в украинской моде. Мы решили спросить у инсайдеров из разных областей фэшн-индустрии, как украинской моде удалось за 20 лет закрепиться на карте мира, а еще пообщались на тему глобальной диджитализации и о перспективах устойчивого развития.

Ирина Данилевская,
глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week

Ирина Данилевская

Расскажите о моде в Украине 20 лет назад. Какой вы ее помните и насколько она изменилась сейчас? 

20 лет — огромный срок. Меняется страна, меняются люди, меняется мода. За 20 лет родилось новое поколение украинцев, живущих в Украине, но ощущающих себя частью мира. Мы стали более открытыми, более свободными, более уверенными в себе и в своем выборе. В том числе в выборе как нам выглядеть. Глобальный мир вызвал в нас желание быть непохожими на других. Индивидуальность и эксперимент — так я охарактеризовала путь, которым мы движемся, выбирая свой образ в течение последних 20 лет.

На ваш взгляд, сознательное потребление — одна из основных перспектив индустрии? 

Я считаю, что мы, Ukrainian fashion Week, активно демонстрируем, что sustainable fashion — безальтернативное будущее для всех. Для того чтобы sustainability стало будущим именно украинской индустрии моды, мы создали и регулярно проводим BE SUSTAINABLE! Fashion Sammit. Феномен украинской моды и Ukrainian Fashion Week еще и в том, что мы — индустрия молодая. Мы гибче и мобильнее «старого мира». Поэтому изменения в нашей индустрии происходят довольно активно. Предстоит сделать еще много. И самое главное — научить молодых, начинающих дизайнеров воспринимать sustainable fashion не как преграду, а как вдохновение и путь к новым возможностям. 

Sustainability лично для меня — это маркер состоятельности бренда. Если ты не проповедуешь одно или несколько направлений устойчивого развития, ты просто не сможешь состояться как бренд. Люди, готовые покупать дизайнерскую одежду, уже и так много знают о ее создателях. Они понимают, почему выбирают этот бренд, а не другой. И sustainable-составляющая понемногу становится важным аргументом в пользу выбора. 

Мы все находимся на гребне волны sustainable fashion, каторая была поддержана нашими дизайнерами по-разному. Мы не бросились все шить джинсы из переработанной ткани вслед за KSENIASCHNAIDER. Кто-то воспринял это как ответственность за сохранение крафтового ремесла (Artemklimchuk, FROLOV или GUNIA project). Кто-то отшил в коллекцию модели из ткани вторичной переработки (линия ARTISANAL от LITKOVSKAYA или трикотаж BEVZA). Для кого-то из дизайнеров пример моделей-трансформеров DZHUS — лучший путь к оптимизации производства и потребления. 

В основе проблемы существующего текстильного мусора лежит overconsumption. Несмотря на растущую тенденцию сознательного потребления, статистика говорит о том, что люди продолжают покупать много дешевой некачественной одежды. 40% этих вещей они надевали несколько раз или вообще не надевали перед тем, как выбросить. 

Дизайнерскую одежду выбирают сознательно, она живет в наших гардеробах долго благодаря своему качеству — качеству идеи и качеству производства. Именно поэтому я и считаю Ukrainian Fashion Week — место, где показывают коллекции высокого уровня, — правильной площадкой для разговора о сознательном отношении к производству и потреблению.

Ирина Данилевская

Можете согласиться с утверждением, что последние 20 лет — это отдельная эпоха в украинской моде? 

Для нашей индустрии отправная точка — первые сезоны Ukrainian Fashion Week в 90-х, когда и страна в целом, и дизайнеры в частности начали понимать, что мода в Украине есть. UFW дал дизайнерам ощущение стабильности и уверенности в том, что они будут востребованны. Мы начали знакомить украинцев и мир с украинской модой, а страна и мир учились ценить и носить украинское. 25 лет назад Ukrainian Fashion Week переживал этап активной, если не сказать агрессивной, пропаганды дизайнерской одежды в Украине. 

К началу 2000-х он сменился направленной международной деятельностью. Мы начали приглашать зарубежную прессу и влиятельных игроков европейской моды, «купили» на выставке Pret-a-Porter Paris, а через несколько сезонов и на знаменитой миланской WHITE пространства для украинских дизайнеров. В сентябре 2011 года в рамках Milano Moda Donna (Миланская неделя моды) мы представляли сразу 11 украинских брендов. Через несколько лет мы пригласили на Ukrainian Fashion Week редактора Vogue.com и получили ошеломляющую публикацию — 24 коллекции брендов-участников UFW. 

Новым этапом развития индустрии стало время, когда дизайнеры начали презентовать свои коллекции на «главных» неделях моды в Нью-Йорке, Милане и Париже.

2014 год стал решающим для украинских брендов-производителей одежды — украинцы начали массово покупать украинское.

Также справедливо будет отметить, что пандемия COVID-19 стала неким прорывом для модной индустрии. Условия, которые создал карантин и определенный экономический кризис, как бы парадоксально это ни звучало, во многом позитивно повлияли на развитие инструментов, технологий и коммуникации.

Какими качествами должен обладать дизайнер сегодня? 

Гибкостью, умением предвосхищать события, желанием понимать глобальность происходящих изменений и стойкостью. Стойкостью и смелостью оставаться собой.

 

Лилия Литковская,
дизайнер и создательница бренда LITKOVSKAYA 

Литковская

Расскажите о моде в Украине 20 лет назад. Какой вы ее помните и насколько она изменилась сейчас?  

В то время мир моды казался очень закрытым и недостижимым — попасть на показ было целым событием. Я хорошо помню, как доставались пригласительные через портных и конструкторов на первые показы Лилии Пустовит, Виктории Гресь и Каравай.

На ваш взгляд, сознательное потребление — одна из основных перспектив индустрии? 

Да, это действительно так, и это будет касаться абсолютно всех сфер и индустрий. Принцип сознательного потребления заложен в ДНК бренда LITKOVSKAYA — мы создаем вещи вне трендов и сезонов, которые наши клиенты носят уже даже не первый десяток лет. Для нас это лучший показатель того, что мы на правильном пути. Более того, мы стремимся давать вещам новую жизнь, перерабатывая их в полностью апсайклинговой линии ARTISANAL. 

Можете согласиться с утверждением, что последние 20 лет — это отдельная эпоха в украинской моде? 

Конечно, ведь первая плеяда дизайнеров строила эту эпоху с нуля на культурных пластах и традициях постсоветского пространства. Затем мы ступили уже на более прочный фундамент и пошли дальше, стали выходить на международный рынок, и теперь многие имена звучат на весь мир. У нас сформировалось свое видение и свой культурный код, которые стали узнаваемы далеко за пределами Украины, и я верю, что скоро наступит еще более интересная эпоха.

Литковская

Какой вы помните украинскую моду 90-х?

Вспоминается частная работа и индивидуальный пошив. Все клиенты украинских дизайнеров тех времен были сопричастны к становлению той индустрии, которую мы видим сегодня. Помню первые знакомства и культовый магазин тканей на улице Городецкого, где можно было встретить абсолютно всех, и я ходила туда посмотреть, как работают профессионалы. 

Какими качествами должен обладать дизайнер сегодня? 

Пытливостью ума, пониманием процессов, происходящих в моде, и интересом к мировой повестке дня, включая экономику, экологию и политику. Мода многогранна, она проявляется в других индустриях, равно как и сама отражает окружающий мир.

Диджитал изменил нашу жизнь в корне. Верите ли вы в глобальную диджитализацию? И как она отразится на моде, на ваш взгляд? 

Глобальная диджитализация уже произошла — мир к этому подтолкнула пандемия, и мы уже несколько сезонов проводим презентации в рамках Парижской недели моды в диджитал-формате. Конечно, диджитализация вносит свои коррективы, особенно в коммерческие вопросы. С одной стороны, бренды выигрывают в масштабах, но с другой — проигрывают в креативности.

Лилия Пустовит,

дизайнер и создательница бренда Poustovit 

Расскажите о моде в Украине 20 лет назад. Какой вы ее помните и насколько она изменилась сейчас? 

По большому счету в 90-х украинской моды как бизнеса не было. Мы создавали все с нуля, и, поскольку тогда не было Интернета и Instagram, главным источником вдохновения были поездки. Мне было намного легче, чем другим, потому что я жила и работала в Париже в модном Доме. Всеми своими знаниями я с удовольствием делилась, когда вернулась в 1997 году в Украину, ну и, конечно, с самого начала поддерживала UFW как главный двигатель моды в стране.

Стиль 90-х для меня в Киеве был слишком декоративным, специальным. Я старалась насаждать другую моду — лаконичную. Минималистичную. Я хотела, чтобы улицы Киева менялись, чтобы мой любимый город был все больше похож на европейский. Что, в общем-то, и произошло сейчас.

На ваш взгляд, сознательное потребление — одна из основных перспектив индустрии? 

Я совершенно уверена, что главный лозунг сейчас less is more. Что лучше делать меньше, но качественные, достойные вещи.

Можете согласиться с утверждением, что последние 20 лет — это отдельная эпоха в украинской моде? 

Учитывая, что до 90-х была советская мода, а потом постсоветская бандитская, то, конечно, последние 20 лет — это период зарождения и становления современной украинской моды.

Какой вы помните украинскую моду 90-х?

Она была ужасная, постсоветская. Украинская мода началась в 1998 году вместе с Украинской неделей моды.

Какими качествами должен обладать дизайнер сегодня? 

Как любой профессионал, он должен быть верен себе, открыт новому и уметь работать в команде. 

Диджитал поменял нашу жизнь в корне. Верите ли вы в глобальную диджиталицию? И как она отразится на моде, на ваш взгляд?

Мне кажется, это будет симбиоз. Что-то подобно physical&digital. Будущее — в их взаимном проникновении.

Елена Пащенко,

креативный директор и байер женской одежды Helen Marlen Mandarin 

Расскажите о моде в Украине 20 лет назад. Какой вы ее помните и насколько она изменилась сейчас?  

В 2000 году все о моде я узнавала из глянцевых журналов и передачи «Телевизионный центр моды». Тогда наряду с сюжетами об Иве Сен-Лоране и Кристиане Диоре можно было увидеть коллекции Алексея Залевского, Сергея Бызова и Лилии Пустовит. За 20 лет список украинских дизайнеров и брендов, которыми можно гордиться, сильно вырос. Это радует.

На ваш взгляд, сознательное потребление — одна из основных перспектив индустрии? 

Мне близок подход долговечных покупок, но пока в модной индустрии большинству интересна скорость, с которой одни модные кроссовки приходят на смену другим. Существует и много спекуляций на тему осознанности потребления и экологичного производства. Надеюсь, со временем мы все действительно станем делать то, что говорим и во что верим. 

Можете согласиться с утверждением, что последние 20 лет — это отдельная эпоха в украинской моде? 

На мой взгляд, за последние 20 лет в украинской моде много всего произошло, и пусть такой темп держится и дальше. За эти годы украинским дизайнерам точно удалось заявить о себе на весь мир. Теперь нужно выстроить успешный бизнес, наладить качественное производство и расширить карту продаж.

Какими качествами должен обладать дизайнер сегодня? 

Сегодня успешный дизайнер — это талант, понимание бизнес-процессов, способность постоянно генерировать новые идеи, хорошие коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Диджитал поменял нашу жизнь в корне. Верите ли вы в глобальную диджиталицию? И как она отразится на моде, на ваш взгляд?

Думаю, мы увидим еще больше благ диджитализации, но мне лично никогда так не хотелось качественного общения без экранов, как сейчас. Мода уже делится на два лагеря: одни стараются максимально быстро «распространить» свой продукт в Интернете, другие, наоборот, выбирают личный подход, только офлайн-магазины и минимальное упоминание в Instagram. Оба подхода имеют право на существование. Лично мне последнее время больше нравится второй.

Текст: Екатерина Попова и Иванна Петрович 
Коллаж: Дарья Вознюк

 

 

Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали