Екатерина, как давно и почему вы занимаетесь food-терапией и диетологией?
Медициной я занимаюсь 12 лет, food-терапией и диетологией — восемь. До того, как серьезно заниматься питанием, я изучала эту область с разных сторон: работала на кафедре гистологии и хирургии, в аптеке. По образованию я педиатр: с самого начала работы я применяла знания о питании и лечила детей с помощью еды. Именно тогда я поняла: хирургия — конечный этап, который необходим в острых ситуациях, но именно правильное питание предотвращает развитие заболеваний.
У вас были учителя на этом пути или вы осваивали эту тему самостоятельно?
На моем пути каждый человек был учителем. Когда я училась в университете, ко мне обращались люди с разными формами заболеваний и симптомами, которые долгое время ходили от одного врача к другому. У них были заболевания желудочно-кишечного тракта, гормональной системы, сахарный диабет, от которых я помогала избавиться с помощью моих знаний биохимии и анализа работы организма на молекулярном уровне.
Тогда я поняла: если традиционная медицина и медикаменты не помогают, значит, проблемы гораздо серьезнее. Сегодня я учусь ежедневно: совершенствую и оттачиваю свои знания биохимии, повторяю те, которые когда-то получила. Непрерывно применяя знания — ничего не забывается. Я стараюсь сделать так, чтобы все знания были нужными и важными для каждого пациента. Важнейшую роль в моем становлении сыграло самообразование и жажда новых знаний.
Есть ли место экспериментам над собой или ваши знания основываются только на научных исследованиях?
В течение 10 лет было много экспериментов над собой (Улыбается). Мне хотелось понять, как работает на практике все то, о чем я читала. Крайностей было много: и сыроедение, и веганство, и фрукторианство, и интервальное голодание, и кетодиета. Каждый год появляется новый тип питания, и его хочется проверить на себе: так мне будет проще объяснить, почему это не стоит делать другим людям.
Важно добавить, что каждый мой эксперимент основан на знаниях анатомии и биохимии.
Конечно, организм устает от экспериментов. Я не думаю, что буду продолжать. Но очень рада, что подтвердила свои знания на практике и теперь помогаю другим людям применять их в своей жизни.
Расскажите о мифах, связанных с работой диетолога.
Мифов очень много, особенно если речь об ограничениях, или крайностях. Крайностями я называю такие убеждения: нельзя запивать еду водой, фрукты нужно есть за полтора часа до или через два часа после приема пищи, нельзя пить больше одной чашки кофе, без жидкого (супов) организм не работает и так далее. Сейчас очень прогрессивное время, и люди должны задумываться о том, что они кладут в рот. Еда — базовая потребность, без которой человек не может нормально функционировать, думать, работать и выглядеть здоровым. Поэтому приходить к диетологу нужно, чтобы не получить заболеваний, для профилактики, а также баланса пищевого поведения и проверки работы организма. И только потом, чтобы получить бонусы, которые обычно желают получить сразу: снизить, набрать или поддерживать вес, если в этом есть потребность.
Кстати, самый популярный запрос, с которым приходят к диетологу — желание похудеть.
Как понять, что я выбрала грамотного диетолога? По каким признакам его можно отличить?
В первую очередь нужно понять, что вы выбрали грамотного доктора. Грамотный диетолог не будет рассказывать вам о таблетках, чудодейственных диетах, а простыми словами объяснит: что, сколько и как вам нужно есть для того, чтобы выполнить ту или иную задачу, достичь конкретную цель. Если диетолог «впаривает» вам добавки, порошки — обязательно уточняйте, как они повлияют на ваш организм. Конечно, я тоже назначаю добавки, но делаю это в том случае, когда пациент ушел о меня с огромным списком анализов, сдал их, и я вижу дефициты, которые не «закроются» за счет еды. Но при этом еда может поддерживать эти уровни, когда организм восполнит их добавками.
Сейчас очень много мошенников — вот почему так важно разобраться, нужно ли то, что рекомендует специалист по питанию, принимать конкретно вам.
После первого посещения я советую не лениться и погуглить и проверить назначения доктора на научных и медицинских сайтах, которые имеют доказательную базу. Тогда вы можете ему доверять.
Что подтолкнуло вас на то, чтобы основать собственную школу диетологии?
На самом деле, школа называется не диетологии, а здоровья. В какой-то момент я поняла, что каждая консультация с пациентом превращается в мини-лекцию длиной 1,5-2 часа, в результате чего он уходит с колоссальным объемом информации, ничего не может разложить по полочкам, и использует тот минимум информации, которую он запомнил.
Сначала я раз в месяц читала лекции, набирая небольшие группы (30-40 человек), чтобы уделить внимание каждому студенту. Это лишало возможности обучаться людям из других городов и стран. Так я приняла решение о том, что обучение должно происходить онлайн. Сегодня в школе учатся люди из множества стран: Швейцария, Китай, Австралия, Канада, США. Мы рассматриваем не только аспекты питания, но и то, как устроен организм, как на него влияют такие понятия, как сон, активность, добавки, как работают гормоны и так далее.
Ваша школа не только о еде. Вы также учите борьбе со стрессом. Расскажите обо всех направлениях.
Главная цель школы — чтобы каждый понял, как быть здоровым и продлить состояние молодости как можно дольше. Цель школы — сделать человека целостно здоровым, а не вылечить отдельно печень, желудок или другие органы. Поэтому мы рассматриваем работу со стрессом, физические нагрузки, выбор и прием пищевых добавок, а также питание. Моя школа — для всех, а не только желающих стать специалистами по питанию. У меня закончили обучение уже больше 400 врачей, а всего студентов более двух тысяч.
Самым маленьким студентом был 8-летний мальчик, а самым взрослым — 71-летняя женщина.
Как изменилось ваше тело, кожа и волосы с тех пор, как вы вступили на путь диетологии?
Мое тело меняется из-за того, что я очень жестко экспериментирую над ним. Бывает так, что я и мой организм не может выйти из стресса, и это отражается на внешнем виде, и на волосах, и на гормонах. Сейчас я этого уже не делаю. Я всегда говорю пациентам: проблемная кожа, тусклые волосы, нарушения менструального цикла никогда не случаются просто так. Всю главную работу нужно проводить со своей тарелкой.
Самый лучший инструмент управления здоровьем — вилка. Научиться мастерски ее использовать, применять знания на практике подвластно каждому. Было бы желание.
Как часто вы обновляете и пересматриваете знания? Как проверяете противоречивую информацию?
Знания я стараюсь обновлять ежедневно. Однако информация, которую получают студенты в моей в школе — это база, которая не меняется почти никогда. Если трезво оценивать ситуацию — все уже давно открыто. Просто некоторые знания подтверждаются, а другие — опровергаются. Нужно уметь их правильно читать и сопоставлять. Обычно я дополняю информацию, если понимаю, что ту или иную деталь нужно добавить к уже существующим. Конечно, я пересматриваю конспекты и каждый день учусь со студентами. Иногда я слышу такие вопросы, которые не приходили мне в голову, и мне очень интересно с ними в этом разобраться, найти ответ.
Некоторые студенты школы проходят уровни обучения по несколько раз, потому что кураторы в чатах меняются, и в каждом потоке информация все равно будет несколько иной — каждый человек мыслит по-разному. И это очень здорово.
Каждому пациенту вы рекомендуете индивидуальную стратегию в еде или она обычно универсальна?
В работе с пациентом я первым делом детально изучаю анализы, слушаю анамнез и жалобы, изучаю его тарелку. После этого вместе с ним я принимаю решение и вырабатываю стратегию. Есть пациенты, которым нужно точно понимать, сколько белков, жиров и углеводов они едят, и откуда их получать. Но в целом, это похоже на схему, потому что проблемы часто повторяются: человек выбирает для завтрака неподходящую еду, или вовсе его пропускает, пьет алкоголь или сладкую газировку. Устраняя эти факторы, ситуация уже становится гораздо лучше. В этом и чудо. Но для того, чтобы изменить образ жизни, нужен правильный подход к каждому человеку. Например, он может слышать и знать эту информацию, но ничего с ней не делать. Я стараюсь сделать так, чтобы каждый пациент и каждый студент в школе после окончания консультации или обучения изменил свою жизнь если не на 180, то хотя бы на 90 градусов.