19 февраля завершился Берлинале, кинофестиваль из числа европейской «большой тройки» (два других – Канны и Венеция), традиционно пользующийся репутацией самого политизированного. Не похоже, чтобы в Берлине этого стеснялись: без упоминаний Трампа на пресс-конференциях не обошелся ни один день, несколько режиссеров сослались на него в интервью, комментируя свои работы (зачастую не самые удачные), Патрик Стюарт извинился за брексит перед гражданами Евросоюза и так далее.
Хью Джекман и Патрик Стюарт на Берлинале-2017
Однако в этом году заостренное и даже болезненное внимание к политике по очевидным причинам можно считать трендом не только Берлинале, но и Голливуда – вспомните хотя бы конфликт одиозного президента с «переоцененной» Мэрил Стрип и яростные высказывания звезд в его сторону. Американскими кинематографистами то ли на публику, то ли искренне завладели упаднические настроения: то и дело слышатся реплики об эмиграции, которые звучат шуткой лишь наполовину, и совсем уж серьезные слова о произошедшей катастрофе. Возможно, протестная атмосфера и оставила за бортом нуарных «Ночных животных» Тома Форда, отхвативших Гран-при в Венеции: герои фильма чересчур рефлексивны, а женские образы либо же становятся жертвами крайне жестокого обращения, либо, как в случае с Эми Адамс, слишком неоднозначны и бездеятельны, что явно не ко времени.
Похожие материалы:
Эми Адамс в фильме "Ночные животные"
Впрочем, размышления, почему тот или иной фильм оказался без номинации, – еще большее гадание на кофейной гуще, чем попытки вычислить победителей. После объявления претендентов на «Оскар» несколько профессиональных изданий с неким разочарованием констатировали, что в целом обошлось без сюрпризов, кроме сценарной номинации «Лобстера» и Изабель Юппер среди англоязычных исполнительниц. За последнюю по инерции обидно уже сейчас, ведь в последнее время такие исключения к награде не ведут – вспомните хотя бы Марион Котийяр в 2015-м и несравненную Эмманюэль Рива в 2013-м.
Пол Верховен и Изабеь Юппер на съемках фильма "Она"
Однако в целом номинанты и впрямь никого не удивили: коммерческий успех и всеобщее одобрение Дени Вильнева помогло «Прибытию» с легкостью обойти нелюбовь киноакадемии к фантастике, прощенный Мэл Гибсон с ура-патриотическим и пацифистским «По соображениям совести» купается в лучах славы, пока никто не крикнул, дескать, король-то голый, а после прошлогоднего скандала под знаменем «Oscar So White» в актерских номинациях заметно прибавилось афроамериканцев. Это, конечно же, не исключает высокого мастерства номинантов, однако игнорировать стремление киноакадемии к расовому разнообразию все-таки нелепо. К тому же, как было сказано выше, толерантность в этом году приобретает еще и форму своеобразного протеста против пресловутого Трампа, любимца альт-правых, чье видение консервативных ценностей часто оборачивается радикальным шовинизмом.
Похожие материалы:
Эндрю Гарфилд в фильме "По соображениям совести"
С одной стороны, демонизация самого нелюбимого из американских лидеров даже при всей заслуженности приобретает несколько гротескный размах, с другой – с этим приходится считаться, ведь голливудское большинство принадлежит к демократам, прямым оппонентам скорого на язык Дональда. Демократическая пресса нередко уличает Трампа в гомофобии, а уж афроамериканцев президент, кажется, не любит лишь чуть меньше, чем нелегальных мигрантов. На этом фоне «Лунный свет», повествующий об афроамериканцах-гомосексуалах, выглядит своего рода идеальным демаршем, не правда ли? Но прочь политику. Независимый фильм, снятый за несчастные пять миллионов при участии студии «А24», в недавнем активе у которой оскароносные «Комната» и «Эми», и без того выглядит идеальным претендентом – просто вспомните триумфатора минувшего года, остросоциальный, но неброский «В центре внимания». К тому же «Лунный свет» завоевал «Золотой глобус» как лучшая драма… но ведь у «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла этих наград целый ворох!
Кадр из фильма "Лунный свет"
Что ж, похоже, «Ла-Ла Ленд» и впрямь самый вероятный претендент, благодаря невероятному успеху у зрителей и критиков. К тому же «Оскар» за лучший фильм года вручается продюсеру, и на этом поприще «Ла-Ла Ленд» оставил соперников далеко позади, заработав 340 миллионов при бюджете всего в 30. Необычайно красноречивы и 14 номинаций: прежде столько доставалось лишь двум картинам – «Все о Еве» и «Титанику», каждая из которых взяла в свое время главную награду.
Похожие материалы:
Райан Гослинг и Эмма Стоун в фильме "Ла-Ла Ленд"
Некоторые критики объясняют успех «Ла-Ла Ленда» стремлением шокированного общества к эскапизму, традиция которого сильна в американском кино: вспомните хотя бы золотой век Голливуда, который пришелся как раз на период Великой депрессии, и блокбастеры на пару с теми же мюзиклами, которые заполонили экраны в конце 70-х - начале 80-х, обслуживая запрос социума, вконец истощенного Вьетнамом и Уотергейтом. Может ли актуальное высказывание «Лунного света» оказаться сильнее ухода в мир грез «Ла-Ла Ленда»? Ответ узнаем лишь 26 февраля.