PR-директор музыкального телеканала M1 и музыкальной премии M1 Music Awards, а также соосновательница PR-агентства M1 Agency Анна Фещенко отвечает на вопросы, как молодым специалистам стать профессионалами, что помогает восстанавливаться эмоционально после постоянной коммуникации и насколько важен пиарщику его self-brand.
Анна, вы по образованию — филолог. Нередко в пиар уходят из журналистики. Как вас «захантил» в эту сферу М1?
Изначально я очень хотела стать режиссером, как папа, а потом — журналистом, как тетя: думала даже поступать в институт журналистики. Гуманитарные науки были моей сильной стороной, и писать мне очень нравилось! Но так сложилось, что я пошла учиться на филолога. Хотя до сих пор уверена, что это родственные и близкие по духу профессии.
Учась на втором курсе института, я подрабатывала журналистом и редактором. Параллельно ходила на собеседования. Поскольку мой папа всегда был связан с телевидением, я начала свои первые шаги именно оттуда.
Помню, что моей невероятной мечтой был М1: он как раз только появился в эфире и сильно выделялся, поставив высочайшую планку во всем — от графики и оформления до свободы ведущих в кадре.
В то время я не очень хорошо понимала, что такое пиар и с чем его едят. (Улыбается.) Он только начинал зарождаться как профессиональное направление… Но мне было очень интересно научиться чему-то новому. На М1 главным режиссером работала хорошая знакомая моих родителей, Ирина Карпова. Буду всегда благодарна ей за бесценную возможность пройти практику на телеканале, а потом, собственно, и остаться.
Почему пиар? Отдел тогда только появился — и я пришла помощником PR-менеджера, чтобы разобраться, что это такое и насколько мне это дело резонирует. Вот здесь моя любовь к текстам, пресс-релизам, интервью и смогла раскрыться! Безусловно, я не с первого раза поняла, как правильно оформить новость так, чтобы на нее обратили внимание, или как раскрыть творческого персонажа в разговоре, но я постепенно вливалась в эту тему. Пиару и всем его тонкостям училась в «поле». Да я и до сих пор каждый день учусь.
Наша профессия — это такой «живой организм», который требует постоянного внимания ко всему новому. И это очень здорово! И не дает расслабиться. (Улыбается.)
Помните ли вы первый промокейс, над которым работали?
Не скажу, был ли это прямо личный дебют в промо, но первым внушительным проектом для меня стал конкурс на лучшую стенгазету «М1», который мы объявили среди всех школ Украины. Мне хотелось активно задействовать наших зрителей — и мы организовали такую необычную тему. Не знаю, делают ли до сих пор подобные шедевры собственноручно или глобальная диджитализация все поглотила, но тогда у нас в кабинете стоял огромный шкаф, полностью забитый детским творчеством. (Улыбается.) Конкурс длился месяца три, наверное. Было невероятное количество участников! Победителей конкурса — весь класс — мы привезли в Киев на экскурсию на телеканал. Было много мелких организационных факапов, но сам конкурс тогда получился! Я им очень гордилась.
Сильно ли изменились PR-технологии с тех пор, как вы пришли в профессию? Если да, то как?
Технологии, может быть, сильно и не меняются… Просто меняются подходы, креативы и площадки для реализации проектов. Сегодня все значительно разогналось и ускорилось. Когда я начинала, Интернет был уже, конечно (улыбается), но на него не делалось такой ставки, как сейчас. Тремя «китами», на которых базировалось промо, считались телевидение, радио и наружная реклама. С появлением социальных сетей, когда Интернет занял масштабную нишу в продвижении любых проектов и продуктов, акценты сильно сместились: сейчас «львиная» доля бюджетов остается в диджитале.
Основы же на то и основы, чтобы оставаться неизменными.
Пиар — это очень обширная сфера, в разных направлениях — своя специфика. Что входит в обязанности PR-директора музыкальных телеканалов М1 и М2?
Мне не кажется, что специфика работы PR-директора музыкальных телеканалов чем-то разительно отличается от работы PR-директора в принципе. (Улыбается.) Если рассматривать М1 и М2 как некие объекты промоушена, то мои обязанности достаточно стандартны относительно коллег из других сфер. Лично мне работа именно с музыкальными телеканалами больше импонирует фаном, с которыми мы можем позволить себе все делать, легкостью, недоступной другим бизнесам.
Важен ли пиарщику self-бренд? Или лучшее промо — это успешные проекты?
Согласна со вторым утверждением. Успешные проекты всегда говорят красноречивее. Но конечно, важно понимать, кто за ними стоит. Не могу сказать, что делаю серьезную ставку на собственное продвижение, но мне кажется правильным знать лица, создающие крепкий бренд. Я не сторонница разговоров ради разговоров.
Если о тебе выходит интервью или публикация, то за этим должна быть «база», а не просто «засветка» лица.
Сейчас мне легко говорить о себе как части команды М1, которая 20 лет удерживает лидерство в собственном сегменте на рынке.
Работа с людьми выматывает эмоционально, ведь вы постоянно в коммуникации. Как восстанавливаетесь?
По прошествию многих лет работы я четко поняла для себя, почему у людей есть выходные и почему их надо проводить комфортно. (Улыбается.) Если хочется весь день пролежать на диване и смотреть сериал на Netflix, то нужно позволять себе это делать.
Я не отключаю телефон в выходные: мне надо быть в курсе происходящего в чатах, поскольку занимаюсь не только телеканалами М1 и М2, но и артистами в PR-агентстве M1 Agency. А эта работа требует поддержки 24/7!
Замечу, что перестала себя силовать в некоторых моментах. Если у меня нет сил идти на мероприятие в качестве гостя, а я уже подтвердила свое присутствие, — честно звоню и предупреждаю, что меня не будет.
Какие качества характера, по-вашему, являются ключевыми для руководителя?
Постоянно нахожусь в процессе обучения, для меня это большая наука. В руководстве коллективом надо уметь немного лавировать: в чем-то быть строгим, в чем-то — мягким. Если человек тебе ценен, ты должен уметь вести себя с ним по-разному — безусловно, в пределах разумного. Это работа над собой non-stop: ты должен быть немного психологом и понимать, как действовать в той или иной ситуации.
Сколько человек сейчас работает в вашей команде?
В нашей команде восемь человек.
На какие качества вы в первую очередь обращаете внимание во время выбора сотрудников?
В процессе изменения команды как в пиар-отделе телеканалов, так и в агентстве для меня менялись и личные критерии «хэдхантерства». Многое чувствуется даже не в первую встречу, а в первую переписку! Если соискатель откликается на вакансию и изначально подстраивает собеседование под свои планы — это уже показатель того, что мы вряд ли сработаемся. Мне нравится, когда человек уделил время и внимание тому, куда идет: он в курсе того, чем мы занимаемся, какие текущие проекты на телеканалах и в агентстве.
Плюс для меня важен коннект с коллективом: люблю командных игроков, людей не конфликтных и не боящихся брать инициативу в собственные руки.
Чего вы не приемлете в работе?
Повторюсь, что для меня очень важна командность. Сколько бы человек ни было в коллективе, даже если вас двое — это командная работа. Не может быть такого, чтобы люди, работающие над одним проектом, не делились информацией, контактами и создавали на этой почве конфликтные ситуации. Не приемлю хамства и хитромудрых схем за собственной спиной. Как по мне, лучше честно прийти и сказать: «Это мне не нравится, я хочу по-другому».
PR-кампании каких брендов с мировым именем вас вдохновляют и почему?
Слежу за многими кампаниями, особенно обращаю внимание на кейсы в диджитале. К сожалению, в нашей стране не так много специалистов, кто действительно разбирается в этой теме. Меня в этом плане привлекает fashion-индустрия и подход к работе у ее ключевых «игроков»: иногда ты не понимаешь, как на ровном месте придуманы такие шикарные истории.
Дайте несколько советов молодому специалисту, который хочет работать в пиаре.
Для меня пиар — это про открытость, коммуникабельность, грамотность, целеустремленность и постоянное желание учиться, развиваться.
Ежедневно наблюдай, что делают другие; налаживай контакты, будь friendly, вызывай симпатию или боязнь, но по делу. И будь честным всегда! Как пиар-специалист ты связан с очень многими людьми, которые, в свою очередь, связаны между собой. (Улыбается.) В такой среде очень легко себя дискредитировать — и сложно вернуть доверие и уважение коллег и партнеров.