Венецианский кинофестиваль во всю празднует 70-летний юбилей. Прямо скажем, для итальянской генетики 70 лет, что для нас 40-ковник – «жизнь только начинается». И на Мостре («выставка» по-итальянски и первое имя фестиваля) она началась с новых лифтов – не просто современных, а позолоченных (!) изнутри. Вообще, для всех, кто столько лет, заезжая на фестивальный остров Лидо, мучается выбором между кинозалами и пляжем, как-то сходу стало понятно, что в этот раз нежится под бархатным осенним итальянским солнцем придется только на рассвете.
Фестиваль всего на полвершка приподнял планку качества и уже из залов не бегут как прежде на 6-й минуте фильма. При желании, позагорать можно на другом берегу Лидо – не у моря, а у лагуны. Там же – водные красные дорожки таксистов, возящих звезд в Палаццо Казино на расправу журналистам. То, что я наблюдала в день открытия было похоже на манифестацию аква-таксистов в честь, ну не знаю – хоть Папы Римского, хоть футбольного кубка... Все лодки Венеции, перегруженные «пингвинами» в смокингах, тесня друг друга, мчали своих клиентов к ковру славы. И, один из пассажиров - именем Джордж, фамилией Клуни попросил таксиста порулить сам... На следующий день первые полосы местных газет гласили, что кто-то из итальянских юристов подает на Клуни в суд за вождение без лицензии.
Любимец итальянских женщин и украшение уже не первого фествального открытия – Клуни много раз был в Венеции как актер, режиссер, бойфренд итальянской старлетки, а в этом явился как... призрак. Фильм-отктытие «Гравитация» - очередная космическая одиссея об одиночестве среди звезд, запустило в кадр два голливудских светила – Клуни и Сандру Буллок. Это единственные актеры фильма! Последняя выжила, перелетая с одной космической станции на другую. Герой же Клуни – астронавт Ковальски - растворился в невесомости, но успел на прощание выпить приличный глоток водки на русской станции «Союз». Правда, будучи уже привидением.
С рекламой крепкого алкоголя на майке – а именно текиллы собственного производства под названием Casamigos (что-то типа «дом друзей») – Клуни прибыл на Лидо и сразу был осмеян за такой пиар в фестивальной газете. Сандра Буллок поступила умнее, одев на премьеру босоножки «madeinItalia» от Джузеппе Занотти. В честь нее и «Гравитации» в главном отеле фестиваля Excelsior закатили ужин с каракатицами и креветками в манго. И, как шутили организаторы, пришлось подогнать целую цистерну жидкого азота, чтобы приготовить на всех эксклюзивный коктейль «Замороженная Гравитация».
Вообще, на Мостре любят постоянных клиентов. Так Марина Абрамович была здесь в прошлом году в жюри, а в этом предложила сделать перфоманс – расскатывать и тут же закатывать красный ковер. А актер Джеймс Франко, после прошлогоднего триумфа «Отвязных каникул» теперь топит Венецию своей бурной деятельностью. Не иначе, как это будущая замена Клуни. Он уже и на обложке итальянского Vanity Fair, который почитывают лениво на пляже. А девичий визг при появлении Франко на красной дорожке слышно даже через dolby в соседних кинозалах.
На фестивале Франко борется за главный приз как режиссер с фильмом... ну, про что еще любят рассказывать в Америке? ... о серийном маньяке. А еще он сам написал книгу, но легкую, отвязную, о месте, где вырос – Polo Alto. C таким названием ее и экранизировала внучка Френсиса Форда Копполы – Джиа. И конечно же, в этом милом тинейджерском фильме о школе и школьниках Франко досталась роль: сыграл он ни много ни мало – физрука.
Но главный триумфатор (причем, наблюдается редкое единодушие между критиками и зрителями) – фильм «Филомена» и его прима - актриса Джуди Денч. Я воспользуюсь наконец случаем пожелать всем так стареть как эта британская леди! В возрасте 78 лет она самая красивая дама на фестивале. (Возможно потому, что Линдсей Лохан застеснялась приехать на премьеру «Каньонов»?) Так или иначе, у Денч самый большой рейтинг за историю, над которой дружно рыдала толпа журналистов - не самая сердечная публика. И мне попадались фильмы послезливее.
Но, у «Филомены» свой особый стиль. Это очень и очень легко сделанная история. С юмором и наивом. Но, она взята из реальной жизни, в которой ирландская девочка совершила грех, родила ребенка и «благодаря» институту католической церкви была разлучена с ним навсегда. Джуди Денч не раз повторяла на пресс-конференции, что реальная Филомена – это самый светлый человек, которого она встречала и, самое поразительное, что подобное испытание только укрепило ее веру. По всему видно, что Денч получит актерский приз в Венеции. Даже не хочется думать, что женский Кубок Вольпи достанется какой-нибудь «темной лошадке» из греческого фильма.