Основное соревнование за «Золотую пальмовую ветвь» Канн 2019 разворачивалось между «старыми» и «новыми» именами в мире кино. Явных фаворитов было три: «Боль и слава» Педро Альмодовара, «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино и «Паразит» По Чжун Хо. Последний произвел настоящий фурор среди зрителей. И, как оказалось, именно «Паразит» получил главную награду 72-го Каннского кинофестиваля. Не скрою, я болела за новую работу Альмодовара. Были надежды и на фильм «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, хотя в первые же дни, после открытия, стало понятно, что это кино вряд ли что-то получит. В итоге, победило «новое», а признанные классики, такие как Малик и Тарантино, уехали из Канн без призов.
Кстати, до последнего дня с фаворитами было все более-менее ясно, пока в конкурсе не показали «Должно быть это рай» палестинского режиссера Элиа Сулеймана, который также сыграл главную роль в своем фильме. Ироничная картина с элементами сюрреализма измывается над всевозможными стереотипами касательно Палестины, Америки и Франции. Сулейман не щадит никого, но при этом в фильме нет ни грамма какой-то политической патетики, учитывая палестинский вопрос. В результате, после финальных титров овации в честь «Должно быть это рай» длились чуть дольше, чем обычно. «Ветвь» фильм не получил, но его отметило жюри ФИПРЕССИ.
Немного разочаровало решение жюри отдать приз за режиссуру братьям Дарденнам. «Молодой Ахмед» – актуальное кино про ислам в европейском обществе, но слишком уже оно неторопливое и без каких-либо новшеств. Режиссеры занимаются самоповторами, но, видимо, актуальность темы все же позволила им заполучить эту награду.
Зато гран-при вполне заслужено присудили Мати Диоп и ее «Атлантике». Я уже упоминала, что Мати Диоп — первая женщина-режиссер африканского происхождения, чью картину номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» впервые за всю историю Канн. Да, главный приз ей не достался, но зато у нее вторая по важности награда кинофестиваля.Только ленивый не восхвалял игру Антонио Бандераса в новом фильме Педро Альмодовара «Боль и слава». Актер будто не сыграл, а прожил все предложенные режиссером обстоятельства так, как бы они резонировали с ним лично. Причем передал он это практически одной мимикой и взглядами, за что удостоился приза за «Лучшую мужскую роль». Получая на сцене приз, Антонио Бандерас сказал, что шел к этому 40 лет и, еле сдерживая слезы, посвятил его режиссеру Педро Альмодовару. А «Лучшей женской ролью» признали работу Эмили Бичем в картине «Маленький Джо». Бичем исполнила в фильме роль ученого, который выращивает дарующий счастье цветок. Не самая выдающаяся картина, но вполне достойная роль.
Приз за лучший сценарий получила Селин Сьамма за камерную костюмную драму о любви двух художниц «Портрет молодой женщины в огне».
Приз жюри разделили криминальная драма дебютанта Ладжа Ли «Отверженные» и бразильская картина «Бакурау» Клебера Мендонку Филью и Жулиано Дорнеллеша.
72-й Каннский кинофестиваль завершился, но его отголоски будут звучать еще долго. В частности, в фильмах, которые мы отобрали для показов на Одесском международном кинофестивале. Что это за картины, узнаете совсем скоро — посмотреть их можно будет в Одессе с 12 по 20 июля!