10 фактов о Федерико Феллини

Главное, что нужно знать о великом итальянском режиссере, в долгу у которого не только мировой кинематограф, но и английский язык

20 января 1920 года родился Федерико Феллини — режиссер «Дороги», «Ночей Кабирии», «Сладкой жизни», «Амаркорда» и еще как минимум 8 ½ великих фильмов. По случаю ELLE рассказывает главное, что о нем нужно знать.

1. Федерико Феллини родился в итальянском Римини, портово-курортном городе на берегу Адриатического моря. Юный Феллини был прилежным учеником, но по-настоящему увлекало его творчество, будь то рисование или кукольный театр. В 1939 году, стремясь угодить родителям, Федерико поступил на юрфак Римского университета — но его архивы гласят, что ни на одну лекцию Феллини так и не сходил.

2. Будучи большим поклонником американских комиксов, заинтригованным образом репортера в голливудском кино, Феллини начал пробовать себя в роли карикатуриста, журналиста и, наконец, сценариста. В 1942 году Федерико был отправлен в оккупированную фашистской Италией Ливию, где занимался экстренной доработкой сценария к снимавшемуся там фильму — и даже немного посидел в режиссерском кресле.

3. Аполитичный Феллини провел первую половину 1940-х, всеми правдами и неправдами уклоняясь от армейской службы, в итоге вытянув счастливый билет, когда войска союзников разбомбили здание, где хранились его медицинские документы. Падения режима Муссолини Федерико с его будущей женой Джульеттой Мазиной ждали, прячась в квартире ее тетки. Поженились молодой сценарист и начинающая актриса 30 октября 1943 года.

4. После освобождения Рима Феллини с приятелем открыли лавку, где зарабатывали на жизнь, рисуя шаржи на американских солдат, и куда, если верить легенде, однажды заглянул Роберто Росселлини. Знакомство с будущим классиком неореализма вылилось в плодотворное сотрудничество, и уже в 1947 году Феллини заработал свою первую номинацию на «Оскар» — на правах соавтора сценария «Рима, открытого города».

5. Первый из шедевров самого Феллини, «Дорога» с Мазиной в главной роли, увидел свет в 1954 году, когда режиссер начал всерьез страдать от клинической депрессии (на жизнь и карьеру Феллини наложила тяжелый отпечаток смерть их с Мазиной единственного ребенка, прожившего всего месяц Пьерфедерико). Вынужденное общение с психоаналитиками заметно повлияло на творчество режиссера — как минимум «Сатирикон» и «8 ½» вдохновлены работами Карла Юнга.

6. К концу 1950-х Феллини вырос в одного из важнейших — и популярнейших — режиссеров Италии. Ставшая началом его коллаборации с Марчелло Мастроянни «Сладкая жизнь» вызвала гнев Ватикана и цензоров, на ее миланской премьере режиссеру плюнули в лицо, но интерес к фильму был колоссальным, а после Золотой пальмовой ветви Канн и четырех оскаровских номинаций на смену скандальной славе пришел статус классики.

7. Еще одним — может статься, величайшим — достижением Феллини стала трагикомедия «8 ½», идею которой режиссеру отчасти подсказали его собственные мучительные размышления над сценарием фильма. Мастроянни сыграл в «8 ½» из своих лучших ролей, ослепительная Клаудия Кардинале впервые обошлась без дубляжа, а среди многочисленных наград фильма были не только два «Оскара», но и приз ММКФ, по случаю чего Феллини впервые посетил СССР.

8. Став неисчерпаемым источником вдохновения для Бергмана и Фассбиндера, Кубрика и Скорсезе, Бертолуччи и сотен других больших режиссеров, Феллини обогатил английский — для начала — язык как минимум двумя новыми словами. Во-первых, папарацци — имя Папараццо носил фотограф из «Сладкой жизни». А, во-вторых, собственно Felliniesque, «феллиниевский» — так вот уже несколько десятилетий называют все необычное, причудливое и затейливое, на что бывает способно кино и вообще искусство.

9. Влияние и авторитет Феллини невозможно свести к призовой прозаике, но Американской киноакадемии необходимо отдать должное: «Оскарами» за лучший фильм на иностранном языке награждались «Дорога», «Ночи Кабирии», «8 ½» и «Амаркорд», а свою пятую статуэтку — за выслугу лет — режиссер получил из рук Мастроянни и Софи Лорен за считанные месяцы до смерти.

10. Феллини скончался от последствий инсульта 31 октября 1993 года, на следующий день после их с Мазиной 50-летней годовщины свадьбы. Муза последовала за художником всего через пять месяцев — Федерико, Джульетта и их сын Пьерфедерико похоронены вместе в родном городе режиссера. Именем Федерико Феллини назван аэропорт Римини.

 

По материалу ELLE.RU


Реклама

Популярні матеріали

Образ дня: Мадонна показує, як носити трендову шубу від...


Святковий wishlist популярних українських візажисток


7 образів в етностилі, які вам варто повторити цього Різдва...


Читайте також
Популярні матеріали