Если говорить об операторском искусстве в духе спортивных терминов, Сергей Михальчук — первая камера страны. На его счету более десяти фильмов, работа с Алексеем Германом-младшим и Валерием Тодоровским, призы международных фестивалей, Государственная премия имени Александра Довженко и много других побед.
Встретиться с ним непросто: между бесконечными разъездами он постоянно занят на съемках в Киеве. «Нужно буквально несколько часов отдохнуть, а то больше суток снимали, — почему-то извиняется Сергей. — Подъеду, куда вам удобно». Встречаемся поздним вечером в кафе на старой киевской улице.
«Пока не видите картинку, RED впереди планеты всей, но «Аррифлекс» намного лучше...» — на этой фразе включаю диктофон. Здорово говорить о камерах с человеком такого уровня мастерства. С детства Сергей хотел — именно хотел, а не мечтал — быть фотографом, чтобы увидеть мир. Так появилась цель окончить мореходку: «Мне казалось, можно всю жизнь ничего не делать, путешествовать». Может, и стал бы штурманом, но в 1986-м получил травму, пришлось прожить больше полугода в поселке под Евпаторией. Суровое море и унылое побережье не лишили желания путешествовать. Впрочем, быть штурманом перехотелось.
Страшнее всего было на Гаити. Проще погибнуть где-нибудь героем, чем бесславно, став пищей для кого-то.
Мечта быть фотографом привела к изучению операторского мастерства. Получить качественное образование можно было во ВГИКе или в Институте им. Карпенко-Карого. В Москве Сергей учился год и вернулся в Киев («Здесь картинка мне нравилась больше»). Сегодня, когда он стал первым оператором страны, радикально новые знания в процессе работы уже не приходят. «Но стараюсь совершенствоваться. Технологии меняются, а я часть этого процесса».
Говорим об опасности: «Страшнее всего было на Гаити. Проще погибнуть где-нибудь героем, чем совершенно бесславно, став пищей для кого-то». Из экспедиций, пройдя через травмы, обморожения, опасности, он возвращался другим человеком. Самым сложным был Columbus Quest — телепроект о возможностях человека выжить в океане без еды и воды. Сорок дней команда из семи человек провела на маленькой яхте. И теперь участники созваниваются каждый год. «Важно поддерживать связь, она на всю жизнь». Кажется, никакие опасности неспособны остановить Сергея. На его счету несколько полярных экспедиций. В ближайших планах — Австралия и Камчатка. «Это становится смыслом жизни. Но нужно действовать сознательно. А с возрастом, с набиванием шишек, еще и осторожно».
В 2007 году в Валенсии он оказался без аппаратуры, денег и документов. Еле вернулся. Чтобы уберечь себя и технику, приходилось участвовать в драках. Спасать жизни и быть спасенным. Во время съемок травмировать людей, которых снимали. «Это трагические моменты, и точно не для вашего журнала. У всех замечательных вещей две стороны. Хотя процесс, скорее, радостный. Это я сейчас на меланхоличной волне».
Знакомые недавно узнали, что я уже десять лет лауреат Довженковской премии и были поражены. Никогда не хотел быть известным.
Сказать, что Сергей выглядит уставшим, нельзя. Только чувствуется, что после затяжных рекламных съемок бережет энергию. Интересуюсь, как он восстанавливается. «Помните, в «Красной жаре» Шварценеггер играет советского милиционера, которого спрашивают: «Иван, как вы отдыхаете?» Он отвечает: «Водка». Шутит. Такой ритм предполагает здоровый образ жизни и выдержку, потому остается только высыпаться между проектами.
О наградах Михальчук говорит очень спокойно: «У меня их много. Знакомые недавно узнали, что я уже десять лет лауреат Довженковской премии, и были поражены. Мало того — узнали родители, хотя папа обычно все отслеживает. Все это забавно. Никогда не хотел быть известным». К слову, диплом оператора он так и не получил: закончил и не стал забирать, считая, что для профессии это не главное.
Кафе закрывается. Подводим итоги. «Это профессия сильных и умелых. Другим сложно выжить. Просто надо уметь включать здоровую логику, не делать лишнего. И еще нужно, чтобы ваши соратники остались друзьями, любили вас». Это для него действительно важно? «Конечно. Все, с кем работаю, относятся ко мне хорошо. Иначе не получу удовольствия. И они не получат. А из этого состоит жизнь».
Мария Драгина