Легендарному Люку Бессону, которого часто называют французским Спилбергом, понадобилось почти 50 лет, чтобы осуществить свою давнюю детскую мечту — экранизировать графический роман о приключениях интергалактических спецагентов. Сняв по любимому комиксу фильм «Валериан и город тысячи планет», режиссер пригласил всех желающих заглянуть в мир его детских фантазий. И хотя в этом мире присутствуют элементы из «Звездных войн», «Аватара» и даже «Стражей Галактики», а роли сыграны в основном американскими актерами, это все же не голливудская картина, в которой просто намешали различных штампов из «космических опер». Чувствуется европейский след. Хотя бы потому, что главный герой фильма Валериан в исполнении Дэйна ДеХаана напоминает больше юношу из фильма «Мечтатели» Бертолуччи, нежели Люка Скайуокера или Питера Квилла.
Появившись в лос-анджелесском отеле Four Seasons в серой футболке с логотипом «Valerian», загорелый, невысокий и круглолицый, он напоминает скорее поседевшего капитана Врунгеля из мультфильма Давида Черкасского, чем культового кинорежиссера, снимавшего стильные боевики о наемных убийцах и крутых таксистах.
Л.Б. Комикс «Валериан и Лорелин» весьма обширен по объему и включает в себя множество историй. Наверное, нелегко было отбирать сюжеты для фильма?
Л.Б. Знаете, у моего любимого комикса оказалась весьма долгая жизнь, на протяжении 50 лет было выпущено 29 альбомов. И хотя материала для картины было более чем достаточно, особых трудностей с выбором сюжетных линий не возникло. Я бы даже сказал, что истории сами выбрали себя, причем давно, и не отпускали меня долгие годы. Конечно, с того времени, когда я читал этот комикс в детстве, многое изменилось в мире научной фантастики. Например, сегодня космические корабли с кнопочным бортовым управлением смотрятся уже допотопно, но для меня было чрезвычайно важно остаться верным тем старым образам из детства. С другой стороны, я хотел снять такой фильм, который мне самому было бы интересно посмотреть сегодня. Поэтому я чрезвычайно рад, что эти два моих «я», консерватор и футурист, в итоге все же поладили друг с другом. (Смеется.)
Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь в фильме "Валериан и город тысячи планет"
Л.Б. Вы посвятили фильм отцу. Это ведь не просто так?
Л.Б. Конечно, нет! Мне было 10 лет, когда отец подарил мне первый комикс. Интересно, что он никогда не дарил мне книг, только комиксы. (Смеется.) Я отчетливо помню свой первый номер журнала Pilote, который выходил раз в неделю, по средам, в каждом его выпуске размещалось по две страницы «Валериана». Так что именно отцу я обязан своей любовью к этому герою и его невероятным приключениям. Очень жаль, что папа не дожил до выхода фильма, он умер незадолго до того, как мы приступили к съемкам, когда процесс подготовки был в самом разгаре. Кто его знает, может быть «там» (Вздыхает.) тоже бывают просмотры, и надеюсь, что они тоже в 3D.
Л.Б. Каким был сам процесс подготовки, включая фазу создания визуальной концепции планет и ее жителей? Сколько он занял у вас времени?
Л.Б. Это был не совсем обычный процесс. Для начала мне необходимо было найти художников, которые могли бы разработать до мелочей мир Валериана и Лорелин. Для этого я разослал письма в лучшие дизайнерские школы по всему миру, в которых рассказал, что собираюсь снимать фильм в жанре sci-fi, но не сказал, какой именно. Тем, кто захотел участвовать в проекте, я предложил прислать на конкурс только три рисунка: космического корабля, инопланетянина и планеты. В ответ на это объявление к нам поступило 2 000 заявок. Из них я отобрал 15 человек, с которыми подписал годовой контракт, в котором указывалось, что художники не имеют права ни с кем говорить об этом проекте. Кроме того, никто из них не читал сценария и не догадывался о существовании коллег. Каждый работал напрямую со мной, общаясь раз в неделю по «Скайпу».
Люк Бессон, Дэйн ДеХаан, Кара Делевинь и Рианна на премьере фильма
Л.Б. Зачем такие сложности?
Л.Б. Такие условия были созданы лишь с одной целью — создать полную свободу для полета их фантазии, чтобы при рождении идей они не чувствовали скованности или необходимости под кого-то подстраиваться или кому-то соответствовать. Мне было абсолютно неважно, даже если эти идеи были безгранично безумными. (Улыбается.) Никто, включая меня самого, не знал до конца, какие из этих идей войдут в фильм, а какие нет. Через год работы у меня было 6 000 рисунков. И только после этого я начал составлять пазл, отобрав из 15 художников шестерых для дальнейшей работы. После того как они поварились в собственном соку еще год, я наконец собрал их всех вместе. Надо сказать, что они здорово удивились. Это было похоже на встречу инопланетян из разных галактик. (Смеется.) Но к тому моменту они были полностью готовы к такой встрече. Ими уже были созданы миры, совершенно непохожие друг на друга. Это был долгий, но необходимый процесс, позволивший нам свободно передвигаться в космическом пространстве наших общих фантазий.
Л.Б. Вот, значит, как создаются футуристические миры дальнего космоса!
Л.Б. Именно! (Смеется.) Знаете, для меня путешествие в космос сродни погружению в глубины океана. Неслучайно космические скафандры так похожи на скафандры подводников. К тому же в океане порой встречаются такие чудовища, которые спокойно могли бы сойти за инопланетян. И они частенько таращатся на тебя, как будто говорят: «Привет, незнакомец! Ты из какого мира?» (Смеется.) Именно за такие удивительные встречи я и люблю океан. Если бы мне представилась возможность полететь в космос, я бы ни секунды не раздумывал! Но пока мне удалось лишь снять «Валериана», что тоже немало. (Улыбается.)
Кадр из фильма "Валериан и город тысячи планет"
Л.Б. Кстати, почему вы назвали картину «Валериан», ведь оригинальный комикс называется «Валериан и Лорелин»? Дискриминация женщин?
Л.Б. Ну вы же это несерьезно? (Улыбается.) Я намеренно опустил имя подруги Валериана, потому что очень хотелось таким образом поиграть с героиней, вернее, с ее эго. Ведь Лорелин и так болезненно реагирует на неравноправие со своим партнером по команде. К тому же Валериан по званию майор, а Лорелин лишь сержант, с чем ей чрезвычайно трудно смириться. Эта расстановка сил реально отображает существующее положение в мире — дискриминация, вы сказали? — по отношению к женщинам. И Лорелин чутко реагирует на это, а для фильма такие реакции персонажа очень важны. Лорелин имеет полное право быть недовольной подобным положением, потому что именно она часто удерживает раскачивающуюся лодку от полного потопления. С другой стороны, Валериан не может пройти мимо того, чтобы не поддеть ее. Ну и я вместе с ним. (Смеется.) К тому же я надеюсь, что у фильма все же будет продолжение, может тогда и название изменится. Поживем — увидим.
Л.Б. Женщинам трудно на вас обижаться. Ведь вы, пожалуй, как никакой другой режиссер, создаете невероятно притягательные и сложные женские образы. Не могли бы вы попытаться рассказать о своем отношении к женщинам?
Л.Б. А у вас есть неделя времени? (Смеется.) На самом деле женщины меня просто восхищают. Они невероятно таинственны. Настолько, что зачастую мне трудно их понять. (Улыбается.) К тому же они умны. Но их главная сила заключается в том, что, несмотря на свою эмоциональность, чувствительность и ранимость, женщины способны проявить такую силу, что никакой мужчина не сравнится с ними в способности выдержать все испытания судьбы, вырастить пятерых детей, да еще и заставить при этом весь мир крутиться в нужную сторону. И вся их сила порой умещается в тонкой фигурке. (Смеется.) Мне как режиссеру не очень интересны мужчины с мощными мускулами. Понятно, что такой может запросто уложить меня одним ударом кулака. Но это слишком очевидно, а значит, скучно. Другое дело — сила женщин, скрытая внутри них.
Люк Бессон с женой Виржини Силлой и детьми
Л.Б. Недаром в вашем фильме все жители райской планеты Мюлю настолько женственны. Можно ли сказать, что эта планета — отражение вашей собственной идеи о рае?
Л.Б. Если бы я мог жить на этой планете, думаю, что я был бы счастлив. И отчего бы не остаться с этими прекрасными существами? В них нет ни капли агрессии, от них веет спокойствием и умиротворением. Они умны и трудолюбивы, и в случае необходимости всегда способны скооперироваться, тем более что разница между мужчинами и женщинами в их мире минимальна. А объединившись, они могут преодолеть любые трудности.
Л.Б. А как вы относитесь к претензиям фанатов комикса, критикующих вашу картину? Самые невинные из них, например, о том, что волосы у Валериана в оригинале были намного темнее, а у Лорелин вообще рыжие?
Л.Б. Я скажу так: живут тут двое мужчин, которым уже больше 80. Одного зовут Пьер Кристин, а другого — Мезьер Жан-Клод (создатели оригинального комикса. — Прим. ред.). Так вот, после просмотра фильма они оба обняли меня и, рыдая у меня на плече, сказали, что счастливы как никогда. И это все, что мне как режиссеру фильма нужно знать по этому поводу. (Улыбается.)
Лена Бассе и Люк Бессон