Советы юриста: права покупателей

В преддверии праздников ведущий юрист Egorov Puginsky Afanasiev & Partners Талина Кравцова отвечает на 2 актуальных вопроса в области прав потребителей.

Обязательно ли платить за разбитый товар в магазине?

Мир стремительно развивается, и многие уже успели на себе ощутить преимущества интернет-магазинов. Однако большинство людей все-таки придерживаются «проверенного» способа и покупки совершают, например, в супермаркете. При этом и в самом торговом помещении, и непосредственно перед кассой скапливается большое количество людей. Вот тут и можно случайно зацепить товар с магазинной полки и разбить.

Будьте готовы, что к вам незамедлительно последует охранник, а скоро к разговору присоединится и кто-нибудь из администрации. Что делать в такой ситуации и как не поддаться на уловки сотрудников магазина, которые утверждают, что вы «обязаны» оплатить разбитый или поврежденный товар?

Во-первых, следует помнить, что во время пребывания в магазине вы не несете ответственность за целостность товара, который там находится. Эта обязанность по закону возлагается на собственника товара. Не бойтесь открыто говорить, что в соответствии с Гражданским кодексом Украины за целостность и сохранность всей продукции в магазине отвечает его владелец, а не вы как потенциальный покупатель. Эта норма еще раз подтверждает, что любой бизнес осуществляется на свой страх и риск.

Во-вторых, по закону вы обязаны возместить убытки магазину только в том случае, если будет доказана ваша вина. Если же случившееся произошло не по вашей вине (а, например, из-за узких проходов между стеллажами в магазине, из-за полок, на которых отсутствует специальный защитный бортик, из-за того, что вас банально кто-то толкнул в очереди и т. д.), вы имеете право не оплачивать поврежденный товар.

Также необходимо знать, что любая претензия со стороны сотрудников магазина должна быть аргументирована и подтверждена доказательствами. Такими доказательствами могут быть показания свидетелей (которые, к слову, могут быть и на вашей стороне), видеозаписи с камер наблюдения и т. д.

Главное, что следует знать, – заплатить за поврежденный товар (иными словами, возместить убытки магазину) вас может обязать только суд. Для этого сотрудникам магазина необходимо будет составить соответствующий акт повреждения товара, вызвать милицию для составления протокола, только после этого подготовить иск в суд и требовать от вас компенсации. То есть процедура довольно длительная, и в большинстве случаев не гарантирует магазину положительного результата. Поэтому 99% подобных инцидентов до суда не доходят.

Читайте также: Советы юриста, часть 1

Вы можете задать свой собственный вопрос юристам Egorov Puginsky Afanasiev & Partners, прислав письмо с пометкой ЮРИСТ на web@elle.com.ua

Как грамотно приобрести непродовольственный товар?

При покупке любого непродовольственного товара (от мобильного телефона до крупногабаритных бытовых приборов) обязательно следует убедиться, что он новый и в рабочем состоянии. Если вы не являетесь специалистом, лучше об этом попросить продавца (или курьера, если осуществляется доставка). Также следует обратить внимание на комплектацию покупки. Так, в момент приобретения (особенно в случае доставки на дом) вы подписываете документ о том, что товар вам передали в полной комплектации и рабочем состоянии, без каких-либо видимых дефектов. То есть, если вы уже после покупки обнаружите, что товар недоукомлектован, будет очень сложно доказать это продавцу и, соответственно, предъявлять ему какие-либо претензии.

После проверки комплектности и работоспособности вы можете оплачивать товар. Документом, подтверждающим покупку, является чек, в котором указывается наименование товара, количество, стоимость и дата покупки. Чек бывает двух видов – кассовый (печатается через аппарат) или товарный (выписывается вручную). Если вам выдали товарный чек, убедитесь, что кроме указанных выше характеристик в нем есть информация о продавце. Как правило, это печать магазина и ФИО продавца с подписью. Также рекомендуем сделать ксерокопию чека и сохранить ее вместе с оригиналом. Это нужно, в случае когда на товар дается длительная гарантия (более 1 года). Не все знают, что бумага, которая обычно используется для чеков, выполнена из материала, который быстро «выцветает». Поэтому уже через год на нем будет довольно сложно разглядеть информацию о товаре, и в итоге вы можете остаться без документа, подтверждающего факт покупки.

Также особое внимание следует уделить правильному заполнению гарантийного талона. Сегодня многие интернет-магазины рекламируют свой товар, в том числе указывая на «гарантию от производителя», тем самым как бы убеждая вас в качестве продукта. Однако гарантия от производителя распространяется только на товары, которые после покупки могут обслуживаться в авторизированных сервисных центрах. Это, в свою очередь, возможно при правильно заполненном гарантийном талоне. Поэтому всегда проверяйте, вся ли информация о товаре указана в талоне, есть ли там данные о продавце (что даст возможность идентифицировать его как официального), стоят ли печати продавца (магазина) на отрывных талонах. Также следует проверять информацию о территориальном расположении сервисных центров. Ведь если сервисный центр один на всю страну или находится очень далеко от места покупки, все возможные риски, связанные с транспортировкой товара в сервисный центр, ложатся на вас.

Читайте также: Советы юриста, часть 2

Вы можете задать свой собственный вопрос юристам Egorov Puginsky Afanasiev & Partners, прислав письмо с пометкой ЮРИСТ на web@elle.com.ua


Реклама

Популярні матеріали

10 фільмів, які варто передивитися цієї осені


Благодійні ініціативи до місяця обізнаності про рак молочної...


Поза трендами: самобутні прикраси в техніці Мокуме ґане від...


Читайте також
Популярні матеріали