«Качественную и стильную пару обуви очень сложно произвести за полторы тысячи гривен» — интервью основательницы украинского бренда Point G

Мария Лемберг о предпринимательстве и сложностях запуска маленького бизнеса 

Бросить высокооплачиваемую работу и открыть свой маленький бизнес для души — как много людей мечтает поступить именно так. Но сколько из них действительно готовы рискнуть. Основательница украинского бренда обуви Point G Мария Лемберг советует тщательно взвесить все за и против, прежде чем запускать свой, пускай даже очень маленький, бизнес. О своем опыте проб и ошибок она рассказала в интервью ELLE.UA. 

Мария Лемберг

ELLE.UA Как ты решилась оставить финансовую сферу и открыть собственный бизнес?

Маша Лемберг На волне революции 2014 года я осознала, что трачу свое время не на то, чем действительно хотела бы заниматься. Сначала решила открыть кафе в родном Житомире с расчетом, что смогу управлять им дистанционно из Киева. (Смеется). Конечно же, ничего не вышло, потому что любой проект требует максимальной вовлеченности и на расстоянии делать это сложно. Кроме того, я узнала, что беременна двойней. Кафе я закрыла, но меня все равно не покидала мысль создать какой-то свой продукт. После Майдана появилось много локальных быстро развивающихся брендов, которые стали больше уделять внимание визуальным сочетаниям и соответствовать мировым тенденциям. Захотелось попробовать создать и свой качественный бренд. 

ELLE.UA Почему ты занялась именно обувью, а не платьями, например? И обучалась ли ты дополнительно, прежде чем открыть этот бизнес? 

М. Л. В этом и заключается ирония. Я ничего не знала о моде и обуви, все мои знания были сконцентрированы только в области финансов. Мой профиль определило то, что друг семьи занимался мужской обувью и была возможность на его базе открыть собственное производство. Оглядываясь назад, понимаю, что лучше начинать запуск все-таки на аутсорсе. Хотя на карантине собственное производство стало большим плюсом. Мы были очень мобильными и ни от кого не зависели, соответственно могли быстро переориентироваться на то, что нужно клиентам: моментально поменять модели, которые производили, и работать по предзаказу. 

  • Point G
    Point G
  • Point G
    Point G
  • Point G
    Point G

ELLE.UA Вы работаете больше в сегменте масс-маркет или все-таки это премиум-сегмент? 

М. Л. Запускались мы как масс-маркет бренд, но когда стали заниматься производством, поняли, что не готовы к компромиссам. Например, выбирая подкладку, мы всегда отдаем предпочтение более дорогим и качественным материалам. Масс-маркет — это обувь, которую женщина носит максимум один сезон, чтобы потом не жалко было выбросить.

Когда ты на производстве видишь, как каждую пару вытягивают, клеят руками подошву, становится жалко, чтобы ее выбросили через три месяца. 

Мы стараемся сделать нашу обувь не однодневным продуктом, вкладываем в нее столько труда, что она автоматически не попадает в сегмент масс-маркета. Год назад мы с этим смирились и перестали конкурировать с большими глобальными брендами вроде Zara. Осознали, что наша сила в локальности, в том, что можем создавать очень сложные модели, находить способы их производства, комбинировать цвета, которые в масс-маркете не комбинируются, потому что они создают больше универсальные модели.

Был момент, когда мы наслушались лекций консультантов и тоже пробовали уйти в простые цвета и формы. Ничего из этого не продалось. Весь товар очень долго лежал на складе, в итоге часть мы отдали на благотворительность, потому что не было даже ресурсов попытаться это продать. При этом все наши смелые эксперименты получают хороший отклик у клиентов. 

Point G

ELLE.UA Может ли хорошая обувь стоить полторы тысячи гривен?

М. Л. Достигнуть такой цены используя качественные материалы возможно только при реализации стотысячной партии. В таком случае, для бизнеса имеет смысл продавать большой объем с очень маленькой маржинальностью. Условно заработать один доллар на миллионе пар. Но чаще всего, обувь за полторы тысячи выполнена из синтетических материалов. 

Если делать продукт в Украине за такую цену, то скорее всего комплектующие будут покупаться тоже здесь. А поскольку наша страна отстает на год-два от глобальных трендов, по форме это будут более универсальные модели. Создать трендовую модель означает вкладывать каждый сезон деньги в новые колодки, подошву. Это постоянный процесс инвестиций.

Качественную и стильную пару обуви очень сложно произвести за полторы тысячи гривен. 

ELLE.UA Какой ценовой сегмент у Point G?

М. Л. Туфли у нас стоят от 2500 до 2800 гривен, осенние модели от 3700 до 4300 гривен, зимние чуть дороже. Для нас с самого начала было важно, чтобы женщина могла себе позволить купить нашу красивую и стильную обувь. Мы специально не пошли в премиум-сегмент. 

Point G

ELLE.UA Кто разрабатывает модели для бренда и как проходит этот процесс?

М. Л. К сожалению, я не умею сама разрабатывать и придумывать. Поэтому после мировых модных показов, мы вместе с командой анализируем тренды. Если видим, что в моду входят квадратные носки, начинаем искать колодки с квадратными носками. Если не находим поставщиков, создаем их самостоятельно. Затем наш модельер прорисовывает наши идеи и пускает в производство со всеми прописанными нюансами: миллиметры, количество ниточек, цвет. То есть разработка моделей — это всегда совместная работа.

Если я, например, предлагаю запустить в производство трендовую сейчас массивную обувь, но идея не найдет отклик, я прислушаюсь к команде.

ELLE.UA Сколько нужно денег, чтобы запустить такой бизнес и когда эти инвестиции окупятся?

М. Л. Честно говоря, я не знаю, когда этот бизнес себя окупит. Запуск бизнеса — это длинный путь проб и ошибок, особенно, если раньше в этой сфере ты не работал. Придется столкнуться с серией иллюзий, в которых ты жил. Так получилось у нас. Мы думали, что обувь можно делать достаточно просто и дешево: сейчас вложим пять тысяч долларов и взлетим! Но нет, за пятью тысячами уходит еще пять, и еще много раз по пять. (Смеется). 

Бизнес — это очень волнообразный процесс. Мы, например, сначала все усилия вкладывали в продукт и развивали его. Потом поняли, что продукт классный, но о нем никто не знает, поэтому фокус сместился на маркетинг. Когда все свои ресурсы тратишь на продвижение бренда, упускаешь из виду командообразование. Когда разобрался с командой, нужно срочно переключиться на производство, потому что скоро новый сезон. Параллельно происходят финансовые процессы. Это постоянный цикл переключения фокуса внимания несмотря на то, что у тебя маленький бренд обуви. 

Point G

ELLE.UA Как тебе удается заниматься бизнесом, воспитывая при этом четверых детей? 

М. Л. Мы всегда шутим, что любой, кто попадает в поле зрения нашей семьи, автоматически становится нянькой хочет он того или нет. (Смеется). Без помощи действительно никак, поэтому я очень благодарна нашим с мужем родителям, всем близким, которые всегда готовы помочь и подстраховать. Тем более, что параллельно я еще работаю фасилитатором — помогаю компаниям создавать бизнес-стратегии, и около шести лет занимаюсь запуском социальных проектов для детей. 

Сейчас мне чуть проще, потому что детки уже ходят в школу и садик. Я уже говорила, что доверяю своей команде, поэтому если выпаду на неделю, они спокойно справятся со всеми задачами. Могу не присутствовать каждый день в шоуруме или на производстве. 

ELLE.UA Какие советы ты могла бы дать тем, кто хочет открыть свой бизнес? 

М. Л. Подумайте десять раз, прежде чем это сделать. Степень ответственности при запуске своего бизнеса возрастает в десятки раз. Работая в компании, где ты выполняешь определенную функцию, твоя зона ответственности очень ограничена и понятна. Когда ты начинаешь заниматься предпринимательством, границы обязанностей размываются. Ты ответственный за все и обязан всем. Согласно статистике, в течение года выживает всего десять процентов стартапов из ста, поэтому человек, который хочет заниматься предпринимательством, должен отдавать себе отчет, что шанс его бизнеса выжить — десять процентов. 

Точно не стоит открывать свой бизнес сгоряча, потому что я обиделся на начальника. Отдавайте себе отчет с кем вы начинаете свое дело — с прикольными ребятами или с экспертами в своей сфере, это поможет сэкономить деньги. Еще прежде, чем запуститься, — умножьте на пять сумму инвестиций, которую собираетесь вложить. Есть ли у вас эти деньги и будет ли вам на что кормить семью, если не получите ожидаемый результат.

Мой личный вывод еще заключается в том, что стоит открывать бизнес в рамках своей экспертизы. Когда человек работает в одной сфере и резко перемещается в другую, ему понадобится много времени, чтобы стать экспертом и здесь.

Мария Лемберг

ELLE.UA Сложно ли вести бизнес в Украине?

М. Л. Тяжело, но я не уверена, что проблема в нашей стране. Мне кажется, иногда мы просто начинаем вести бизнес, который не соответствует потребностям. У людей, которые начинают предпринимательство, не хватает экспертизы и аналитики своего потенциального клиента. Ведь бизнес — это всегда про удовлетворение потребностей людей.

В предпринимательстве очень много иллюзий, воздушных замков, которые люди для себя строят. Они не понимают, что стоит за этим процессом, а когда не получают нужный результат — разочаровываются.

Если ты предприниматель, то это не означает, что априори ты зарабатываешь большие деньги. Не обязательно быть рисковым парнем или девушкой. Можно просто заниматься любимым делом в рамках какой-то компании и быть лучшим экспертом своего профиля. Хотя свой бизнес — это мощный тренажёр для личности. Я искренне желаю успеха всем, кто решился развивать своё дело. 


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай з кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали