Интервью с призером Берлинале Сергеем Михальчуком

Украинский кинооператор Сергей Михальчук стал обладателем «Серебряного медведя» за работу над фильмом «Под электрическими облаками». Поздравляем Сергея с победой и вспоминаем его интервью для ELLE.

Если говорить об операторском искусстве в духе спортивных терминов, Сергей Михальчук — первая камера страны. На его счету более десяти фильмов, работа с Алексеем Германом-младшим и Валерием Тодоровским, призы международных фестивалей, Государственная премия имени Александра Довженко и много других побед.

Встретиться с ним непросто: между бесконечными разъездами он постоянно занят на съемках в Киеве. «Нужно буквально несколько часов отдохнуть, а то больше суток снимали, — почему-то извиняется Сергей. — Подъеду, куда вам удобно». Встречаемся поздним вечером в кафе на старой киевской улице.

«Пока не видите картинку, RED впереди планеты всей, но «Аррифлекс» намного лучше...» — на этой фразе включаю диктофон. Здорово говорить о камерах с человеком такого уровня мастерства. С детства Сергей хотел — именно хотел, а не мечтал — быть фотографом, чтобы увидеть мир. Так появилась цель окончить мореходку: «Мне казалось, можно всю жизнь ничего не делать, путешествовать». Может, и стал бы штурманом, но в 1986-м получил травму, пришлось прожить больше полугода в поселке под Евпаторией. Суровое море и унылое побережье не лишили желания путешествовать. Впрочем, быть штурманом перехотелось.

Страшнее всего было на Гаити. Проще погибнуть где-нибудь героем, чем бесславно, став пищей для кого-то.

Мечта быть фотографом привела к изучению операторского мастерства. Получить качественное образование можно было во ВГИКе или в Институте им. Карпенко-Карого. В Москве Сергей учился год и вернулся в Киев («Здесь картинка мне нравилась больше»). Сегодня, когда он стал первым оператором страны, радикально новые знания в процессе работы уже не приходят. «Но стараюсь совершенствоваться. Технологии меняются, а я часть этого процесса».

Говорим об опасности: «Страшнее всего было на Гаити. Проще погибнуть где-нибудь героем, чем совершенно бесславно, став пищей для кого-то». Из экспедиций, пройдя через травмы, обморожения, опасности, он возвращался другим человеком. Самым сложным был Columbus Quest — телепроект о возможностях человека выжить в океане без еды и воды. Сорок дней команда из семи человек провела на маленькой яхте. И теперь участники созваниваются каждый год. «Важно поддерживать связь, она на всю жизнь». Кажется, никакие опасности неспособны остановить Сергея. На его счету несколько полярных экспедиций. В ближайших планах — Австралия и Камчатка. «Это становится смыслом жизни. Но нужно действовать сознательно. А с возрастом, с набиванием шишек, еще и осторожно».

В 2007 году в Валенсии он оказался без аппаратуры, денег и документов. Еле вернулся. Чтобы уберечь себя и технику, приходилось участвовать в драках. Спасать жизни и быть спасенным. Во время съемок травмировать людей, которых снимали. «Это трагические моменты, и точно не для вашего журнала. У всех замечательных вещей две стороны. Хотя процесс, скорее, радостный. Это я сейчас на меланхоличной волне».

Знакомые недавно узнали, что я уже десять лет лауреат Довженковской премии и были поражены. Никогда не хотел быть известным.

Сказать, что Сергей выглядит уставшим, нельзя. Только чувствуется, что после затяжных рекламных съемок бережет энергию. Интересуюсь, как он восстанавливается. «Помните, в «Красной жаре» Шварценеггер играет советского милиционера, которого спрашивают: «Иван, как вы отдыхаете?» Он отвечает: «Водка». Шутит. Такой ритм предполагает здоровый образ жизни и выдержку, потому остается только высыпаться между проектами.

О наградах Михальчук говорит очень спокойно: «У меня их много. Знакомые недавно узнали, что я уже десять лет лауреат Довженковской премии, и были поражены. Мало того — узнали родители, хотя папа обычно все отслеживает. Все это забавно. Никогда не хотел быть известным». К слову, диплом оператора он так и не получил: закончил и не стал забирать, считая, что для профессии это не главное.

Кафе закрывается. Подводим итоги. «Это профессия сильных и умелых. Другим сложно выжить. Просто надо уметь включать здоровую логику, не делать лишнего. И еще нужно, чтобы ваши соратники остались друзьями, любили вас». Это для него действительно важно? «Конечно. Все, с кем работаю, относятся ко мне хорошо. Иначе не получу удовольствия. И они не получат. А из этого состоит жизнь».

Мария Драгина


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали