«Дети, познающие искусство, не могут учиться в такой разрухе» — Катерина Кухар о ситуации в хореографическом училище

Эксклюзивное интервью для ELLE.UA

В начале июля Министерство культуры назначило приму Национальной оперы Украины Катерину Кухар исполняющей обязанности директора Киевского государственного хореографического училища. Спустя несколько дней после этого балерина впервые прошлась по зданию учебного заведения и опубликовала отснятые там кадры, на которых запечатлено его плачевное состояние: разбитые окна и двери, осыпающиеся стены, ржавые разваливающиеся душевые и санузлы. Но как оказалось, капитального ремонта требует не только здание училища, но и вся его внутренняя образовательная система. Какие первые шаги Катерина собирается предпринять в новой должности, как быстро она планирует реанимировать училище и означает ли ее назначение уход из балета? 

Екатерина Кухар

Анна Иванова: Ты знала, насколько плачевная ситуация в Киевском хореографическом училище, когда согласилась его возглавить?

Катерина Кухар Киев — большая деревня, а балетный мир достаточно узок. Конечно, я понимала, что там сложное состояние, и нужно будет все возрождать: от самого здания до штатного расписания. Когда поступило предложение возглавить училище, в первую очередь я думала о своем международном опыте, знаниях и возможностях, которые помогут мне сделать все для детей, ведь именно это мой главный приоритет. 

У каждого человека в жизни есть время сеять и время жать. Когда-то в стенах этого училища я получила очень много любви, тепла, заботы, и теперь наступило время дать ему что-то взамен.

Руководить училищем должен человек с неравнодушным сердцем, чтобы поднять его с того упаднического материально-технического состояния, до которого его довели. 

Сейчас я нахожусь в замкнутом кругу. Для повышения аккредитации мне необходимо расширить круг специалистов имеющих научную степень и звание народного артиста. Но к сожалению, несмотря на мои многочисленные знакомства, не все готовы идти работать на благотворительных началах и бороться за культуру в стране. Зарплаты у преподавателей государственных учреждений крайне низкие.

Екатерина Кухар

А. И. Какая зарплата у преподавателя в среднем? 

К. К. Моя директорская зарплата составляет шесть тысяч гривен. Вот представь, учитывая мои звания, выслугу лет, стаж, я перешла на полставки в Национальном оперном театре, чтобы здесь получать шесть тысяч. Как мы можем говорить о заинтерисованности работать преподавателем? Такими темпами мы убьем у будущего поколения желание к преподавательской деятельности в государственных учреждениях. Это будет непрестижно, а скорее наоборот.  

А. И. У тебя есть уже стратегия изменений? 

К. К. Конечно. В первую очередь, я буду повышать образовательные стандарты. Мне очень хочется, чтобы наши дети могли работать в лучших театрах мира. Но в лучших театрах мира 50-70% программ составляют модерн, современная хореография, неоклассика, а у нас их нет в учебном плане! Это необходимо в срочном порядке изменить, и я это делаю. 

Чтобы реанимировать устаревшую систему, необходима крутая команда креативно мыслящих людей: менеджеры, юристы, финансисты, диджитал и SMM-специалисты, чтобы мы могли конкурировать с другими подобными учреждениями на мировой сцене. 

Мне важны неравнодушные волшебники, которые горят своим делом, которые хотят дать детям все самое лучшее. Мы ввели в этом году английский язык, мне кажется, что мы были последним учреждением в стране, в котором его не преподавали. Это нонсенс! В 21 веке не учить язык, на котором говорит весь мир. Также ввели сценический грим и прическу – практические занятия для выпускников, которые им просто необходимы. Наконец у детей появилось актерское мастерство, которое почему-то никто не преподавал, хотя в расписании у детей предмет стоял. С модерном и физикой была подобная ситуация, и никому до этого не было дела.

Еще я очень хочу ввести в программу культурологию, этику, эстетику, музыку. Когда я училась в училище, у нас были уроки игры на фортепиано. Для артиста балета – это необходимый предмет.  

Еще один приоритет — создать условия для обучения. Дети, познающие искусство, не могут учиться в такой разрухе, пользоваться этими душевыми и санузлами. Но исправить это не так просто: сначала ты составляешь дефектные акты, вносишь их в бюджет на следующий год, затем подаешь этот бюджет на рассмотрение, и он должен пройти еще огромное количество бюрократических инстанций. 

Как мы можем прививать детям самое красивое искусство, самое нежное, трепетное, когда срабатывает теория разбитых окон? Как можно привить им красоту, если они живут в таких условиях? Если идти с ребенком по улице, где сплошь и рядом все в мусоре, он волей-неволей тоже начнет разбрасывать фантики, считая, что так и должно быть.  

Екатерина Кухар

А. И. То есть раньше 2021 года сделать ремонт невозможно?

К. К. Министерство культуры всячески пытается нам помогать и способствовать. Несмотря на то, что в принципе на этот год финансирование уже было распланировано. Для того, чтоб начать в следующем году ремонт, мы должны подготовить проектную документацию, есть общий бюджет для этой документации, а есть сумма, которую будут стараться выделить раньше для ремонта кампуса. Поскольку они понимают всю сложность ситуации, идут навстречу детям и нам. 

Но даже в этом случае есть бюрократические сложности. Для этого мы должны объявить тендер через «Прозорро», но там тоже непростая схема. В этих тендерах всегда выигрывает та компания, которая предлагает бюджет меньше заявленной нашей суммы. Такая же схема по питанию. Например, на четырехразовое питание одного ребенка государство приблизительно выделяет 83 гривен в день. Мы объявляем тендер и много лет подряд его выигрывала компания, которая заявляла свою цену на питание одного ребенка — 57 гривен в день. Представь себе, чем можно кормить ребенка, если в эту стоимость должна входить еще и работа людей, которые готовят, электричество, доставка пищи. Вместо того, чтобы бороться за качество, они борются за самую низкую цену. Хотя, в конечном счете, именно мы несем ответственность за то, что едят ученики.

Второй вариант — мы можем начать ремонт за средства меценатов и спонсоров, но их еще нужно найти и мотивировать. Делать ремонт государственного учреждения за счет родителей я не хочу, это моя позиция. 

Проблем в училище очень много, даже с приусадебной территорией, которая на сегодняшний день застроена несанкционированными гаражами, которая не охраняется, по которой свободно ходят бродяги. Конечно, очень приятно, что даже люди без определенного места жительства тянутся к прекрасному и хотят там жить, но мне бы хотелось, чтоб у детей перед глазами была другая картина, чтоб гуляя по территории училища, ученики чувствовали себя в безопасности и комфорте.

Екатерина Кухар

А. И. Судя по тому, в каком состоянии находится здание училища, не проще ли найти новое и переехать туда?

К. К. В идеале было бы хорошо найти на балансе у государства хорошее новое здание с определенной спецификой: залы с большими окнами, хорошим освещением, чтоб там можно было поставить станки, положить специальный линолиум. Нужен кампус и учебный корпус, а не реанимировать 80-летней давности здание. 

А. И. У тебя много связей в балетном мире и в шоу-бизнесе. Кого из звездных учителей все-таки удалось уговорить на работу в училище?

К. К. Актерское мастерство будет вести замечательная действующая актриса «Лиги смеха» и «Женского квартала» Настя Евтушенко. Психологию и философию Наташа Холоденко. Яна Заец предварительно не против вести гимнастику факультативно. 

Хочется, чтобы у детей было много дополнительных лекций, факультативов, мастер-классов с мировыми звездами балета. Они должны иметь возможность соприкасаться с разного рода хореографией, в том числе с современной – она сейчас необходима им как воздух. Мы часто привозим артистов с мировым именем в Национальную оперу Украины. Будем приглашать, чтобы они давали мастер-классы в училище. 

Екатерина Кухар

А. И. Ушла ли ты из Национального оперного театра? 

К. К. Нет, в театре я сейчас работаю по творческому совместительству. Когда поступило предложение возглавить хореографическое училище, то конечно важным условием с моей стороны была возможность продолжать танцевать, вот уже 26 сентября буду танцевать «Кармен-сюиту», готовим для любителей и почитателей балета и моды интригующий сюрприз. Я не готова бросить большое искусство, зрителей и сцену и отдаться исключительно административной деятельности. Мне кажется, в нескольких ипостасях я сделаю гораздо больше для искусства.  

А. И.Как восприняли твое назначение ученики?

К. К. Дети очень воодушевлены. Мне об этом говорят их родители и преподаватели. Я счастлива, что стала катализатором популяризации украинского балета и являюсь ярким примером для них, что балет — это модно, красиво, изысканно, интеллектуально, и у них не отпадет желание продолжать танцевать. 

Екатерина Кухар

А. И. Твоя публичность и узнаваемость будут огромным плюсомв новой должности. 

К. К. Да, я сейчас имею достаточно инструментов для того, чтобы открывать многие двери. Некоторые люди переживают, чтобы у меня не опустились руки и не пропал этот запал. Я когда прошлась по училищу впервые после назначения, то осознала, что 20 лет назад оно было в гораздо лучшем состоянии.

Если не поливать цветы — они засыхают, так и с училищем произошло, в которое никто ничего на протяжении многих лет не вкладывал. 

Балет всегда был лицом страны на международном уровне, его визитной карточкой, а наше хореографическое училище – это фундамент будущего балетного искусства.

Последний раз, когда мы выступали в Бельгии, после спектакля посол Украины пригласил нас в мэрию, на правительственный вечер. Меня очень тронули его слова искренней благодарности за то, что мы одним своим выступлением смогли рассказать об украинской культуре и стране намного больше, чем они за несколько лет своей деятельности. Искусство призвано строить мосты между государствами, быть голубем мира и лучше оно всего показывает лицо народа.

Я очень надеюсь на то, что меня услышат, и будут способствовать развитию нашей культуры. 

 

 


Реклама

Популярні матеріали

Вибір тижня: найстильніші вбрання та аксесуари на зиму в нових...


«Аптечка першої ментальної допомоги»: картки для саморефлексії...


Fashion Talk: 15 питань Ользі Галушці про улюблені бренди...


Читайте також
Популярні матеріали